Автомобиль – источник повышенной опасности. Буквально это означает, что в любой момент он может выйти из-под контроля водителя. Причина может быть любой: техническая неисправность, неверные действия самого водителя или других водителей, неправильная организация дорожного движения, плохое состояние проезжей части и так далее.
В статье 1079 Гражданского кодекса описана ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в том числе при управлении автомобилем. Для удобства восприятия я пересказываю вам данную статью в вольном изложении. Напоминаю, что по ПДД помимо водителя в дорожном движении участвуют только пешеходы и пассажиры.
1. Водитель вне зависимости от вины обязан возместить вред, причиненный автомобилем пешеходу или пассажиру.
Комментарий. Следует подчеркнуть, что вина водителя при возмещении ущерба пешеходу или пассажиру по большому счету никого не интересует. Однако пускать по миру детей водителя никто не собирается, и имущественное положение водителя при возмещении вреда пешеходу будет учтено.
2. Водитель освобождается от возмещения вреда полностью, если докажет, что вред возник вследствие:
умысла пешехода или пассажира.
Комментарий. В отношении водителя действует презумпция виновности. Он заведомо виноват во всех смертных грехах, и даже форс-мажор как причину ДТП он должен доказать, чтобы его освободили от возмещения ущерба пешеходу или пассажиру.
3. Водитель освобождается от возмещения вреда полностью или частично, если докажет, что имела место грубая неосторожность пешехода или пассажира, правда, с учетом ч. 2 ст. 1083 (см. ниже).
Комментарий. Речь вновь о презумпции виновности. Пешеход, попадающий под колеса, заведомо белый и пушистый, а его давит на дороге злобный водитель. И пока водитель не докажет обратного, его от возмещения ущерба пешеходу не освободят.
И даже при доказательстве стопроцентной вины пешехода в ДТП водителя не освобождают от трех выплат, о чем будет сказано ниже.
4. Водитель не отвечает за вред, причиненный автомобилем, если докажет, что автомобиль выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный автомобилем, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие автомобилем.
Комментарий. Если у водителя автомобиль угнали, то какой с него спрос, если в последующем ДТП и нанесении ущерба виноват угонщик?
5. Водители автомобилей солидарно несут ответственность за вред, причиненный при столкновении автомобилей другим водителям, пешеходам и пассажирам по основаниям, предусмотренным в пунктах 1-3.
Комментарий. Хитрый пункт. Если два автомобиля столкнулись, и один из них отлетел в пешехода, то пешеходу по большой части до лампочки, кому из водителей предъявлять требования о возмещении вреда. А они потом сами между собой пусть разбираются, кто кому платит.
6. Вред, причиненный в результате столкновения автомобилей их водителям, возмещается на общих основаниях.
Комментарий. Да, в общем-то, никакого комментария. Виновный водитель оплачивает нанесенный ущерб пострадавшему водителю.
И возвращаемся к части 2 статьи 1083 – учет вины пешехода или пассажира. Привожу ее также в вольном пересказе.
При грубой неосторожности пешехода или пассажира и отсутствии вины водителя размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано. Но вина пешехода или пассажира не учитывается:
при возмещении вреда здоровью (на лекарства, протезирование, упущенный заработок и т.д.), если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение;
при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (дети имеют право получать заработок погибшего за счет водителя);
при возмещении расходов на погребение.
Комментарий. Вред здоровью или погребение оплачивается по ОСАГО. А вот если у погибшего пешехода остались дети, и он был единственным кормильцем в семье, то водитель обязан содержать детей пешехода до восемнадцатилетнего возраста. И как было сказано выше, вина водителя при совершении ДТП никого не интересует, хотя его материальное положение и будет учтено.
Что в итоге имеем?
На самом деле водитель не злобный монстр, как я написал выше. Просто пешеход мягкий и весит в лучшем случае 100 кг, а водитель находится в железной капсуле весом не менее тонны. Со школы каждый помнит, что при обмене импульсами с такими начальными условиями у пешеходов мало шансов остаться целыми и невредимыми.
И законодатель в далеком 1996 году через презумпцию виновности довел до водителя очень простую мысль: просчитывай поведение пешехода, береги и опекай его. Но за 20 лет с момента появления части второй Гражданского кодекса благое намерение законодателя в сознании обывателя трансформировалось в следующую логическую цепочку:
что бы ни произошло – всегда виноват водитель;
раз виноват водитель, то мне будет не больно;
раз мне будет не больно, то где хочу, там и хожу.
Де-факто пешеходы всю ответственность за свои жизни переложили на чужого дядю – водителя.
Примерно 1/3 всех ДТП – это ДТП с пешеходами. 4/5 ДТП происходит вне пешеходного перехода. Примерно 70-80% ДТП с пешеходами происходит по их вине.
Попробуйте сейчас с ходу вспомнить, когда в отношении пешеходов ужесточали последний раз наказание? А новое наказание водителей за непропуск пешеходов, которое, вне всякого сомнения, состоится, у всех на слуху – 2500 руб. Оригинальная логика, не правда ли? За то, что пешеходы ходят там, где хотят, ни на кого и ни на что не обращая внимания, ужесточают наказание для водителей.
И предсказать последствия ужесточения не сложно. Новости уже прошли по экранам, а у нас люди узнают то, о чем они думают, из телевизора. На невербальном уровне обывателю передана информация, которая только укрепит его веру в безнаказанность и прибавит ему наглости на дороге. Количество ДТП с пешеходами пойдет вверх.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора