На территории большой Тюменской области сохранится система «регионов-матрешек», а социально-экономические отношения между властями трех субъектов не будет разрушена. С таким посылом выступил 2 ноября Павел Крашенинников, депутат Госдумы и соавтор законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».
— Хотел бы обратить внимание на некоторые субъекты, так называемые «матрешки». Это у нас Тюменская область, куда входят кроме нее еще Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, еще есть Архангельская область, там Ненецкий округ. Мы там будем корректировать ту систему, которая сейчас существует, ломать не будем. Она действующая, поэтому мы ее сохраняем, ко второму чтению будут поправки по этому поводу тоже, — цитирует Крашенинникова ТАСС.
В чем дело?
Политическая ситуация в Тюменской области некоторое время находилась в подвешенном состоянии. В конце сентября депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в нижнюю палату парламента законопроект «об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
В документе на 172 страницы не нашлось места сложноустроенным субъектам страны, в том числе и «тюменской матрешке».
— В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в статье 46 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом, — сказано в седьмой части 41-й статьи этого законопроекта.
По сути, как объясняют эксперты, в таком виде закон лишал бы Тюменскую область и соседние округа возможности распределять административные полномочия и работать в рамках программы «Сотрудничества». Что влекло бы за собой ряд социально-экономических потрясений.
В первые годы существования Советского государства большевики много экспериментировали с административным устройством. В начале 20-х годов была образована огромная Уральская область, в которую кроме уральских регионов вошли территории Тюменской (или Тобольской, как многим было привычнее) губернии. Уральская область была настолько крупной, что ее пришлось структурировать. В 1930 году в ее составе были образованы Ямало-Ненецкий и Остяко-Вогульский (позже Ханты-Мансийский) национальные округа. Ситуацию это не спасло, и в 1934 году гигантский регион расчленили. Тюмень, Тобольск и округа образовали Обско-Иртышскую область, но она просуществовала всего несколько месяцев. В том же году территории вошли в Омскую область. В 1944 году административные скитания бывшей царской Тобольской губернии, наконец, прекратились. Советское руководство решило создать отдельный регион примерно в тех же пространственных рамках, но с центром в Тюмени.
Как тюменские власти отреагировали на инициативу?
Депутаты Тюменской облдумы отправляли в Госдуму отзыв на инициативу Клишаса и Крашенинникова, где отметили ряд замечаний.
— Предусмотренное законопроектом изменение системы осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территории автономного округа и распределения доходов от федеральных и региональных налогов и сборов может привести к разбалансированности организации публичной власти как в крае, области, так и в автономном округе, дисбалансу доходной и расходной частей региональных бюджетов, — сказано в отзыве депутатов.
В публичном поле высказывался губернатор Ямала Дмитрий Артюхов. В интервью Тине Канделаки на RTVi он выступил против слияния в единый регион и заявил, что субъекты слаженно и без конфликтов работают на основе «Сотрудничества».
— Это и есть лоббистские успехи округов и Тюменской области. Я думаю, что это как раз работа властей — депутатов, сенаторов и губернаторов от всех трех субъектов. В противном случае я не уверен, что они так бы оперативно отреагировали, — прокомментировал случившееся тюменский политолог Александр Безделов.
С ним согласен другой собеседник корреспондента 72.RU, который знаком с происходящим.
— Надеюсь, что это будет действительно так [что поправки внесут ко второму чтению]. Есть такой бытовой и предметный вопрос: «а что мешает поправить к первому чтению?» Может быть, всё дело в бюрократии и не успели всё сделать по срокам. Но с большей долей вероятности такая быстрая реакция [от автора законопроекта] означает, что власти наших трех субъектов сплотились и проявили свои сильные лоббистские усилия. Это касается не только областной думы, но наших представителей в Госдуме и Совфеде, — рассуждает собеседник из тюменского истеблишмента.
Что за «тюменская матрешка» и «Сотрудничество»?
Большая Тюменская область — сложный субъект по строению. С середины «нулевых» область и два автономных округа сотрудничают в рамках одноименного соглашения. Югра и Ямал направляют в тюменский бюджет по 29,5% от налога на прибыль организаций. А уже затем формируется бюджет программы на развитие округов. Этому предшествовали долгие дискуссии между регионами, как так получилось, что все пришли к единому мнению и причем здесь действующий мэр Москвы, читайте в этом материале.
Периодически публичные персоны выступают за объединение региона. Недавно с таким предложением выступал Владимир Жириновский.
В 2019 году Шумков, находясь в должности врио губернатора Курганской области, якобы выступил с предложением объединиться с Тюменской областью. Но затем его пресс-секретарь опроверг эту информацию.
Как вы считаете, программа «Сотрудничество» — приемлемая мера во взаимоотношениях между Тюменской областью, Югрой и Ямалом?