Авто Автомобильные игрушки для начинающих: активный или пассивный

Автомобильные игрушки для начинающих: активный или пассивный

Речь пойдет вовсе не о разновидностях отдыха и уж тем более не о нестандартной ориентации. Разговор о выборе первого, о чем задумывается практически любой обладатель недорогого автомобиля со штатной аудиосистемой или меломан, прошедший через стандартный н

Речь пойдет вовсе не о разновидностях отдыха и уж тем более не о нестандартной ориентации. Разговор о выборе первого, о чем задумывается практически любой обладатель недорогого автомобиля со штатной аудиосистемой или меломан, прошедший через стандартный набор «мафон и четыре блина», – о выборе сабвуфера. Ну, или как часто называют эти загадочные устройства некоторые «горячие головы», – «самбуфера» (просьба к читателям пожалеть нервы и уши продавцов и консультантов и запомнить правильное название). Обычно по совету многоопытного соседа по гаражу решается, что счастье неопытного меломана легкодостижимо. Обрести его можно в соседнем супермаркете на полке между колбасами и одноразовыми бритвами. Что же, попытаемся вас отговорить от необдуманного шага и немного просветить.

Что заключает в себе будоражащее кровь слово «активный»? Все очень просто. Активный сабвуфер, в отличие от пассивного, уже содержит в себе усилитель, рассчитанный только на него одного. Причем, обычно – худосочный. И сам сабвуфер (динамик) в 90% случаев тоже весьма непритязателен по качеству. Нет, конечно же, ничто не мешает установить хороший усилитель в хороший сабвуфер. Вот только так уж повелось, что активный – значит, недорогой (или, скорее, дешевый, что опаснее). Взять хотя бы тот факт, что практически ни один серьезный производитель не занимается подобного рода устройствами. Кто-то, возможно, возразит: позвольте, в домашней технике практически все сабвуферы в активном исполнении. Не станем спорить, но ответ тот же: так уж повелось. У домашней техники свои особенности в компоновке, и отдельных сабовых усилителей там практически не встречается. И вообще, вряд ли кто-то согласится смотреть дома на кучу раздельных блоков и лишних проводов.

В автомобиле все преображается с точностью до наоборот. Во-первых, практически любой усилитель способен на работу с сабвуфером. Во-вторых, отдельный усилитель можно преспокойно разместить скрытно. При необходимости быстро освободить багажник достаточно отключить одну пару проводов (обычно на зажимах, то есть две секунды) – и все. С активным сабвуфером намного сложнее: нужно отключать все провода – сигнальные, силовые, затем их изолировать (иначе замыкание). В-третьих, при желании отдельный усилитель можно перепрофилировать для работы на акустику или, наконец, продать отдельно (если разбогатели и захотели что-то получше). А, учитывая вышеописанные особенности несерьезного отношения производителей, не удивляйтесь, что в специализированных магазинах активных моделей для автомобилей мало или нет вообще.

«С дырочкой в левом боку»

Повернув свой взгляд к достойному роду пассивных моделей, можно снова замереть с вопросом в глазах: зачем нужно такое количество различных типов корпусов и какой выбрать? Здесь единого ответа нет, но есть статистика: 90% сабвуферов предполагают работу в двух основных видах корпусов. Корпус, в котором придется работать сабвуферной головке, по-научному называется оформлением. Так вот, наиболее распространенными из них являются «закрытый ящик» и «фазоинвертор». У каждого из типов есть свои плюсы и минусы.

Закрытый ящик – это суперпросто: корпус без отверстия. «Без фазы», как говорят «риальные пацаны». Главный плюс такого сабвуфера – линейность. То есть именно это оформление вносит наименьшее количество прикрас к оригинальному сигналу, поданному на сабвуфер. Хороша скорость подачи, не происходит заметной задержки движения диффузора динамика, что выливается в органичность звучания, отсутствие «выпирания» сабвуферного звука. Также среди достоинств – компактность и простота изготовления. При прочих равных, необходимый объем «закрытого ящика» будет меньше фазоинверторного или, тем более, «бандпасс» (о нем позднее). Самый заметный минус (хотя, можно назвать это лишь особенностью) – пониженная отдача или так называемая «итоговая чувствительность». Что означает, что при равной подаваемой мощности, звуковое давление (громкость) будет заметно выше. Существует еще пара мелких недостатков, но они несущественны.

Фазоинвертор – эта технология стала настоящим открытием, о чем свидетельствует вековой давности патент, полученный господином Гельмгольцем. Отложим в сторону технические подробности, скажем лишь, что заключается он в использовании трубы-резонатора. Именно к такому виду оформления и относятся сабвуферы с «отверстием». Вопреки распространенному заблуждению, «труба» (ее длина и диаметр) и объем корпуса берутся отнюдь не «от фонаря». Постройка такого сабвуфера требует расчетов, которые используют параметры непосредственно конкретной сабвуферной головки.

Не стоит, купив модель типа «закрытый ящик», бежать сверлить в ней дыру и вставлять трубу в надежде улучшить звук. Существует куча программ, которые в этом могут помочь. Либо приобретайте готовый сабвуфер-фазоинвертор. В данном случае производитель сам позаботился об оформлении своего детища. Получается, конечно, не всегда идеально (из-за тотальной экономии), но обычно без радикальных конструктивных просчетов. Также не стоит, убив неправильной эксплуатацией (или если просто пришло его время) корпусной сабвуфер, покупать первую попавшуюся головку и толкать ее в старый корпус. В лучшем случае не будет звучать, как должна, в худшем – отправится за первой в «долину смерти».

«Существуют и другие, менее распространенные, варианты: бандпасс, фри-эйр, ПАС и еще пара-тройка вариантов. Но из них вы можете столкнуться лишь с так называемыми фриэрными сабвуферами, оформлением для которых служит обычная полка в седане. Как бы заманчиво это ни звучало, но не стоит с ними связываться, если не брать в расчет безвыходных ситуаций. Такие сабвуферы, по сути, сборище компромиссов, и вопреки ожиданиям приличная подготовка под его установку может обойтись дороже типового корпуса, – говорит специалист центра автозвука «УсилОК». – В первую очередь определите для себя, до похода в магазин, что для вас важнее – громкость или качество. Ибо того и другого без компромиссов в одном устройстве не встречается. А там уже консультант подскажет вам путь решения».

Небольшой взрывчик в автомобиле

Еще одна популярная часть силовой цепи аудиосистемы – конденсатор (он же накопитель или буферная емкость). Разнообразных заблуждений, приходящихся на его долю, ничуть не меньше, чем о мощности. Прямо мистический предмет, который обещает (по мнению неискушенного потребителя, разумеется) буквально заменить аккумулятор, повысить мощность, избавить от «моргания» экрана магнитолы и много другое вплоть до приготовления кофе.

На самом деле, это обычная радиодеталь – емкость, которая используется в любом приборе. Только в автомобиле они используются беспрецедентно больших размеров и соответствующей емкости. Стоит сразу запомнить его непосредственное назначение – не допустить дополнительных искажений, связанных с пиком потребления энергии усилителем. Никакой «чудотворной энергии из эфира» он не даст. Аккумулятор будет разряжаться, как и делал это раньше.

Все дело в звуке! Дело в том, что обычно на одном многоканальном усилителе «сидит» и акустика, и сабвуфер. Как наиболее прожорливый потребитель энергии, сабвуфер, отрабатывая какой-нибудь «большой бум», заставляет усилитель потреблять ток более чем втрое превышающий средний. Поэтому вследствие инертности штатного аккумулятора резко просаживается бортовое напряжение. И мало того, что вместо этого бума сабвуфер издаст нечто вроде хрипа, так еще и потянет за собой остальные каналы усиления, потому что блок питания один. Хотя и в системах с раздельными усилителями такой эффект, пусть и в меньшей степени, будет проявляться.

Вот здесь и приходит на помощь конденсатор. Его физическая суть отражена уже в названии – накопитель энергии, причем, более быстродействующий, нежели химические элементы питания (аккумулятор). Его роль, казалось бы, немудрена: заряжаться на спокойных фрагментах музыкальной фонограммы и разряжаться в энергетически тяжелых моментах, Однако создание такой вещи не такое уж дешевое мероприятие. Следствие этого можно наблюдать на полках магазинов. Не стоит удивляться, если увидите, что стоимость хорошего конденсатора сравнима с простым CD-ресивером. Не хочется пугать, но, покупая дешевый вариант, особенно без управляющей электроники, рискуете (при не знании правил обращения с ними) получить небольшой взрывчик в автомобиле.

Специалисты центра звука «УсилОК» советуют при покупке конденсатора посчитать суммарную номинальную мощность аудиосистемы. Если она не превышает 500-800 Ватт, то не стоит задумываться о конденсаторе. Будет вполне достаточно правильно подобранной силовой проводки (достаточного сечения). Вообще же принято условное правило: один Фарад (такая, мера емкости) на 1000 Ватт мощности. Обычно в ходу модели на один-два Фарада. Если вы видите изделие компактных размеров, но в разы большей емкости, то перед вами, скорее всего, ионистор (или суперконденсатор). У них есть своя ниша, но «аудиофилы» не советуют с ними связываться. Конденсатор – такая вещь, влияние которой весьма слабо выражено. Можно его использовать для самоуспокоения при факте, что все остальные условия для надежного электроснабжения усилителей уже обеспечены. Но совет такой: лучше потратьте лишние деньги на кабель большего сечения или на акустику. Чаще всего эффект будет намного заметнее.

Инсталляция

Так теперь принято, в нашем понимании, называть интеграцию аппаратуры в автомобиль. Хотелось бы заострить внимание на таком полном заблуждений и эзотерики понятии, как мощность устанавливаемой аппаратуры. Особенно остро стоит вопрос с энергетикой сабвуферной части аудиосистемы. Сотрудникам центра звука «УсилОК» очень часто приходится объяснять клиентам, что такое «номинальная мощность» и как она влияет на конечный результат, то есть на звук.

Номинальная мощность – наибольшая мощность, с которой, устройство может работать неограниченно продолжительное время без деструктивных последствий. Часто люди обращаются с просьбой подобрать сабвуфер с твердым условием: «киловаттник» или, к примеру, «трехкиловаттник», да еще и ценой тысяч в пять рублей. Как правило, такой человек, становясь жертвой рекламных уловок, вводится в заблуждение красивыми надписями на корпусах. Методов замера мощности существует великое множество.

Производители, особенно бюджетные, выбирают наиболее «красивые» варианты измерения – максимальная, пиковая и т.д. Номинальная мощность обычно в два-три раза ниже, даже если реально номинал сабвуфера составляет 1000 Ватт (а такая вещь будет стоить не меньше 15–20 тысяч рублей). Эту тысячу еще нужно получить на выходе усилителя, который также «потянет» на добрых 20–30 тысяч рублей. К этому должна быть готова электросеть автомобиля. Ни один штатный генератор не сможет регулярно справляться с подобной нагрузкой. Проводка также должна соответствовать требованиям, что опять же вызывает немалые расходы. В смысле, работать будет, но не о каком «киловатте» речи уже не идет.

Но даже если вы обеспечили все необходимые условия и все установили, вас ждет главный «сюрприз»: слушать то, что получилось, дольше пяти минут вы не захотите. Так как звуковое давление подобного уровня трудно вынести сколько-нибудь продолжительное время. Да и музыкой называть это уже сложно. Нужно усвоить главное: мощность – это не самоцель. Можно привести немало примеров 250-300-ваттных сабвуферов, создающих заметно большее давление, чем иные 500-800-ваттные.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем