25 сентября суббота
СЕЙЧАС +5°С

Бороться с дорожными службами не под силу даже депутатам

За три дня обильных снегопадов – с 29 ноября по 1 декабря – в Тюменской области в общей сложности произошло 575 дорожно-транспортных происшествий. Списывать это все исключительно на водителей, их психологическую и техническую неподготовленность к зиме, ру

Поделиться

Поделиться

Поделиться

За три дня обильных снегопадов – с 29 ноября по 1 декабря – в Тюменской области в общей сложности произошло 575 дорожно-транспортных происшествий. Списывать это все исключительно на водителей, их психологическую и техническую неподготовленность к зиме, рука не поднимается. Тем не менее, как заявляют представители ГИБДД Тюменской области, лишь считанные из всех аварий случились из-за неблагоприятных дорожных условий, остальные – по причине водительской халатности.

Однако зима, как известно, наступает неожиданно не только для водителей, но и для дорожных служб. Как бы они все лето ни готовились к непогоде, сильный снегопад застает врасплох. Неудивительно, что на скользких и неочищенных дорогах число ДТП резко увеличивается. А в Тюменской области в этом году в первые дни настоящей сибирской зимы были побиты все рекорды аварийности.

Куда уходит техника? В какие города?

Техническое состояние дорог в нашей области в осенний и весенний период удручающее, считает депутат Тюменской областной думы от ЛДПР Евгений Харланов. На прошедшем в начале декаюря Втором областном форуме «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» он привел в пример прошедший зимний сезон, который по количеству выпавшего снега не отличался от нынешнего.

«В том году докатались до такой степени, что машины из колеи не могли выбраться. Уже журналисты начали бить тревогу, замеряли с линейкой глубину колеи. Мы подняли вопросы уборки снега в областной думе, губернатор подключился, – вспоминает Евгений Харланов. – Возвращаюсь вечером домой – чистят 50 лет Октября. Ради интереса спросил у рабочих, из какой они организации. Думаете, дорожные службы снег убирали? Нет, строители, которых вместе с техникой выгнали со стройплощадки чистить улицы. Так кто у нас дороги эксплуатирует? Где у нас вся техника?».

В прошлом году, по словам депутата, согласно заключению счетной палаты Тюменской области, оказалось, что вся снегоуборочная техника находилась в аренде в Свердловской области. «Никому до этого дела нет, хотя это наша техника, – возмущался Евгений Харланов. – Возможно, и в этом году она поныне там. Какие-то бульдозеры ездят в центре города, убирают снег. Где у нас нормальная техника, погрузчики?».

Депутат не верит в нехватку средств. Ежегодно на содержание и ремонт дорог в Тюменской области выделяются значительные суммы. А вот контроль за их расходованием должен быть более строгим. «Хочу привести пример. В одной из областных газет было опубликовано, что на улицы вышло несколько сот единиц техники. Ход снегоуборки контролируется. В ней упоминается, что «Аэродромстрой» отвечает за содержание 190 километров дорог в областном центре. Днем на дорогах работает 332 уборочных машины, 500 рабочих, 62 единицы техники еще будут привлечены к уборке, – процитировал Евгений Харланов газетную статью. – Но я не вижу этой техники. Поэтому инициирую запросы в управление автомобильных дорог Тюменской области и намерен привлечь счетную палату. Водители попадают в бестолковые аварии – машины просто выкидывает из колеи. Это же из-за состояния дорог, из-за снегопадов. Мы людей, не побоюсь этого слова, поставили на деньги. В первую очередь, автомобилистов. И ГИБДД в этих вопросах надо принять сторону водителей. Если ДТП произошло по вине эксплуатирующей организации, подготовьте ему все документы и пусть водитель судится и выставляет счет. Страховка не покрыла последствия аварии, пусть эксплуатационщики платят. Погиб человек из-за неблагоприятных дорожных условий – пусть дорожные организации возмещают ущерб».

Происходящее, по мнению депутата, порождает негатив в обществе и в конечном счете влияет на обстановку в городе и на общественное мнение. «Наша задача – более эффективно расходовать средства и своевременно убирать снег. Мы же помним времена Сергея Собянина, когда техника работала в Тюмени, а снег убирался на лету. Как бы хорошо дорожные службы ни работали летом, но 206 аварий зимой в один день создали негатив со стороны горожан. Из-за чего? Из-за того, что ждали, пока ляжет и утрамбуется снег. Вот и все причины», – подчеркнул Евгений Харланов.

Можно ли наказать дорожные службы за халатность?

Представим конкретную ситуацию: автомобиль, движущийся по заснеженной улице, внезапно заносит, причем вовремя погасить занос у водителя не получается, и машина врезается в препятствие, скажем, в фонарный столб. Можно ли доказать, что причиной аварии стала некачественная работа дорожных служб? Теоретически, можно, а практически осуществить это довольно сложно. Не получилось добиться правды и у Евгения Харланова, который попадал в подобную ситуацию. На одной из тюменских улиц его автомобиль (иномарка не из дешевых) угодил колесами в глубокую яму. Причиненный ущерб депутат оценил в 120 тысяч рублей (примерно по 60 тысяч за одно разбитое колесо). Вызванный на место наряд ДПС составил протокол, в схеме указал пресловутую яму, а также причину, по которой произошло происшествие. Но в возбуждении дела против коммунальщиков областному депутату отказали.

«Когда дошло до суда, мне сказали: так ведь ты виноват, ты же не соблюдал особенности дороги. То есть я должен в центре города соблюдать особенности дороги! Получилось, что я виноват в том, что не увидел яму и вовремя не затормозил», – сокрушается Евгений Харланов. Он считает, что в подобных ситуациях инспекторы ГИБДД идут по пути наименьшего сопротивления. Проще признать виновным водителя, чем проводить экспертизы, поднимать требования ГОСТов и т.д.

Для тех же, кто решит идти до конца, примерный алгоритм действий таков. Для начала следует вызвать наряд ДПС, который должен оформить дорожно-транспортное происшествие. Если авария произошла при плохих погодных или неблагоприятных дорожных условиях, инспекторы ГИБДД обычно вменяют автомобилисту нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения». Если такая формулировка окажется в официальных документах, то обвинить дорожников в халатности будет невозможно.

Чтобы добиться нужной статьи, необходимо, во-первых, когда инспектор ДПС будет оформлять аварию, настаивать, чтобы в протоколе, схеме и прочих документах он отметил состояние дороги, то есть наличие наледи, неубранного снега, ям и прочих «прелестей» российских улиц. Во-вторых, не лишним будет сфотографировать окружающую обстановку (можно и на камеру сотового телефона), а также записать адреса и телефоны свидетелей. После этого можно отправляться в ГИБДД и подавать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и организации, ответственных за данный участок дороги по статье 12.34 КоАП.

Если сотрудники Госавтоинспекции вынесут определение об отказе в возбуждении дела, это решение придется оспаривать, доказывая: в этой аварии виноват не водитель, а именно дорожники. В данном случае можно попытаться привлечь на помощь ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Если авария произошла в зимний период из-за наледи, гололеда, образовавшейся колейности, пункт 3.1.4 устанавливает, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью и быть не менее 0,3 (без рисунка протектора) и 0,4 (с рисунком протектора).

Но коэффициент сцепления определяется, и это указано в том же ГОСТе, при помощи прибора контроля ровности и сцепления, который стоит на вооружении службы организации дорожного движения, однако сотрудники этого подразделения ГИБДД на место происшествия не выезжают. Можно воспользоваться и пунктом 3.1.6 ГОСТа, который определяет для дорожных служб нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки. В зависимости от категории дороги, он составляет от четырех до шести часов. Один нюанс: это время отмеряется с момента «обнаружения скользкости дороги», то есть установить, сколько времени бездействовали дорожники, трудно.

Получается, что шансы на успех есть только в том случае, если ГИБДД виновником происшествия определит именно дорожников. Тогда можно подавать заявление в суд и требовать компенсации понесенного ущерба. Но даже в этом случае доказать, что дорожные службы не выполнили свою работу, очень сложно. Отсюда очередной парадокс российской действительности: ситуация очевидна, порядок действий известен, но законно обосновать претензии к коммунальщикам фактически невозможно.

В статье использованы материалы Autoban.ru.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Тюмени? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...