Наш человек любит трудности. Даже слишком. Это была первая мысль, пришедшая в голову на соревнованиях «Железный перебор. Искинская трясина», состоявшихся в минувшие выходные в районе деревни Красный Яр.
Третий этап первенства Тюменской области по трофи-рейду, организованный Тюменским внедорожным клубом при поддержке областного департамента по спорту и молодежной политике и администрации Нижнетавдинского района, собрал около 40 отчаянных любителей этих самых трудностей из Тюмени, Исетского, Сургута, Ханты-Мансийска, Нового Уренгоя, Кургана, Магнитогорска. На соревнованиях в качестве наблюдателя присутствовал представитель Пермского внедорожного клуба Олег Бронников.
Участники соревновались в трех категориях: «стандарт», «экстрим» и «спорт». Первый спецучасток представлял собой преодоление препятствий на компактной трассе с раздельным стартом. Несмотря на удаленность места проведения от города, зрителей собралось необычайно много – они расположились по краям большого оврага, на дне которого развернулось захватывающее зрелище. Сюда заворачивали только участники в классах «спорт» и «экстрим». Трасса для «стандарта» пролегла в обход самого сложного отрезка.
Первые стартовавшие «спортсмены» и «экстремалы» неожиданно резво преодолели ямы и пригорки. А вот экипаж дебютантов на Toyota Land Cruiser 70 создал интригу. Ребята засели в самом интересном месте, перекрыв наиболее удобное место для подъема. Постояв какое-то время в очереди, последователи «Тойоты» решили искать альтернативный путь. Для этого предстояло подняться практически вертикально вверх. Со стороны это казалось безумием. Но бывалые зрители поделились, что видали препятствия и посложнее. В том, что для настоящих трофистов невозможное возможно, экипажи УАЗиков, «Сузуки» и «Тойот» убеждали публику один за другим. Правда, для этого приходилось пускать в ход весь свой технический арсенал от лебедок до лопат, ну и, конечно, личную смекалку.
Что касается несчастного «крузака», то отчаянные попытки самостоятельно и при участии товарищей-соперников выбраться из глиняного плена привели лишь к тому, что двое помощников вынуждены были чинить разбортовавшиеся колеса своих автомобилей. С оторванными полуосями переднего моста и неисправной лебедкой о дальнейшем участии этого экипажа в гонке не могло быть и речи. Тем не менее, как рассказала позже секретарь Тюменского внедорожного клуба Юлия Михайлова, ребята все равно были очень рады, что решились принять участие в трофи: «Они поняли свои ошибки, выслушали советы опытных коллег. И теперь будут готовить машину к следующему этапу». Вытянуть «Тойоту» удалось, лишь подцепив последовательно два автомобиля.
На втором спецучастке – ночном GPS-ориентировании – участникам предстояло отыскать по координатам как можно больше контрольных пунктов. Присутствие зрителей на этом этапе не предусмотрено: участники сами порой с трудом представляют, куда они едут и где находятся. КП разбросаны по обширной территории с болотцами, почти непроходимой чащей, поваленными деревьями.
Юлия Михайлова особо отметила экипаж автомобиля ЛуАЗ: «Ребята показали очень хороший результат, взяли много контрольных пунктов, где не могли проехать – несли машину буквально на руках. Даже возникла мысль присудить им приз зрительских симпатий».
Члены экипажа «луазика», как обычно зовут этот крохотный джип, братья Сергей и Александр Иванищевы, судя по всему, вообще любят все экстремальное. Так, помимо трофи они увлекаются альпинизмом.
По итогам III этапа список призеров выглядит следующим образом.
Категория «стандарт»:
Завьялов Александр, Маслов Максим (Тюмень, «Тойота LC»);
Смирнов Александр, Снохин Алексей (Тюмень, УАЗ);
Иванов Евгений, Греб Андрей (Тюмень, «Шевроле Нива»).
Категория «экстрим»:
Печкин Сергей, Фролов Евгений (Тюмень, «Сузуки Самурай»);
Клевцов Александр, Григорьев Максим (Тюмень, УАЗ);
Яковлев Денис, Яковлева Елена (Тюмень «Тойота Сурф»).
Категория «спорт»:
Нищета Илья, Смирнов Дмитрий (Тюмень, УАЗ-прототип);
Олейник Константин Бровиков Алексей (Сургут, УАЗ);
Микушин Андрей Никитин Александр (Сургут, УАЗ).
Сергей Печкин, чей экипаж праздновал победу во втором этапе подряд, отметил: главная сложность возникла в связи с тем, что координаты, указанные в задании СУ-2, часто не совпадали с данными GPS-системы. «В итоге приходилось ориентироваться буквально по звездам, наугад, – делится пилот «Сузуки Самурай». – А победить помогли хорошая подготовка автомобиля и приобретенный опыт».
Как рассказал Сергей, сначала он, как, наверное, и многие нынешние участники, посещал соревнования лишь в качестве зрителя. В 2006 году приобрел джип, который можно было подготовить для гонок. Через год его экипаж впервые участвовал в заездах для любителей вне зачета. А уже в нынешнем сезоне команда «Самурая» выступает полноправным соискателем главного приза в классе «экстрим». «У нас были хорошие учителя – победители Кубка Урала 2007 года по трофи-рейдам, кандидаты в мастера спорта Леонид Карась и Олег Шишканов, – признается Сергей Печкин. – Показали нам приемы вождения по зыбучим грунтам, научили правильно готовить машину». По словам Сергея, секреты мастерства здесь таить друг от друга не принято, опытные спортсмены охотно делятся своими знаниями с новичками.
Уже 12 сентября экипаж Сергея Печкина и Евгения Фролова собирается принять участие в этапе Кубка Урала в Перми. Автомобиль почти не пострадал, так что времени на подготовку хватит. «Мы только на пеньках глушитель оставили и сцепление подпалили», – делится пилот.
В общем зачете класса «экстрим» Печкин и Фролов сейчас выглядят фаворитами, но все решит заключительный четвертый этап, который пройдет в конце октября. Интрига сохраняется и в двух других категориях. Болельщиков ждет увлекательная развязка.
Напомним регламент. Результаты Первенства формируются следующим образом: участникам начисляются баллы на каждом этапе соревнований; выявляются призеры этапов (соответственно, первые, вторые и третьи места внутри категорий). По количеству набранных баллов по итогам четырех этапов определяются победители первенства в каждой технической категории. Для получения зачета в первенстве необходимо участие минимум в трех этапах. Победители награждаются грамотами и памятными призами (медаль, кубок), организаторы имеют право учреждения дополнительных призов.
Требования к участникам
«Стандарт»:
Максимальный размер комплектного колеса – 31 дюйм;
Допускаются бамперы нестандартной конструкции;
Допускается обрезка арок и порогов;
Допускается наличие не более пяти лопат.
«Экстрим»:
Максимальный размер комплектного колеса – 33 дюйма;
Допускаются бамперы нестандартной конструкции;
Допускается обрезка арок и порогов;
Допускается наличие не более трех лопат;
Допускается наличие лебедок.
«Спорт»
Максимальный размер комплектного колеса – 36 дюймов;
Допускаются бампера нестандартной конструкции;
Допускается обрезка арок и порогов;
Допускается наличие не более одной лопаты;
Допускается наличие лебедок.