Недвижимость Николай Куриленко, профессор кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» Тюменского государственного архитектурно-строительного университета: «Нужно готовиться к тому, что стоимость энергоресурсов продолжит расти»

Николай Куриленко, профессор кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» Тюменского государственного архитектурно-строительного университета: «Нужно готовиться к тому, что стоимость энергоресурсов продолжит расти»

Пока нельзя сказать, что Россия – энергоэффективная страна, но она нацеленна на внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. В этом направлении ей есть куда развиваться. О том, какова ситуация в отрасли энергосбережения, что мешает достичь максимальных результатов и что предпринимается для решения проблем, рассказал профессор кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, руководитель экспертной организации Николай Куриленко.

Какова сегодня ситуация в энергетике, а значит и в энергосбережении?

– Сейчас у нас только на отопление и энергоснабжение жилых, промышленных и общественных зданий расходуется около 35 процентов потребляемых в России ресурсов. При этом до 30 процентов энергопотребления связано с непроизводительными потерями в установках генерации, транспорте и распределении тепла, а также в системах освещения. Можно сказать, что причинами такого расточительного расходования энергоресурсов является отсутствие до недавнего времени национальной концепции энергосбережения, значительные потери энергии в связи с несовершенством норм, проектов, оборудования, конструкций, отсутствие заинтересованности в экономном расходовании рынка ресурсов. Но стоит отметить, что сейчас энергосбережение и энергоэффективность возведены в ранг государственных задач. Потому на федеральном и местном уровнях принимаются соответствующие законодательные акты, которые, я в это верю, будут исполняться с пользой для страны.

На кого направлены эти законы?

– Законы сегодня направлены только на бюджетные организации или организации с участием бюджетов различных уровней. А вот почему в законе не прописано участие в энергосбережении частных компаний, это вопрос. Жилищно-коммунальный сектор тратит энергии всего 10-15 процентов. Остальные 85 процентов – это промышленность, причем львиная доля ее не государственная, а частная, имеющая формат различных акционерных обществ. И зачем из-за 15 процентов такие «леса строить»? При этом особых стимулов для потребителей не создается. В любой стране мира, где решаются вопросы энергосбережения, первым шагом на пути повышения энергоэффективности были работы по улучшению теплоизоляции зданий. На проведение таких работ государство выдавало кредиты, и владелец здания при условии внедрения энергосберегающего оборудования и технологий имел право вернуть государству только половину заимствованных средств или не возвращать совсем. Если человек купил энергосберегающие лампочки, ему могут прямо в магазине сделать скидку, либо же он может взять чек и тогда ему его коммунальное управление возмещает часть затрат. Во всех развитых странах имеются огромное количество методических рекомендаций и указаний, содержащих подробное описание возможностей получения субсидий на реализацию энергосберегающих мероприятий. Если коснуться транспортного сектора, то в той же Германии, чиновники ездят на машинах, у которых расход по городу не превышает шести литров. Причем к 2020 году они собираются ограничиться вообще 4,5 литрами либо пересесть на электромобили. А у нас законы принимаются, но, мягко говоря, не исполняются. Тем более, что непроработанность механизмов исполнения законов создает необходимость корректировать политику энергосбережения и разрабатывать все новые и новые нормативные документы.

Какие основные задачи по повышению энергоэффективности вы можете отметить?

– Основной задачей, которую поставило государство перед госучреждениями в основной программе по энергосбережению, является снижение расходов энергии на квадратный метр площади объектов на 15 процентов на первом этапе, до 2015 года, и на 27 процентов за весь срок реализации программы. Отмечу, что достичь максимального эффекта с минимальными затратами невозможно. Предполагаемый объем финансовых ресурсов для реализации программы составляет около 28 триллионов рублей, в том числе за счет федерального и регионального бюджета только 677 миллиардов рублей, то есть чуть больше двух процентов. Остальные средства планируется привлечь из внебюджетных источников. Но реальное энергосбережение невозможно в отсутствии экономической привлекательности для инвесторов по внедрению современных энергоэффективных технологий, строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающего оборудования. Поэтому нужно разработать механизмы, привлекающие бизнес в сферу энергосбережения. Следует подумать о сроках окупаемости вложений, ведь длительный срок окупаемости не может привлечь бизнес. В итоге нужно готовиться к тому, что стоимость энергоресурсов продолжит расти.

Знакомы ли вам в Тюмени объекты, где применяются энергосберегающие технологии?

– Все вновь построенные или строящиеся предприятия обязательно используют энергосберегающие технологии. Иначе быть не может. Другое дело – энергоэффективность мероприятий по энергосбережению в действующих предприятиях и организациях. На форуме прозвучало сообщение одной из фирм, занимающихся проблемами освещения о том, что внедрение энергосберегающих технологий освещения одного из предприятий окупилось в течение одного года. К сожалению, не могу привести много таких примеров.

С какими трудностями в теории могут столкнуться те, кто внедряет энергосберегающие технологии?

– В настоящее время актуальными и требующими решения являются вопросы популяризации и пропаганды энергосбережения. Создание продуманной системы пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности позволит формировать энергоэффективное поведение граждан и обеспечит информацией о новейших энергоэффективных технологиях и оборудовании производителей и потребителей энергоресурсов. Следует отметить, что в России нет каких-либо пособий, помогающих выбрать и на деле применить энергосберегающие технологии. Поэтому одним из механизмов решений по совершенствованию государственной политики в области энергосбережения в России предусмотрено формирование системы отраслевых справочников наилучших доступных технологий с последующим введением механизмов стимулирования их внедрения. Очевидно, что пока самое главное в России – это обучение населения энергоэффективности и энергосбережению. В рамках федеральной программы по энергосбережению и энергоэффетивности основам энергосбережения только в этом году сотрудниками ТюмГАСУ было обучено 798 работников бюджетной сферы.

На каких объектах применение энергоэффективных технологий будет неоправдано?

– Прежде всего, когда высок износ здания. Снова пример: в Китае, если срок эксплуатации здания составляет 50 лет, то по истечении этого времени, объект сносят. Это эффективнее, чем реставрировать его.

– Технологий много, но какие именно применимы для юга Тюменской области?

– К нашему климату подойдут любые энергосберегающие технологии. Следует только помнить, что существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения, например, если экономим тепло в жилом доме, то следует подумать и о воздухообмене.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем