В июле 2018 года отменен льготный режим ввоза автокомпонентов для российских заводов: за импортные детали предприятия будут платить в разы большую пошлину. Это накладывается на общее подорожание машин, которое активно идет даже летом, хотя в прошлые годы теплые месяцы давали рынку передышку.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/77/04/0a7704ded275e4dd68ac545f1886fc3b/656x438_1_4043dd7e730bc74574fb0e26811ede73@906x604_0xP9Worx2o_9940940243731579023.jpg.webp)
Дорожать лучше хором
Переписывание прайсов началось еще в апреле после девальвации рубля, но темпы не ослабли до сих пор.
По данным аналитического агентства «Автостат», летом в цене прибавили SKODA Octavia (+20 тысяч), основные модели Peugeot и Citroen (+26–40 тысяч), рестайлинговый Renault Logan (+10 тысяч), Chevrolet Niva (+15–17 тысяч), Suzuki (+10–20 тысяч), Subaru (+30–100 тысяч), Honda CR-V (+30 тысяч), УАЗы (+10–18 тысяч), Volkswagen Amarok (+28–113 тысяч), популярные модели KIA (+15–30 тысяч), Ford Kuga, EcoSport, Focus (+10–20 тысяч).
Набор моделей абсолютно разношерстный: здесь есть автомобили с высокой локализацией (например, УАЗ), иномарки российской сборки (KIA Rio), импортируемые модели (Suzuki Vitara).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/06/1e/07061e10a4d752030125522a519683ee/656x441_1_2b699ff2b0f2206f69fa4bbffddba369@1024x688_0xdD4W9ugU_7067205826642145838.jpg.webp)
Указанные повышения не всегда отражают тенденцию, потому что многие модели дорожали дважды — весной и летом, например Volkswagen Tiguan, SKODA Octavia, ряд моделей KIA, Renault Logan.
Лихорадочность измерения цен можно проиллюстрировать на примере некогда популярного Ford Focus: весной минимальная комплектация седана с кондиционером (SYNC Edition) стоила от 1,012 млн. Словно спохватившись, что цена перевалила психологическую отметку в миллион рублей, Ford скорректировал линейку комплектаций, и появилась версия Trend с неплохим набором оборудования — от 912 тысяч рублей (за седан). Но уже летом стоимость поднялась до 922 тысяч рублей.
Прибавляет и премиум-сегмент, причем здесь наценки достигают шестизначных цифр: Mercedes-Benz GLC подорожал на 30–130 тысяч, Lexus NX — на 51–74 тысячи, большая часть моделей BMW — на 40–140 тысяч, Jaguar — на 50–91 тысячу. Весной этого года ценники переписал родственный Land Rover, добавив 31–200 тысячу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/1b/dc/781bdcf23057d921d06b2f12d455b1c2/656x439_1_fa9f799fbb1f7d01e164cd0d9a1c5c32@860x575_0x5HTkg2E7_6245012092220032160.jpg.webp)
Кто виноват
— В основном производители продолжают отыгрывают повышение курсов валют в апреле, — считает эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
В числе других факторов аналитики называют повышение утилизационного сбора и акцизов, общую инфляцию, а также «сговорчивость» потребителей: несмотря на ощутимое повышение цен, продажи автомобилей достигли локального максимума. Правда, не все верят в устойчивость тренда. Один из представителей автобизнеса на условиях анонимности сообщил следующее:
— На самом деле, настроение тревожное. Да, люди возвращаются в автосалоны, но не потому, что стали богаче. За предыдущие четыре года накопился отложенный спрос, и у многих просто подошел срок менять автомобиль. Откладывать же покупку люди не хотят из-за непрерывного подорожания машин, рассуждая «лучше сегодня по три, чем завтра по пять». Мы понимаем, что ситуация пограничная: импортеры поднимают цену, стараясь довести ее до уровня, который оправдан с точки зрения экономики производства. Но это чревато тем, что в какой-то момент рынок выдохнется, и люди опять предпочтут ждать или покупать подержанные автомобили.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/e7/0d/7de70dc1c3bc4c95e36822a2ae56cd96/656x337_1_8dfa2048591f59d52267e46631ce15a0@670x344_0xxZxl7eLR_4343633926387391141.jpg.webp)
Причин к снижению цен в обозримом будущем эксперты не видят, напротив, уже скоро появятся новые поводы для накручивания прайсов.
— Итогом первой половины 2018 года стал рост на 7,4%, — объясняет глава агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Впереди изменение ставки НДС, дальнейшие корректировки утилизационного сбора и многое другое. Вопросы на эту тему, видимо, чисто риторические: произошло ли «привыкание» к новому уровню цен? Настолько сейчас адекватны цены на автомобили в глазах покупателей? И подстегивает ли их грядущее повышение, о котором много пишут в интернете?
Что касается повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года, эксперты отмечают негативность данного шага именно для автопрома, где из-за длинных производственных цепочек НДС платится многократно. Правда, большинство аналитиков склоняется к мысли, что увеличение себестоимости примерно на 2% не окажет радикального влияния на рынок: ежегодное подорожание может перекрыть эту величину.
Пошлины растут ради ВТО
1 июля в России завершился режим льготного ввоза автокомпонентов, который действовал для компаний, подписавших с правительством соглашение о промсборке. Особенным сюрпризом этот шаг не стал: Россия просто выполнила обязательства, взятые в 2012 году при вступлении страны во Всемирную торговую организацию.
Льготная ставка в 0–5% на ввоз автокомпонентов заменена полноценной — 5–15%. Это все равно дешевле, чем пошлина при ввозе готовой иномарки (30–40%).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/52/d9/a152d92023c9a211641fd4ac84e5d155/656x438_1_554adb09b8197c05ebf104646b662126@1200x800_0xJN1Fjnkp_8294803221611057112.jpg.webp)
Повышение актуально для компаний, работающих в режиме промсборки, который подразумевает степень локализации до 60%: в последние годы многие автозаводы (Ford, Volkswagen, Renault) перешли на штамповку кузовов из российских сталей и выпуск двигателей на территории страны, что снизило зависимость от импорта. Поэтому увеличение пошлин скажется на цене лишь отдельных элементов машины, среди которых тем не менее есть дорогостоящие, например электроника.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/4f/e5/a74fe5a55ea138c7dd38d2f75f91af91/656x438_1_4153f43a57478cfd803fe970dc140081@2999x1998_0xJuojwAQw_3977835694328349747.jpg.webp)
Но резкого скачка цен игроки рынка не ожидают: правительство разработало план помесячной компенсации расходов на пошлины для производителей, которые работают в режиме промсборки. Как и в случае с утилизационным сбором, отсроченный характер компенсации и особенности самого механизма выплат могут подтолкнуть некоторые компании к повышению цен в длительной перспективе.
Несмотря на сложности, автопроизводители охотно везут в Россию новинки, в числе которых — новый Touareg, Toyota CH-R, BMW X5. Несмотря на ощутимый рост цен, по итогам полугодия авторынок России показал рост на 18%. Волна подорожания автомобилей началась весной 2018 года после роста курсов валют.
Артём Краснов