Дороги и транспорт Тюмень в пробке: как власти и общественники пытаются заставить наш город поехать

Тюмень в пробке: как власти и общественники пытаются заставить наш город поехать

Общественники предлагают мэрии оснастить перекрестки умными светофорами

Пробки — одна из самых неприятных сторон жизни в Тюмени

Последние полгода в городе можно увидеть яркую зеленую рекламу «Тюмень едет». Она на медиаэкранах в центре города, на подголовниках сидений в маршрутках: это качественно выполненный глянец и профессионально озвученные ролики. Тюменцам напоминают о тяжелой дорожной ситуации в городе и предлагают избавиться от пробок. Мы попытались выяснить, кто стоит за рекламной кампанией и что предлагают эти люди.

С кем «Тюмень едет»?


Сложная дорожная ситуация в нашем городе — реальность последних лет. Тюмень почти всю историю своего существования была маленьким провинциальным городком и только в последние десятилетия начала резко расти. Сейчас в городе, по официальным данным, живут около 800 тысяч человек, хотя многие уверены — общее число жителей уже подобралось к миллиону. Количество автомобилей, по данным прошлого года, около 400 тысяч. И, наверное, их станет еще больше. Тюмень считается благополучным городом, и люди могут (и хотят!) позволить себе машину.

Власти строят масштабные развязки, расширяют дороги, чтобы это невероятное количество автомобилей поехало без пробок и заторов. Кажется, пока получается не очень. Мы все недовольны ситуацией на дорогах, но некоторые идут дальше, чем просто брюзжание в социальных сетях.

Яркую рекламу можно увидеть в тюменских маршрутках

В конце прошлого года в нашем городе запустилась масштабная рекламная кампания «Тюмень едет». Прежде всего, стороннего наблюдателя поразило качество материала. На городских медиаэкранах крутились стилистически выверенные ролики, во всех значимых социальных сетях заработали аккаунты, в YouTube появилось озвученное профессиональным диктором видео. Главная мысль кампании — тюменцы слишком много времени проводят в пробках, и с этим нужно что-то делать. Мы связались с «Тюменью едет», чтобы узнать, как они собираются избавить нас от дорожных заторов.

— Мы разработали четыре простых шага. Во-первых, начинаем собирать данные на 60 перекрестках, которые являются узлами концентрации проблем. Во-вторых, используем умные программы, которые строят модели. Они помогут понять, на каких перекрестках будет эффективным строительство развязок. Третье — это система информирования, как онлайн, так и оффлайн. Люди должны знать реальную обстановку на дороге, чтобы понять, куда ехать и сколько времени займет поездка: для этого разрабатываем приложение и устанавливаем экраны на улицах. И, наконец, четвертое — нужна современная система управления светофорами. За сравнительно небольшие бюджетные деньги в течение шести месяцев город может стать совсем другим! — уверяет представитель «Тюмени едет», пожелавший остаться неизвестным.

Также он отметил, что несколько месяцев назад организация предложила свои решения городской администрации, но понимания не встретила. Это и стало причиной апелляции к общественности: тюменцам в ходе масштабной рекламной кампании рассказали о проекте, который поможет избавиться от пробок, и даже предложили подписать петицию.

Кстати, сейчас отдать свой голос невозможно, на момент публикации переход по ссылке петиции невозможен из-за внутренней ошибки сервера

Кто стоит за этой системной работой? Представитель «Тюмени едет» в разговоре с корреспондентом 72.RU заявил, что это общественное объединение неравнодушных людей, среди которых есть те, кто может себе позволить провести рекламную кампанию. Но нам удалось выяснить, что к общественному проекту имеет отношение известный в Тюмени бизнесмен Сергей Роженцев. Его характеризуют как человека, который держит руку на пульсе организации «Тюмень едет». Это подтвердили сразу несколько источников.

Бизнес Сергея Роженцева связан, в частности, с рекламным рынком Тюмени. Он работал вице-мэром Тюмени в те времена, когда город возглавлял Александр Моор, нынешний губернатор Тюменской области. В Тюмени часто говорят о «клане Роженцевых». Отец Сергея Роженцева — депутат городской думы, бывший руководитель тюменской милиции Валерий Роженцев. А имя сына Никиты в прошлом году всплывало в связи с пляжем «Куба», который хотел судиться с тюменцем, оставившим негативный отзыв из-за смерти друга.

Получить комментарий у Сергея Роженцева по поводу его взаимоотношений с общественной организацией «Тюмень едет» не удалось. Источник, знакомый с ситуацией, не исключает, что у бизнесмена может быть коммерческий интерес в реализации этого проекта.

Умный перекресток как панацея


Единственный реальный человек, которого нам смогли предъявить в «Тюмени едет», — это Григорий Шадрин. Его называют техническим руководителем проекта. Шадрин предложил на практике показать, как будет работать та система, за которую они выступают, и назначил встречу прямо на перекрестке Мельникайте — Харьковской.

Григорий Шадрин не скрывает своего восхищения системой, которая работает на перекрестке Мельникайте — Харьковской, но уверен, что и ее можно улучшить

На этом перекрестке установлена адаптивная система светофорного регулирования. Главное ее отличие — в гибком режиме работы. Большинство светофоров в Тюмени работает в фиксированном режиме, то есть машинам в разных потоках дается конкретное время, чтобы проехать на зеленый. На Харьковской — Мельникайте система считывает интервалы между машинами, и когда они становятся максимально продолжительными (то есть поток автомобилей редеет), включает красный.

Над перекрестком установлены датчики мониторинга, которые передают информацию об интервалах между машинами на автоматический пульт управления светофором
Максимальное время зеленого — 70 секунд, но красный может включиться и раньше, как только датчик зафиксирует заметное увеличение интервала между машинами, то есть когда основная масса автомобилей проедет через перекресток

Адаптивные системы в городе уже работают на нескольких десятках перекрестков. Григорий Шадрин уверен, что их должно быть существенно больше. Главная цель проекта — вынудить власти объявить конкурс на оснащение еще 100 перекрестков умными системами с датчиками мониторинга, только таких датчиков должно быть больше, чем на этом конкретном перекрестке.

— Мы не разработчики и не лоббируем какое-то свое решение. Мы выступаем за то, чтобы они (имеется в виду городская администрация. — Прим. ред.) сделали техзадание, и производители сами налетят. Да, город уже использует современную программу, но мы хотим дополнить их работу. Нужно, чтобы возникло желание оборудовать все перекрестки датчиками мониторинга, чтобы передавать данные в систему динамической транспортной модели, а ее уже создадут желающие, — объясняет Шадрин.

Динамическая транспортная модель, по словам Шадрина, прямо на дорогах сможет оценивать количество транспорта и в зависимости от количества подъезжающих машин давать зеленый столько времени, сколько нужно, чтобы пропустить транспорт.

А как город управляет движением на дорогах Тюмени?


В городской администрации за движение на улицах отвечает департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, а также муниципальное казенное учреждение «Тюменьгортранс». В бывшем здании тюменского троллейбусного предприятия на Республики, 200 устроен настоящий центр управления: на стене около двух десятков больших мониторов, напротив сотрудники следят за работой светофоров в городе, а также обслуживают уже разработанную интеллектуальную транспортную модель Тюмени.

Сюда стекаются данные со всех видеокамер, установленных над перекрестками в городе. Следить за тем, что происходит, можно в режиме реального времени

Город приобрел за бюджетные деньги и использует систему PTV Visum — это программа иностранных разработчиков. В мире именно ее чаще всего используют для организации дорожного движения в городах.

Специалисты следят за движением в городе в круглосуточном режиме

Эта программа позволяет оценить эффект от строительства дороги, изменения маршрута или светофорного регулирования заранее, до того как дорога будет построена, а маршрут изменен. Также она способна моделировать самые разные решения, например, введение платных участков дороги. Система может дополняться и расширяться, исходя из потребностей города. За установку умных систем тоже отвечает эта программа.

Представитель «Тюменьгортранса» Руслан Тимерзянов отмечает, что интеллектуальная программа, которую город приобрел, доказала свою эффективность, а транспортная модель, за которую ратуют представители «Тюмени едет», уже давно разработана

Сейчас в городе порядка 60 умных перекрестков, и, как говорит заместитель директора «Тюменьгортранса» Руслан Тимерзянов, больше не надо.

— Мы меряем интенсивность движения в городе с января 2012 года. У нас есть все необходимые данные, включая всплески в часы пик. Все они загружаются в программу, и она выдает нам, на каких перекрестках какие системы будут эффективны. Адаптивы (системы, о которых выше рассказывал представитель «Тюмени едет». — Прим. ред.) мы установили на 60 перекрестках. Больше нигде они смысла иметь не будут. Возьмем, например, проблемный перекресток на Пермякова — Широтной. Там поток машин всегда плотный и система не сможет регулировать движение, исходя из интервалов между автомобилями, она будет работать фиксированно. Зачем ставить дорогой объект, если он будет работать вхолостую? На Пермякова — Широтной должна быть развязка в нескольких уровнях, и она там запланирована в будущем, — говорит Тимерзянов.

Адаптивные системы на светофорах в Тюмени появились в 2013 году, и тогда они были эффективны. Но с увеличением количества машин их эффективность, как говорят в «Тюменьгортрансе», падает. Например, через перекресток Мориса Тореза — Герцена в час проходят более 3000 автомобилей, и пропустить их без заторов практически невозможно.

— Люди думают: сейчас поставим какую-нибудь систему и всё поедет. Но просто возьмите улицу, которая, к примеру, на входе — в три полосы, а заканчивается одной. Какая система в этой ситуации поможет? Давайте сейчас впятером попробуем вбежать в дверной проем. Получится? Нет, у нас возникнет очередь, это и есть затор! — убеждает Тимерзянов.

Заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени Евгений Ташланов в свою очередь отмечает, что проблему пробок надо решать совсем по-другому.

— В крупных городах Европы, например, уже поняли, что невозможно обеспечить движение автомобилей для всех желающих, иначе всё захлебнется в пробках. Важно регулировать соотношение пользователей личного автомобиля, общественного транспорта и других альтернативных способов, таких как велосипед, самокат или пешеходное перемещение. Мы тоже работаем в этом направлении.

В «Тюменьгортрансе» и в дорожном департаменте города заявили, что официально «Тюмень едет» на них не выходила, и, соответственно, никаких запросов сотрудничества не было.

Тюмень поедет, когда никуда не нужно будет ехать


Есть расхожее выражение, которое приписывают знаменитому английскому политику Уинстону Черчиллю: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Спор идет о том, как дать возможность проехать всем автомобилям в Тюмени. Если следовать этой логике, то город превратится в сплошную магистраль, а пешеходам в нем совсем не будет места.

Одна из важнейших задач современного города — это сократить количество пользователей личного транспорта. Улично-дорожная сеть просто не справится с теми темпами автомобилизации, которые мы сейчас наблюдаем. Большое количество машин — это и экологические риски, особенно когда они стоят в пробках на холостом ходу. Умные системы могут помочь, если количество машин в Тюмени снизится и зафиксируется на конкретном уровне. Перед городом стоит гораздо более сложная задача — каким образом понизить привлекательность личного автомобиля и повысить ценность общественного транспорта. Автор паблика «Тюмень для людей» Аркадий Каюгин считает, что решать эту проблему нужно комплексно.

Обычная ситуация на перекрестке в Тюмени

— Тюмень поедет, если появится быстрый и сравнительно комфортный общественный транспорт, соединяющий Восточный АО с центром. В идеале, конечно, скоростной трамвай, но для начала можно и автобусы-экспрессы. При наличии выделенных полос и остановочных карманов такие автобусы-экспрессы, останавливающиеся только на нескольких крупных остановках, будут довольно эффективны. Второе — это введение специальных тарифов для поездок на автобусах с пересадками. Если стыковочный рейс будет дешевле или бесплатный, это существенно повысит спрос на общественный транспорт. Ну и третье — самое главное. Тюмень поедет, когда не надо будет никуда ехать. Нужно создавать высококвалифицированные рабочие места не только в центре, — отмечает Каюгин.

В реформировании общественного транспорта нуждается каждый российский город, но проблема в том, что горожане воспринимают в штыки любые попытки провести такую реформу. Маршруты и правила проезда, доставшиеся нам от СССР, должны быть оптимизированы и скорректированы. В городской администрации задумываются над тем, как изменить ситуацию, например, сейчас чиновники оценивают эффект от возможного введения бесплатной пересадки. Но, кажется, приступать к такой кардинальной реформе пока рано, основная масса тюменцев, судя по оставленным комментариям, ее не поддержит.

Сфера дорог и транспорта в Тюмени — одна из самых обсуждаемых городских тем. Автомобилисты требуют строительства новых дорог и развязок, но эксперты часто выступают против. Да и люди не всегда согласны, например, жители Комарово ведут длительную борьбу против эстакады рядом с их домами.

Пешеходы отмечают, что Тюмень для них — не самый дружелюбный город. И с общественным транспортом не всё пока складывается гладко. В автобусах часто возникают конфликты из-за малышей, которым кондукторы запрещают занимать отдельные кресла. А детей постарше временами высаживают из-за того, что не сработала карта оплаты. Сложно агитировать людей пересаживаться в автобусы, когда там можно нарваться на скандал или оказаться в набитой маршрутке и всё равно в пробке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем