Дороги и транспорт Стройки без учета мнения. Как расширение трасс ставит на грань вымирания тюменские деревни (и не только)

Стройки без учета мнения. Как расширение трасс ставит на грань вымирания тюменские деревни (и не только)

И для чего нужны четыре полосы с заборами, через которые ни пройти ни проехать

Левые повороты в населенные пункты запретят с помощью отбойников и увеличения полос. Это должно помочь снизить аварийность и увеличить поток автомобилей — но что мешает жить людям, которые проживают в деревнях и селах возле трасс?

Большая дорога — большая проблема. Для маленьких населенных пунктов, рассыпанных вдоль тюменских трасс, расширение и безопасность дорог — не всегда означает новый уровень комфорта. Деревни могут начать вымирать, а расположенные по обочинам поселки — постепенно пустеть.

Даже с годами жители сёл вдоль трасс, где запретили левые повороты, не могут привыкнуть к новому для себя укладу жизни и возмущаются тем, что вместо привычного поворота к своему дому с дороги им приходится делать огромный крюк. Из привычных мест исчезают остановки, не всегда появляются удобные переходы для пешеходов в другую часть села, разделенной трассой.

Наш журналист Павел Красоткин попытался понять логику расширения трасс (спойлер: она есть) и поговорил с обычными людьми, мнения которых, собственно, и не спрашивали — а просто запланировали потратить на расширение трассы миллиарды рублей.

Несчастный Московский


Одними из пионеров в установке ограждений на трассе были дачи и поселки в сторону Екатеринбурга. На участке у поселков Московский и Дербыши убрали три левых поворота в 2018 году, заставив жителей делать крюк в несколько километров. По данным ГИБДД, они были аварийными — соответственно, там при ремонте необходима установка ограждений.

Вместо трех поворотов оставили один разворот с выделенной для этого полосой и полосу для поворота на светофоре. При запрете левых поворотов люди стали жаловаться на возникающие заторы. Своим мнением по поводу этих изменений с нами делилась жительница еще в 2018 году.

— На Московском тракте никогда не было пробок, а теперь, когда все возвращаются вечером с работы, стоять приходится от города до самого светофора — это около пяти километров. Ради нашей безопасности нам «перекрыли кислород», — жаловалась 72.RU жительница поселка Московского.

Сейчас на трассе, ведущей к поселку, три полосы — одна разворотная и две для движения прямо. Чуть дальше установлен светофор — там тоже при повороте налево можно заехать в населенный пункт

Поменялось ли что-то в 2022 году? Вполне вероятно, что уехать в Московский возможно будет и по альтернативному пути — через Дербыши и следом через Тюменскую слободу. Пока там дорог нет — жители новых комплексов, относящихся к Дударева, жалуются, что у них стоят шлагбаумы, а поселковые дороги просто перекапываются.

Мы поговорили с Сергеем, который ежедневно выезжает на трассу из Московского в город, а вечером возвращается обратно.

— Херово всё, — сразу эмоционально рассказывает он. — Огромные пробки теперь вечерами на разворот к поселку. Из-за разворота стоят и те, кому прямо, и те, кому на дачи, направо. Из-за заторов многие шпарят по обочине, а это пыль, камни и грязь.

У автомобилистов там есть и еще одна проблема. Если не заправиться в городе, то нужно ехать на одну из заправок, расположенных на трассе в сторону Екатеринбурга или работающую под брендом «Лукойл», перед постом ГАИ в сторону Тюмени. Это — отдельные повороты и развороты. По данным сервиса «Гугл Карты», от поселка до этой станции нужно проехать лишние 4–5 километров в каждую сторону.

— Даже на посту ГИБДД и весового контроля в разделительной полосе нет прохода для людей. Водителя остановили на другой полосе, и он вынужден с документами и в жару, и в снег, и в грязь скакать через барьеры. Это делают не только автомобилисты, но и сотрудники ГИБДД и весового контроля. Вот и авария была на этом посту — вроде как «Газель» подрезала легковушку, а та влетела в сотрудника контроля, который был на разделительной. Бежать было некуда. Теперь он без ног. Стоило ли того заграждение? — задается вопросом Сергей.

Сейчас ситуация с левым поворотом и разворотом в этом районе и вовсе может стать еще хуже. В Дударева начали строить и сдавать несколько жилых комплексов, а въезд в них только один — через Московский тракт. Как раз через эту самую петлю разворота.

Единственный въезд в ЖК — чтобы попасть в него, нужно разворачиваться у Московского поселка — это несколько километров

— Нам обещали сделать развязку при въезде, клеверную, чтобы с Московского едешь — и попадаешь на улицу Джанбровского, — рассказывает Константин, который приобрел квартиру в ЖК «Андерсен парк». — По проекту она только в 2024 году должна начать строиться, то есть у нас еще минимум три года эта вот проблема с подъездами.

Строящиеся дома в Дударева. В эти многоэтажки пока только один въезд — остальные перекрыты или недостроены

Сейчас, по его словам, заселилось только пять домов. Сдана первая очередь, четыре дома, вторая под сдачу — десять домов. И еще шесть домов сдаются в третью очередь. Там же запланировано строительство «Преображенского» и «Формы жизни». Как минимум три жилых комплекса на несколько тысяч человек.

Конечно, их могут связать дорогами с Тюменской слободой, для выезда на объездную. Там, за Московским, может появиться и Южный обход Тюмени — всё это есть в генплане города до 2040 года. Но сколько будут терпеть и стоять в пробках люди в этом месте из-за одного барьера, который протянут до границы Свердловской области? С редкими разворотами и поворотными петлями. Пока неизвестно.

Беркут вымрет


Перенесемся на трассу в сторону Омска. Этот участок сейчас тоже реконструируют — те, кто ездит там каждый день (или, как я, — в выходные), заметили, что и там идет масштабная реконструкция огромного участка. Дорогу превратят в четырехполосную, естественно — с барьерами и ограждениями и также с запретом на левые повороты.

Всего их около десятка (после развилки, где два выезда из Тюмени сливаются в районе Богандинского), но каждый может оказаться на грани вымирания. Например, жители села Беркут не против самой дороги — большой и безопасной, но они сразу рассказывают, как она повлияет на их тихую и размеренную жизнь. Этот населенный пункт — всего в 50 километрах от Тюмени, а дорога — способ выбраться в крупные населенные пункты — Ялуторовск и Тюмень.

Сейчас люди, особенно пожилого возраста, пешком могут сходить на кладбище и почтить память своих близких родственников. Оно находится через трассу совсем недалеко от села. Когда здесь установят барьеры, то люди смогут добраться до этих мест только на машинах. Уже сейчас сервис «Гугл Карты» указывает, что на автомобиле можно добраться до погоста только с разворотом через Киево. Общий путь — плюс 15 километров, от пары, которая была до строительства трассы.

Въезд в село Беркут — и тоже только одна дорога, с трассы

А обратно в Беркут жителям тоже просто так не пройти — на трассе же будет оживленное движение, ограждение и четыре полосы. Жителям сказали, что ближайший разворот будет в 35–40 километрах. В итоге — вместо пешей доступности кладбища беркутянам придется придумывать как добираться туда и обратно, наматывая лишние километры. Но и это еще не всё.

— У нас из Черемушек (село в пяти километрах от Беркута, почти напротив. — Прим. ред.) детей возят в нашу школу и детский сад. Они встают там часов в семь и в половину восьмого они уже здесь, у нас. Сейчас и вовсе их надо будет поднимать, чтобы такой крюк делать, — рассказывают местные жители.

В соседней деревне не только неподалеку кладбище, но и беркутяне там набирают воду. Их водопровод и колонки загрязнились, поэтому маршрут до Черемушек весьма популярен у местных.

Новая дорога, по словам жителей, принесет не только большие крюки при въезде в село, но и другие проблемы. Они переживают, что к ним долго будут ехать пожарные машины и скорая помощь, — здесь живет достаточное количество пенсионеров, а фельдшерский пункт работает только до обеда. Ближайшая больница — в Ялуторовске, в 23 километрах от села.

По мнению беркутян, отразится строительство дороги и на жизни молодежи, и людей среднего возраста. Они работают в Винзилях, Ялуторовске, в Тюмени — за ними приезжают автобусы, которые также забирают и людей из Черемушек. Сейчас эти автобусы могут отменить.

— И всё, труба. Всё сейчас перекроют, и как автобусы в Черемушки? И сюда будут отказываться ездить. Представьте: половина Беркута опять сели без работы — тут ее не особо. Деревня вымрет — и всё, люди уедут отсюда. Мы-то, старые, не уедем, но молодежь вся — конечно. А что будет тогда? — спрашивает Александр Адамович, который рассказывает о проблемах своего села.

Сейчас, пока на трассе ремонт, на трассе возле Беркута нет остановок автобуса. Машины, чтобы добраться до тех же Черемушек или Тюмени с Ялуторовском, есть далеко не у всех.

— Многие же в Тюмень на 512-м автобусе ездят рано утром, а к нам он теперь всего четыре раза заходит. Это временно. Он может заезжать, а обратно уже с той стороны к нам не заедет. Как после ремонта? Он до Прогресса (деревня в 16 километрах от Беркута, находится недалеко от Ялуторовска. — Прим. ред.) доедет и к нам, и заберет, и обратно? Это круги ему нарезать — это первое. А другое — билет на сколько подорожает сейчас? Вот на рейсовом автобусе нам поехать в город, в больницу, на работу и везде. Сейчас уехать уже проблема — хорошо, водители позволяют сесть нам на пол — хоть на газетке, хоть на пакетик, а потом пересесть на нормальное место, — рассказывают жители села.

И здесь стоит добавить немного обстоятельств, при которых происходил разговор с жителями, — они же помогут понять масштаб проблемы именно этого села. По официальным данным Росстата, на 1 января 2021 года в сельском поселении Беркутское живет 1208 человек. Когда жителям сказали, что к ним приедет журналист, они на следующий день просто высыпали на улицу — люди стекались с разных концов села — кто компаниями, кто по несколько человек. В итоге набралось несколько десятков — и каждый хотел сказать про дорогу и то, нужна ли она им.

Все люди против строительства трассы в том исполнении, в котором им предлагают сейчас

— Мы бы хотели, чтобы нам поставили светофоры на перекрестке, чтобы мы до кладбища ходили пешком, — предлагают беркутяне.

Устраивают дорогу подрядчики Уралуправтодора, ответственные за этот участок. Вскоре там появятся ограждения — так, как и практически по всей трассе.

— В настоящее время в Беркуте автобусы заезжают в населенный пункт, хотя ранее пассажиры шли пешком от трассы. Впрочем, обеспечение транспортом — зона ответственности местных властей, — ответили нам в Уралуправтодоре.

Какие трассы еще сделают четырехполосными?


Большинство трасс обслуживаются, ремонтируются и строятся под контролем Уралуправтодора. Судя по карте, левые повороты скоро закроются на многих трассах, которые ведут из Тюмени. Работы до конца 2022 года планируются масштабные — в ФКУ говорят именно так.

— Планируем продолжить работы на автодороге Р-402 — до Ялуторовска, на Р-351 в Тюменской области последний оставшийся отрезок планируем расширить до 4 полос, и на Р-404 — участок 154–168-й км до Байкалово от границы с Тобольским районом — расширение, — рассказывали нам в компании.

Уралуправтодор: для обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по дорогам федерального значения ФКУ занимается организацией работ по ликвидации последствий ДТП и иных чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и катастроф, обеспечивает учет и анализ причин аварий, разрабатывает схемы организации движения, расстановки знаков, указателей и разметки проезжей части автомобильных дорог общего пользования федерального значения, — указано на сайте организации.

По их словам, барьеры, они же ограждения, которые закрывают прямые левые повороты, устанавливают при расширении дороги с двух до четырех полос. Главное — предотвращение числа ДТП с выездом на встречную полосу и снижение тяжести ДТП.

— Разворотные петли устраивают в местах примыканий дорог к населенным пунктам и не далее 5 км от населенного пункта, чтобы минимизировать перепробег автотранспорта, — рассказали редакции 72.RU.

Карта двухполосных и четырехполосных трасс в Тюменской области. По клику — сроки реконструкции и населенные пункты рядом с ними

На реконструкцию и капитальный ремонт трасс тратятся внушительные деньги. По данным сайта госзакупок, только на капитальный ремонт дороги, соединяющей Тюмень с Омском в нашей области, с 2014 года выделили 16 миллиардов рублей. На различные ремонты — 6,3 миллиарда.

На строительство дополнительных полос и расширение дороги в сторону Ханты-Мансийска выделено 21,4 миллиарда рублей, на различные ремонты — еще 9,6 миллиарда. Эти расходы учитываются только по опубликованным данным с «Госзакупок» и найденным лотам с 2014 года.

Статистика

Один из принципов, которые закладываются при расширении дорог, — безопасность. По логике властей, установка и расширение дороги снижает аварийность на конкретном участке (вместе, конечно, с другим комплексом мер). Забор исключает возможность выезда на встречку, дополнительная полоса — возможность обгона фур и медленных водителей.

— Самой большой тяжестью последствий характеризуется выезд на встречную полосу — по этой причине в 2021 году погибли 53 человека, то есть почти каждый третий, — рассказывали в ведомстве.

По официальной статистике ГИБДД, в 2021 году на федеральных дорогах региона произошло 342 ДТП, в которых погибли 90 человек, 539 были ранены.

Мы еще и самостоятельно сравнили статистику, которая выложена на сайте ведомства по ДТП. За точку отсчета взяли 2015 год — самый ранний из доступных — и сравнили его с количеством аварий в 2021 году в четырех районах, по которым проходят трассы, планируемые к расширению, — Тюменском, Нижнетавдинском, Ярковском и Ялуторовском.

Данные с сайта ГИБДД о количестве аварий на трассах в районах

По статистике, в 2015 году в этих районах произошло 95 аварий, которые попали в категорию «Столкновение». В их числе — и выезды на встречную полосу, и нарушение проезда перекрестка, и аварии, когда автовладелец возвращался в свою полосу и зацепил попутную машину. Всего в ДТП в 4 районах погибло 14 человек, пострадал 181 человек. Самый аварийный из этих районов — Тюменский (включает в себя трассы в разных направлениях — на Омск, Ханты-Мансийск и Екатеринбург). Там в 52 авариях пострадали 93 человека, 8 погибли.

И в 2021 году он же остался самым аварийным. Там случилась 81 авария, 9 человек в них умерло, 181 пострадал. Удельный вес умерших в авариях уменьшился, несмотря на то что их стало больше, — можно предположить, что меры по установке заборов работают.

Позитив! Или?


Это не единственные места, где люди остаются недовольными расширенной дорогой. Одними из первых, в 2016 году, против расширения дорог выступили жители поселка Яр, которые посетовали на разворотную петлю в 10 километрах от их населенного пункта — в Ембаево. Дорога там четырехполосная и по сей день.

Потом возмутились жители села Борки. У них проблема схожа с Беркутом — люди также думали, что это принесет им неудобства.

— В Борках есть только школа, детский дом, придорожное кафе и садик. Мы все ездим в город с этих остановок. Дорожники нам всё красиво обещали, показывали проект, говорили, что будут остановки. Все жители сидели спокойно, а когда узнали — заохали и заахали. У нас всего один борковский автобус, мы выходим на трассу, и нас с остановок забирают автобусы, которые едут мимо с более дальних сел: так люди добираются до работы, — рассказала 72.RU местная жительница Наталья Матвеева.

В итоге разворотная петля сейчас есть в самом селе.

Переживали по поводу строящейся дороги жители села Караульнояр, что в ста километрах от Тюмени, в сторону Ханты-Мансийска. Проблемы и вопросы к строителям дорог все те же — увеличение маршрута до крупных городов, прибытие скорых и пожарных.

— В данных населенных пунктах в основном проживают люди пенсионного возраста, к которым очень часто приезжают автомобили скорой помощи. При этом от времени приезда скорой помощи может зависеть чья-то жизнь. Отсутствие организованного разворота либо левого поворота в сторону сёл Караульнояр, Аксарина, Шатанова, Бачелино может стоить кому-то жизни, — считает читатель.

В этом случае поворотная петля установлена возле села Иевлево, за несколько километров до поворота ко всем этим населенным пунктам.

Пока планов по тому, чтобы прекратить расширение дорог, нет. По планам Уралуправтодора, к 2030 году почти вся трасса до Тобольска станет четырехполосной, столько же полос — до границы Свердловской области. В сторону Ялуторовска уже идет масштабная стройка, а ведь есть заявления о необходимости продления четырехполосной дороги М-12 до Омска через Тюмень. Количество населенных пунктов и людей, которые там проживают, — достаточно большое для того, чтобы можно было считаться с их мнением.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
ТОП 5
Мнение
Две королевы в тюрьме «мужского мира». В Тюмени покажут драму по пьесе Шиллера — стоит ли ее смотреть
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления