В середине августа в Тюмени открыли новую развязку на Мельникайте — 30 лет Победы. Она вызвала много споров, так как ущемляет интересы пешеходов и велосипедистов. Ее смысл — в разгрузке автомобильного потока и превращении улицы в магистраль непрерывного движения. Поможет ли новая развязка решить проблему пробок, покажет время. Но, что она не последняя в нашем городе, это точно. Урбанист из Тюмени Петр Чепур считает, что городу нужны еще несколько развязок, но только в проблемных местах. Изучаем вместе с ним, где должны появиться новые дороги.
Петр Чепур — кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики института транспорта Тюменского индустриального университета.
1. Теплотехников — Федюнинского
Сейчас это окраина Тюмени, но если там появятся новые жилые комплексы или будет продолжена частная застройка в сторону Боровского, то автомобильный трафик заметно увеличится. Движение здесь регулирует светофор, который уже значительно замедляет потоки в пиковые часы.
— Учитывая, что объездная автодорога должна обеспечивать непрерывность движения, светофорный объект не позволяет это осуществить, затормаживая транспортные потоки. Строительство развязки на этом участке не ухудшит комфортность городской среды ввиду отдаленности от жилых зданий и социальных объектов, — считает Петр Чепур.
2. Путепровод через железную дорогу с Интернациональной на Аккумуляторную
Путепроводы через Транссиб в Тюмени — пожалуй, одна из самых болезненных тем. Пока власти строят их над железной дорогой, причем исключительно для автомобилистов. Варианты тоннелей под рельсами или проездов в насыпях, как в Москве или Екатеринбурге, не рассматриваются. В ближайшие годы надземный путепровод будет строиться на Доме Обороны. Эта развязка, по мнению Петра Чепура, уже давно назрела.
— Она даст возможность значительно сократить транспортное плечо Маяк — Дом Обороны (до 6 километров). Кроме того, нужно помнить о высокой экономической активности района Аккумуляторной — Авторемонтной, здесь расположено много промышленных объектов, баз, офисов. Все это генерирует значительный трафик. Учитывая, что южная часть объездной перегружена, новая развязка даст возможность снизить нагрузку на локальном участке объездной от Московского тракта до Ямской за счет перераспределения потоков, — отмечает урбанист.
Железнодорожный переход, который есть сейчас в этом районе, используется пешеходами и велосипедистами, поэтому при строительстве развязки, по мнению Петра Чепура, необходимо сохранить для них возможность комфортного перехода и переезда, чтобы не повторилась ситуация, сложившаяся на Мельникайте — 30 лет Победы.
3. Прямой ход для жителей Тюменской слободы
Тюменская слобода — новый развивающийся густонаселенный район. Весь трафик этого района проходит через магистральные улицы — Червишевский и Московский тракты. В часы пик там всё очень грустно.
— Строительство прямого хода с улицы Калинина (эстакада над улицей Закалужской) позволит задействовать третье новое направление. Улица Калинина не загружена, более того, она давно требует расширения и реконструкции, в том числе строительства ливневой канализации. Район по улице Калинина приобретет хорошие возможности для развития, а жители Тюменской слободы получат прямой въезд в свой район, — отмечает Петр Чепур.
По его мнению, строительство прямого хода со съездами не ухудшит комфортность городской среды, поскольку в этом месте нет востребованных городских объектов. Но важно не забыть про пешеходов и велосипедистов, которые должны иметь возможность комфортно пересекать развязку.
4. Путепровод через Транссиб с выходом на Холодильную
В центре Тюмени сейчас два путепровода — на Мориса Тореза и Мельникайте. Районы между этими развязками по обе стороны железной дороги соединены только старым пешеходным мостом на улице Холодильной. В идеале можно было бы возвести здесь еще один путепровод, правда, по мнению ученого, сделать это будет крайне сложно — слишком мало места.
— Это спорный объект, нужно разработать концепцию, чтобы он хорошо вписался в городскую среду. И только после обсуждения начинать проектирование. Выход железобетонных опор и громоздких металлоконструкций на Холодильную недопустим, все крупногабаритные объекты должны остаться до внешнего контура улицы 50 лет ВЛКСМ. Места для строительства на этом пересечении достаточно мало, нужны хорошие специалисты для разработки современной концепции и проекта, чтобы не создать новую точку напряженности. При этом нужно получить одобрение от жителей близлежащих домов и общественности, — рассуждает Чепур. — В случае общего одобрения новая развязка позволит разгрузить путепроводы на Мельникайте и Мориса Тореза и даст толчок к развитию «Крестьянских мест».
5. Клеверная развязка Окружная — Авторемонтная
В этом районе уже есть большая развязка на Ямской, но, по мнению тюменского ученого, нужно строить еще одну — на Авторемонтной.
— Она необходима по нескольким причинам: постоянные заторы на пересечении Авторемонтной и объездной как в сторону города, так и в обратном направлении, отсутствуют левые повороты на объездную с Авторемонтной. Большой масштаб ИЖС в направлении Троицкой и Утешевской генерирует высокий трафик маятникового типа. В пиковые часы это перегружает объездную автодорогу из-за отсутствия левых поворотов и необходимости разворачиваться на ближайших развязках. Что провоцирует аварии, поскольку многие стремятся повернуть вопреки ПДД. Развязка с большой вероятностью ликвидирует очаг аварийности.
Важно, что такая развязка не создаст общественной напряженности, поскольку не приведет к нарушению комфортной среды, рядом нет жилой застройки и, соответственно, людских потоков.
В Тюмени, по мнению урбаниста, многие недавно построенные развязки уже не справляются с потоком машин из-за высоких темпов развития города. Например, развязку на Московском тракте — Объездной нужно было строить как минимум в шестиполосном исполнении. С этой проблемой городским властям придется как-то справляться. При этом больших развязок и эстакад в центре города быть не должно, о чем Петр Чепур в прошлом году написал целую колонку.
Согласны с тем, что эти пять развязок необходимы Тюмени?