Всем известные события заставили многих задуматься о переезде в другую страну. У кого-то все осталось на уровне фантазий, а кто-то решился действовать. Тюменский архитектор Антон Канаткин уехал в Грузию вместе с женой и успешно там обосновался. До нового места жительства — Батуми — пара ехала на личном авто. О шестичасовой пробке на границе, об отношении русских пограничников, о ценах на жилье и продукты и о менталитете грузинов — читайте в его авторской колонке. Далее — от первого лица.
В пять утра на улице стояла скорбная тишина, окутанная прохладой. Последний раз захлопнулась дверь в родном подъезде. Оставив ключи «под ковриком», мы понимали, что зайти обратно будет невозможно — впереди только неизвестность и много новых приключений. Наше путешествие продлилось пять дней и завершилось на берегу моря в Батуми.
Непростое, но нужное решение
Всё началось в обычную февральскую ночь, когда «Яндекс» начал пестрить важными заголовками об обращении президента к гражданам. Не углубляясь в подробности, скажу — дальнейшее развитие ситуации нас не устроило. Мы давно планировали поменять место жительства, так как не видели никакого развития нашей страны. Но именно это выступление для нас поставило точку в этом вопросе и дало большой пинок для осуществления нашего замысла.
Началась подготовка, которая продлилась около двух месяцев. Мы выбрали страну: в этом нам помогли разные видеообзоры. Сначала мы составили план дел, которые необходимо было решить в первую, вторую и третью очередь. Прежде всего мы оценили финансовые возможности на сам переезд и на первое время жизни в новой стране. Продав часть недвижимости, мы обеспечили потенциально год жизни в чужой стране, что создало уверенность в наших помыслах.
Вторым шагом были текущие дела по работе, нужно было предупредить коллективы о нашем «отпуске». Сам переезд мы держали в тайне, чтобы не возникло соблазна у знакомых и малознакомых людей попытаться отговорить нас или внушить неуверенность и страх будущего. Мы доверяли только друг другу и надеялись только на себя.
Больше 3 тысяч километров на машине
Была установлена условная дата выезда — 18 апреля. Дела второй значимости варьировались от лечения зубов до продления загранпаспорта. Далее шла компоновка нужных и ненужных вещей: поездка планировалась на своем автомобиле. Мы замеряли габариты багажника и использовали вакуумные пакеты, чтобы вошло как можно больше полезных вещей. Ненужные вещи мы раздали нуждающимся или просто отнесли на свалку, некоторые продали, а что-то раздарили друзьям. Помимо одежды мы взяли с собой компьютер, ноутбуки и главное — радиатор. В непогоду в домах Грузии очень прохладно.
Перед поездкой авто было полностью проверено и готово к длительной поездке, дорога составила 3,4 тысячи километров. Для моего водительского опыта это было непростой задачей. За рулем был только я, и так далеко еще никогда не ездил. Мы решили, что при таком длительном пути нужны остановки, и разделили путь на несколько частей: Тюмень — Уфа — Саратов — Элиста — Владикавказ — Тбилиси — Батуми. Это дало нам шанс не только увидеть города, но и погостить во многих из них. Вся поездка составила у нас пять дней.
Из всех проезжающих городов нам запомнилась неприметная Элиста, а точнее, ее атмосфера. Буддийская ментальность, парящая в городе, настраивала нас на какой-то особый местный дзен. Элиста была единственным городом, в котором хотелось остаться подольше, но нас ждала поставленная цель — Батуми. И мы двинулись дальше. Другие города были тоже по-своему приятны и особенны. В Уфе кроме луж ничего не запомнилось — перед нами прошел дождь, и Уфа стала похожа на Тюмень. В Самаре один из лучших стадионов в России и пляж на набережной, чего не хватает в Тюмени. В Саратове качественная набережная и историческая архитектура. Во Владикавказе потрясающий пешеходный бульвар и главный парк, в котором Тюмень многому может поучиться. Особенно это касается заботе о деревьях.
Останавливались мы в хостелах и экономных гостиницах не дороже 1800 рублей за сутки на двоих. Перед границей был перевалочный пункт — Владикавказ. Здесь было запланировано несколько важных дел. Например, сделать мне ПЦР-тест на COVID-19. Результат должен был поступить на почту через 6-7 часов. У жены была поставлена прививка. Еще нужно было обменять рубли на валюту: мы купили доллары по 85 рублей. Получив результаты отрицательного теста, успели в последние минуты распечатать его, до закрытия всех типографий в городе.
Как пересечь границу
В первую очередь необходимо было сделать «основания» для пересечения сухопутной границы. Мы выбрали самый недорогой и доступный вариант. Он обошелся нам в 15 тысяч рублей на двоих, хотя некоторые услуги стоили гораздо дороже. Этот документ нужен был на пограничном пункте России. На момент написания этой колонки все ограничения сняты и пересечь границу можно без них.
В кромешной тьме мы подъезжали к границе, местное время составляло около 21:00. Только скользкий взгляд рисовал очертания сокрушительных скал и беспросветных обрывов. Приближаясь всё ближе к таможне, мы уже были в предвкушении грузинского воздуха, до которого оставалось 500 метров. Тут началось испытание — пробка. Мы простояли в ней шесть часов. Спать было нельзя, мы могли в любую минуту потерять очередь. Первый час мы просто стояли, затем начали двигаться по 5–10 метров в час. Через четыре часа движение стало активнее, и мы прошли основной рубеж пробки, подъехав к пропускному пункту.
Мы слышали, что русские пограничники самые жесткие — будут проверять все вещи и телефоны. Мы заранее удалили все «непристойные» приложения в виде запрещенных соцсетей. Пограничники оказались более лояльными: просто назвали нас предателями и пропустили.
С облегчением и энтузиазмом подъехали к грузинскому пограничному пункту. На часах было около трех утра. Все лица славянской внешности встречал невыспавшийся таможенник. Он обвинял нас в происходящих на Украине событиях и всем видом показывал, что хватит ездить в Грузию. Мы напряглись от такого гостеприимства, но решили, что это единичный случай и оказались правы. Местные жители отнеслись к нам как к обычным людям.
Чужие и среди своих, и среди чужих
Когда мы ступили на чужую землю, то испытали чувство неопределенности. Мы оказались чужими среди своих и еще не стали своими среди чужих. Не понимали, кто мы: эмигранты, беженцы, предатели родины или жертвы режима. Нас спасла от неуверенности только наша мечта — найти свое место под солнцем, быть востребованными и свободными специалистами в своих профессиях.
Заехав на территорию Грузии, мы сразу купили страховку на авто и одну сим-карту. Силуэты гор виднелись уже более отчетливо, на часах было около пяти утра. Мы хотели доехать до города, но сил уже не было. Остановившись у дороги, напротив скал, уснули в машине. В этот же день мы оказали в Тбилиси. Немного прогулялись по городу и пошли заселяться в гостиницу. Нам достаточно было принять горизонтальное положение, чтобы на 16 часов пасть в объятия Морфея.
Утром нас ждал вкусный завтрак из местных блюд и колумбийский сосед из Канады, с которым приятно было обменяться несколькими фразами по-английски. После кофе мы выдвинулись дальше. Дорогой бензин (примерно 115–154 рублей за литр) заставил нас двигаться в экономрежиме, чтобы мы тщательно смогли разглядеть грузинские пейзажи. На пятый день пути нам оставалось всего пару сотен километров, где нас ждал солнечный Батуми. Вид из окна гостиницы убедил, что цель оправдала наши ожидания. Мы были счастливы.
Батуми vs Тюмень
Следующей задачей стало обосноваться в новом городе. Поиск жилья у нас занял около двух дней. В интернете нам навязывали аренду жилья квартиры-студии за 350–400 долларов и уверяли, что экономней нет. Но мы нашли гораздо дешевле, гуляя по улицам города и спрашивая у местных: «Где снять жилье?» Здесь развито живое общение. Если хочешь что-то узнать, нужно подходить, говорить и спрашивать.
Первое, что выгодно отличало Батуми от Тюмени, — это воздух. Насытившись кислородом морского бриза совместно с горными лесными массивами, у нас нормализовался сон и другие биоритмы. В Тюмени из-за автомобильного смога, пожаров в лесах и на куриных фермах нехватка воздуха приводила к постоянной апатии, сонливости, депрессиям и раздражительности. А здесь можно пить воду из-под крана — она чистая. В Тюмени из-за постоянных проблем на местном водоканале многие покупают фильтры или бутилированную воду.
А еще здесь много солнца. Витамин D положительно влияет на кожу — жена перестала пользоваться кремами. Местные фрукты и овощи очень вкусные. Не помню, когда последний раз видел в Тюмени местные овощи на прилавках магазинов.
Народ здесь необычный и разнообразный. Русского языка как основного здесь нет, только грузинский и английский, но многие понимают и разговаривают на русском. Мы уже выучили несколько грузинских фраз — это облегчило нам общение с местными.
Проблемы с работой
В Грузии много внутренних проблем, одна из таких — работа. Безработица составляет около 20% от общего населения страны. У меня работа на удаленке, поэтому такой проблемы не стоит. Хотя я уже погулял по городу, пообщался с местными фирмами и понял, что даже местная работа по моей профессии найдется. Жена устроилась преподавателем в частный детский садик. Зарплаты тут невысокие, но и уровень жизни экономнее. В городе большая нехватка людей «с руками»: сантехников, электриков, строителей, мебельщиков и так далее. Такие специалисты здесь на вес золота. Можно поискать по городу трудоустройство, а можно попасть в 20% список безработных. Вывод: всё зависит от человека.
Подведем итоги и посчитаем наши экономические затраты во время переезда на двоих: расходы на авто (бензин, масло, мойка, штрафы) — 16 тысяч рублей, питание в дороге — 6,6 тысячи, гостиницы — 4,6 тысячи, «основание» для перехода границы — 15 тысяч рублей, ПЦР-тест на ковид — полторы тысячи. Всего — 43 тысячи 700 рублей. Если умножить это в два раза, то вполне хватит для переезда и основания в Грузии. Но всё сугубо индивидуально для каждого человека.
Вы бы смогли переехать из России навсегда?
Ранее мы делились историями других мигрантов. В марте редакцию 59.RU — наших коллег из Перми — покинула журналистка Анна Жукова, занимавшаяся темой политики. Анна уехала из страны в связи с последними событиями — через Армению вместе с друзьями она добралась до Грузии. В своей колонке она рассказывала о трудностях, с которыми столкнулась в чужой стране.
Семья из Новосибирска уехала в Израиль в конце февраля: решение приняли буквально за 40 минут. Супруги Семен и Оксана бросили квартиру, оставили кошку родителям и спустя три недели уже имели по два гражданства. Релокация, больше напоминающая паническое бегство, скорее удалась. Но в процессе пара узнала о множестве подводных камней — об этом и не только в их колонке.