Передать полномочия по организации дорожного движения Министерству транспорта предложил член Совета Федерации, бывший начальник ГИБДД России Владимир Федоров. Сейчас, по словам сенатора, организацией дорожного движения занимается МВД и Госавтоинспекция, которые присвоили себе эти функции в 2004 году.
Как отметил Владимир Федоров, в настоящее время готовится четвертая программа, в которой необходимо учесть ошибки предыдущих программ и заложить в нее подготовку законопроектов по организации дорожного движения. Пока в России нет единого закона, регулирующего этот вопрос. Его необходимость периодически обсуждается на самом высоком уровне, но конкретных решений до сих пор не принято. Поэтому мероприятия в области организации дорожного движения регулируются на основе различных нормативно-правовых актов по безопасности движения. В их число входят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», ряд ГОСТов, регламентирующих правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и т.д. Контроль за их исполнение возложен на подразделения ГИБДД.
Согласно статье 21 закона «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Зато все изменения существующего порядка дорожного движения должны согласовываться с ГИБДД.
«По федеральным законам «О безопасности дорожного движения» и «О милиции» Госавтоинспекция не имеет права устанавливать дорожные знаки, светофоры, ограждения, искусственные неровности, уличное освещение, наносить разметку. Это находится в ведении исполнительных органов власти, отвечающих за содержание дорог. Они должны разрабатывать в соответствии с законом схемы организации дорожного движения, которые согласовываются с Госавтоинспекцией. Проводятся конкурсы, торги на выполнение работ, после чего технические средства устанавливаются на дороге», – говорит и.о. замначальника отдела дорожной инспекции и организации движения областной ГИБДД Сергей Вологжанин.
Но в то же время сотрудники ГИБДД в своей деятельности руководствуются приказами МВД и имеют полномочия влиять на организацию дорожной сети, особенно на участках с высокой аварийностью. Согласно приказу МВД местом концентрации дорожно-транспортных происшествий в населенном пункте является участок улицы, протяженность которого не превышает 400 метров и на котором в течение года произошло три и более ДТП. Вне населенного пункта очагом аварийности признается участок дороги протяженностью не более одного километра, на котором в течение года зарегистрировано два ДТП или в течение двух лет три и более аварий.
В этом случае для снижения аварийности Госавтоинспекция может подать заявку на установку знаков, ограничивающих скорость или запрещающих обгон, светофоров на нерегулируемых перекрестках с большим потоком пешеходов и т.д.. Далее органы власти, ответственные за содержание дорог, рассматривают технические условия возможности установки и принимают решение. Это, как показывает практика, самый простой и недорогой способ организации дорожного движения. Поскольку на более затратные работы – обустройство тротуаров, установка отбойников между полосами, пешеходных ограждений, уличного освещения на участках с недостаточной видимостью в ночное время суток и другое, – требуются значительные средства, которые у содержателей дорог не всегда имеются. Получается, единого органа, который бы руководил организацией дорожной сети, в нашей стране нет.
Более радикальное решение этой проблемы предложил председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев. По его мнению, необходимо создать на базе ГИБДД и ряда других структур единый орган, подчиненный Министерству транспорта, который бы занимался и обеспечением безопасности на дорогах, и организацией дорожного движения.
«Я предлагаю не ликвидировать ГИБДД, а создать новую федеральную службу, которая бы занималась не только безопасностью, но и организацией дорожного движения. К сожалению, этой функции нет нигде, она не прописана ни в структуре Министерства транспорта, ни в структуре Министерства внутренних дел. Этим нужно заниматься – регулировать дорожное движение, помогать его участникам. Я считаю, что на сегодня назрел этот вопрос, и нужно передать полномочия от шести ведомств, которые, по сути, занимаются безопасностью, в единый координирующий орган, который, в идеале, был бы подчинен Министерству транспорта», – пояснил Шишкарев.
По словам депутата, сейчас безопасность на дорогах обеспечивают одновременно шесть ведомств: МВД, Минтранс, Минздравсоцразвития, МЧС, Минобрнауки и Минрегион. «Сегодня в России необходимо, чтобы за проблемы, возникающие на дорогах, была обозначена четкая ответственность, – считает Сергей Шишкарев. – Я призываю навести порядок на дорогах. Для меня очевидно, что сегодня никто не несет ответственность за проблемы, связанные с пробками, парковками, регулированием транспортных потоков, аварийностью. Я не вижу, что ситуация на дорогах меняется: пробки, нарушения скоростного режима, взятки. Смею также предполагать, что, рапортуя о снижении ДТП, статистика лукавит».
Одним из последствий подобных преобразований может стать лишь увеличение чиновничьего аппарата и злоупотреблений, считает тюменский автоюрист Денис Аханов: «Даже если предположить, что полномочия по организации дорожного движения будут переданы Минтрансу, в любом случае все согласования будут проходить через Госавтоинспекцию. А создание отдельной федеральной службы может привести только к росту бюрократизма и коррупции».