Однокомнатная квартира Натальи М. фигурирует во втором уголовном деле, которое заведено в Тюмени по делу черных риелторов. Сейчас на жилплощадь на улице Таллинской наложен арест — совершать с ней сделки официально запрещено на время расследования дела. По факту Наталья лишь отчасти является владелицей своей квартиры: после нескольких перепродаж, о которых хозяйка не знала, она получила пакет документов с отметкой «обременение». И до сих пор Наталья остается должна миллион рублей неизвестному для нее человеку. Оказалось, ее квартира стала объектом на обналичивание маткапитала. Как так получилось и что делать, чтобы не попасть в такую же историю?
«Наталья, помоги»
— В 2016 году ко мне обратилась знакомая Любовь Г. — когда-то мы близко общались, а потом разошлись, — с просьбой помочь ее знакомым получить официально заработанные деньги, которые могли пропасть. Я долго не соглашалась, боялась, но после долгих уговоров согласилась: за то, что собирались воспользоваться моей квартирой, мне хотели дать 50 тысяч рублей. Хотя деньги мне были и не нужны, я согласилась помочь приятельнице. Г. обещала вернуть квартиру через три месяца. Доверенность на проведение сделок оформили на подругу Любови риелтора Светлану Спичеву. После купли-продажи документы остались у Спичевой — для скорейшего возвращения квартиры в мою собственность. Я очень долго не могла вернуть документы на квартиру обратно, — рассказывает Наталья М.
Переоформление квартиры затянулось. Согласно документам, жилье сначала было оформлено на некую Юртылбаеву, затем на некого Адамского, интересы которого представлял его родственник Михаил Иванкин — бывший сотрудник тюменского УФСИН, ныне пенсионер. Спустя несколько месяцев документы на квартиру вернулись Наталье М. Но, как оказалось позже, — договор был с обременением в миллион рублей.
— Я лично пришла за документами в МФЦ, но мне там подсунули пачку документов, которые Спичева очень торопила подписать. Я не сразу увидела «обременение». Так оказалось, что я «купила» квартиру у Адамского (Иванкина) и теперь должна заплатить за это миллион рублей. Это был договор-купли продажи с последующей выплатой денежных средств в течение 10 дней после регистрации. Я позвонила Любови Г., она обещала, что вернет через недельку без обременения документы. До сих пор жду, — рассказывает Наталья М.
Адвокат Натальи Максим Покатов объясняет: риелтор Спичева по доверенности провела несколько сделок, сначала продала квартиру от имени Натальи Юртылбаевой, после — Адамскому, интересы которого по доверенности представлял Иванкин. А дальше по договору купли-продажи от Адамского Наталье М., но уже с обременением.
В 2018 году на квартиру к Наталье М. пришел неизвестный и попросил подписать бумагу, в которой говорилось, что женщина должна вернуть ему миллион рублей. В противном случае он собирался подать на нее в суд. Наталья утверждает, что мужчину не знала. Оказалось, это был тот самый Михаил Иванкин.
Иванкин как в ситуации с Натальей М., так и в других действовал по одной схеме: выжидал определенное время после подписания договора купли-продажи, около полугода, приносил претензию бывшему собственнику квартиры и обращался в суд с исковыми требованиями о расторжении договора купли-продажи. И таким образом получал квартиру в собственность.
Как Наталья М. стала фигурантом уголовного дела
— Я всё время звонила Любови Г. и спрашивала, что она сделала с моей квартирой. Она сказала, что ее кинула риелтор Светлана Спичева. Тогда Г. посоветовала мне юриста Светлану М. Как-то они втроем (Спичева, М. и Г.) пришли ко мне на работу и попросили написать расписку: что я якобы отдала миллион Спичевой. Якобы так нужно было сделать, чтобы вернуть мне квартиру. Любовь тогда мне сказала, что мне и моральный ущерб возместят, — рассказывает Наталья М.
Именно эта расписка стала причиной расследования в адрес Натальи М. и юриста Светланы М. — по ч. 1 303 статьи УК РФ («Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности»).
— Спичева утверждала, что за мою квартиру передала деньги Иванкину, но он говорил, что это возврат долга, который он передал Спчиевой — в сумме 30 миллионов, — рассказывает Наталья М.
— Органы почти 10 месяцев расследовали уголовное дело и, несмотря на дополнительные эпизоды по аналогичным распискам, которые были оформлены Спичевой, — делом не занимались. И возбудили дело в отношении Натальи М., что именно она предоставила расписку о возвращении средств в суд. Хотя материалами гражданского дела это опровергается. Органы ссылаются на решение суда, где указано, что Наталья М. предоставила в суд расписку. Но интересы женщины в тот момент представляла Светлана М., — говорит адвокат.
Позиция юриста Светланы М.
Юрист Светлана М., которая ранее представляла интересы Натальи М., 15 сентября получила документ о закрытии уголовного преследования в свой адрес по делу о фальсификации документа. Следственный комитет не нашел в ее действиях состава преступления.
По данным уголовного дела, в соответствии с договором купли-продажи от 2017 года, Наталья М. приобрела у Дмитрия Адамского (интересы которого везде представляет Михаил Иванкин. — Прим. ред.) квартиру площадью 31,6 квадрата на улице Таллинской за 1 миллион рублей. Наталья средства в счет оплаты Адамскому не передавала. С 2018 года Адамский неоднократно обращался в суд с иском о расторжении договора и возвращение квартиры в его собственность. В период с октября по декабрь 2018 года Наталья М., достоверно зная, что денежные средства Адамскому в счет оплаты договора-купли продажи она не передавала, составила расписку о получении денег, в которой указала, что 20 марта 2017 года она передала Спичевой миллион рублей для последующей передачи в счет оплаты по договору купли-продажи.
«Достоверно зная, что указанные средства она Спичевой не передавала, — говорится в материале, — в 2019 году Светлана М. в зале суда в качестве доказательств по гражданскому делу предоставила оригинал расписки. Светлана М. представляла интересы Натальи М. на основании доверенности от 2019 года, соответственно, на момент подписания договора купли-продажи в 2017 году, а также в дату, на которую датирована расписка о получении денег, объективной информацией о передаче Натальей М. денежных средств в миллион рублей Спичевой в качестве оплаты по договору располагать не могла, представителем Натальи М. не являлась. Установлено, что Светлана М. сведений в расписку лично не вносила».
— Мое дело и дело Натальи М. объединили в одно. В отношении меня преследование отменили из-за отсутствия состава преступления, уголовное преследование прекращено. В отношении Натальи М. продолжено расследование уголовного дела, — говорит юрист Светлана М.
Адвокат Максим Покатов настаивает, что Наталью М. обвиняют незаконно. Кроме того, он отмечает, что женщине не удается попасть на личный прием к руководству следственного комитета.
— Наталья — пенсионерка. В результате мошеннических действий потеряла единственное жилье, а СК Тюмени не желает надлежащим образом разбираться в ситуации и защищать права. Идут по пути наименьшего сопротивления, боясь реакции сверху, и незаконно обвиняют ее в фальсификации доказательств. На все ее жалобы и доводы не реагируют. Доверия к следователям СК нет. Расследуют дело год и не пришли ни к какому результату, — говорит адвокат.
Много квартир у черных риелторов
По первому уголовному делу о черных риелторах привлекли только Светлану Спичеву. Она признана виновной в мошенничестве. Судья приговорил ее к шести годам колонии строгого режима. Риелтор причастна более чем к 10 эпизодам мошенничества с квартирами тюменцев. Ущерб составил более 20 миллионов рублей. При этом часть тюменцев, которые проходили истцами по делу, лишились своего жилья и оказались должны крупные суммы денег.
Любовь Г. так и не была признана фигурантом этого уголовного дела. Во втором деле она также не является фигурантом. Как и Михаил Иванкин, и Дмитрий Адамский. Михаила Иванкина юристам не удалось привлечь и за незаконную предпринимательскую деятельность. Откуда у пенсионера могли взяться миллионы рублей для передачи в заем — до сих пор официально неизвестно.
— По нашему уголовному делу порядка 10 потерпевших, по первому уголовному делу так же. Все объекты так или иначе перешли Адамскому, интересы которого представляет Иванкин либо его знакомые, которые являются в том числе действующими сотрудниками полиции. Мы просили следствие установить в том числе, откуда у Иванкина, который пенсионер УФСИН, средства. На свою пенсию он не мог совершать такие сделки с недвижимостью. Следствие никак не реагировало, не проверяло его имущественно-денежные отношения и утверждает, что он является добросовестным гражданином, — говорит адвокат.
На квартиру Натальи М. сейчас наложен арест. Это значит, что продать ее нельзя, но и Иванкин ничего с квартирой сделать пока не может. Сейчас адвокат подает в гражданский суд иски для расторжения договоров купли-продажи как с Юртылбаевой, так и с Иванкиным.
По имеющимся в редакции телефонам Михаилу Иванкину не удалось дозвониться. Как и до Любови Г.
Вот как ранее Михаил Иванкин комментировал свою деятельность с квартирами.
— Спичева обратилась ко мне и сказала, что у нее есть квартира по относительно невысокой цене, так как хозяйка остро нуждается в деньгах. Я обдумал вариант, сравнив стоимость данного объекта и сопоставив его с рыночной ценой. И решил приобрести. Была договоренность, что после покупки помещение будет оформлено на меня или на лицо, на которое я укажу. Предполагалось, что заниматься реализацией недвижимости будет Спичева: она должна была найти покупателя и продать квартиру по более высокой цене. За что она бы получила комиссию. Квартиру я приобрел, оформил в собственность на Дмитрия Адамского. Так как Спичева не выполнила свои обязательства как риелтор, я решил сам заняться реализацией квартиры, — говорил ранее Иванкин.
Об историях с потерей квартир мы писали ранее. Так, квартиру 70-летней женщины трижды продали вместе с жильцами, а у другой тюменки появился долг в 3,3 миллиона рублей. Недавно мы рассказывали и про агента по недвижимости Светлану Спичеву.
Агентство недвижимости «Престиж» основано в 2005 году. В октябре 2017 года фирма была официально ликвидирована.