Происшествия Тюменская область горит репортаж Стояли с иконами, лопатами и ведрами — как жители тюменского поселка трое суток спасали свои дома от огня

Стояли с иконами, лопатами и ведрами — как жители тюменского поселка трое суток спасали свои дома от огня

Жители настолько отчаялись, что молились и ходили по улицам с иконами, чтобы стихия остановилась

Масштабы пожаров можно оценить с высоты. По данным на 11 мая, по карте пожаров было видно около 224 квадратных километров, которые поглотил огонь

— В лесу как в Чернобыле: всё вымерло, всё черно. Это ведь наши ягодные и грибные места горят. Наш кормилец — лес — пропал. Сколько же он будет восстанавливаться! — восклицает Елена Добрынина, жительница поселка Новый Тап. Она смотрит на тайгу со своего участка — сразу за ним возвышается столб дыма.

Такое сильное задымление виднелось на небе. Масштабы поражают

Этой весной Тюменскую область охватили масштабные природные пожары. Лесные и ландшафтные возгорания с конца апреля день за днем выжигают тысячи гектаров в регионе. Из-за неуправляемого огня и сильного дыма погибают животные. Но главная угроза — домам: стихия подходит вплотную к населенным пунктам. Деревенские жители, лесники, пожарные и десантники борются с огнем круглосуточно. Остановить его очень сложно. Сначала пытались бороться с распространением с земли, но сил оказалось недостаточно. Пришлось вызывать вертолет. Почему и в чём причина пожаров в Тюменской области — в репортаже Марии Токмаковой и Семёна Громова.

Горящий заказник


Поселок Новый Тап окружен низовыми пожарами. Практически в кольце. Огонь идет по деревьям и сухой почве, пробираясь сотни километров за день. Авиапожарные, специалисты из села, лесники и простые деревенские мужики уже несколько дней подряд стоят на обороне тайги и сдерживают возгорания, не подпуская пламя к населенному пункту. Сейчас угрозы жителям и всему поселку нет, но несколько дней назад люди собирали вещи.

В тушении принимают участие порядка 200 человек, включая добровольцев. На подмогу селянам 11 мая прилетел читинский лесной десант. Локализовать пожар удалось только к 14 мая. Сейчас, согласно данным карты пожаров, есть участки возгораний в тайге, но они находятся вдали от населенных пунктов.

— Гоняют пожар по тайге туда-сюда, он еще не потушен. Мы не знаем, откуда он выскочит в следующий момент. Три дня было очень тяжело, огонь подходил к деревне. Поэтому хотелось бы привлечь внимание областных властей, экологов, зоозащитников. Я была там, в лесу, бедные животные, они погибают. Куда же им бежать, столько километров тайги выгорело! Кто это всё посчитает, кто же ответит за этот ущерб? Хотелось бы задать вопрос губернатору, — говорит Тамара Пиминова.

Тамара Анатольевна считает, что силы для тушения тайги с высоты нужно было отправить в поселок хотя бы на день раньше

Тамара Анатольевна — женщина с характером. Она почтальон и зарабатывает по меркам города совсем немного. Прожить и пропитаться помогает лес. Селянка каждый сезон ходит за грибами. Для нее, как и других местных жителей, тайга пополняет запасы на всю зиму.

— В конце концов, это же заказник регионального значения, не знаю, как же можно было ситуацию довести до абсурда. Вертолет нужно было вызвать еще 8 мая и погасить очаг, а не дать ему распространяться, подходя ближе и ближе к деревне. Должны быть виноватые в этой истории, — отмечает Тамара Анатольевна.

Рядом с поселком расположен уникальный Ново-Таповский природный заказник. Его площадь — 10 тысяч гектаров. Огонь уничтожает редкие растения и краснокнижную живность.

Общая территория государственного природного заказника составляет 10 тысяч гектаров, в районе огонь прошел по территории в 30 тысяч гектаров

9 мая увидели огонь у села


Огонь дошел до леса около деревни, преодолев сотни километров, за три дня. Этому способствовал шквалистый ветер, гоняющий пламя по низу тайги. Скорость распространения — в среднем 50 километров в час (но может быть и больше). Стихия действительно уничтожает всё на своем пути.

Даже с огромной высоты в тайге можно увидеть открытый огонь, двигающийся по лесу

Пламя настигло тайгу около поселка Новый Тап в разгар празднования Дня Победы. В деревне, где зарегистрированы около тысячи человек, народу было больше. Сюда на длинные выходные в гости к родственникам приехали городские. Люди побывали на митинге, организованном в честь празднования 9 Мая, и побрели по своим домам. Но не дошли — увидели дымовое облако и бросились в лес. Спустя день, 10 мая, администрация Новотаповского поселения уведомила: надо на всякий случай собрать вещи — возможна эвакуация. Огонь начал подходить к населенному пункту. Пламя распространялось очень быстро.

Такая картина была в лесу 12 мая — от поселка всего 25 минут

Жуткие пожары, разбушевавшиеся в юргинской тайге, сделали часть леса безжизненной. По пути к эпицентру возгорания в болотах, где раньше была глубокая вода, ощущалась сухость. И от погоды, и от пожара. Сожженные крепкие сосны, сухостой, полянки догорали, некоторые еще тлели. В отдельных местах проглядывалось возгорание с открытым огнем. От черной выжженной земли и сгоревшего сухостоя исходило тепло. Повсюду было задымление, смог. Стоял запах горевшей сосны.

Стихия разгулялась из-за отсутствия влаги. Этой зимой было очень мало снега, болота высохли

Едкий дым гуляет на десятки километров, периодически взвиваясь над тайгой и затягивая ее «туманом». Клубы огромные, именно они внушают страх местным.

Объявление администрации об эвакуации

— Лесники все эти дни сначала тушили дальние пожары. Затем ветер пошел в нашу сторону. Мы увидели клубы дыма. Бегали по деревне, а что мы можем сделать? Только руками развести. Сельских мужчин сначала не пускали в тайгу, там только специалисты бегали и бегали, а потом помощи стали просить, так появились добровольцы. Наш глава всех успокаивал, всем объяснял, что нет угрозы населенным пунктам. Все три дня мы почти не спали, дежурили у леса, дышать тяжело было. Ночью пожар притихал, а днем снова разгорался. Мы молились, чтобы дождь пошел, с иконами ходили по деревне, — рассказывает пенсионерка Наталья Бурко.

Дым от пожара разносился на сотни километров и периодически настигал деревню

Наталья Леонидовна живет в небольшом доме вместе с приемной девочкой, о которой заботится. Женщина говорит, что пришедшая беда заставила всех соседей сплотиться.

— В машину сгрузили одеяло, подушки, чтобы, если что, было бы где спать. Вещей немного, документы в основном. Еще несколько пятилитровок питьевой воды взяли с собой. В спешке собирались, а то дым такой шел за огородом. Боялись, что начнет гореть и полыхать тут всё, — добавляет Наталья Леонидовна.

— Живем здесь всю жизнь, у нас дом стоим прям у леса. Я приехала домой из Тюмени 7 мая. В тайге уже был пожар. И сильно он начал гореть 8 и 9 мая. Когда впервые это увидела, испытала большой страх. А сделать мы ничего не могли. Мужчины стояли у деревни, караулили с лопатами, у нас с техникой проблемы. Сейчас же есть надежда, но вообще пока не пройдут хорошие дожди, то возгорания так и будут бушевать. У нас столько валежника, столько пеньков, болота, торф. Такая сушь, что страшно, — говорит жительница села Лариса Бусоргина.

Стихия разгулялась из-за отсутствия влаги. Этой зимой было очень мало снега, болота высохли

Лариса Михайловна сейчас на пенсии. Она почти 30 лет отработала в местной администрации. Ее супруг раньше трудился в Леспромхозе, но он закрылся. Она с мужем вспоминает о таком же сильном пожаре, случившемся в 1975 году.

Женщина уверена, что хороший ливень мог бы предотвратить распространение пожаров

— У нас тогда тоже сильно горело около поселка, но с другой стороны. Мы справились. Был такой у нас Леспромхоз, столько техники, тракторов и людей. Опахивали земли и тушили. За эти годы вообще были в округе небольшие возгорания, в 2006-м, например, но такого большого не припомню. Лесникам сейчас непросто: дело в том, что техники у нас почти нет, предприятий уже нет. Сейчас на своих машинах местные перепахали участки между деревьями и домами, огородами: ну кто знает, что будет завтра, — объяснила селянка.

Вертолет надежды

«Увидели в небе вертолет и заплакали», — так говорят все жители поселка. Селяне боялись, что огонь из леса настигнет жилые дома. Пожары от поселка сначала шли на расстоянии 20–25 километров. Пожар за день проходил по 10 километров. Моментально возгорание оказалось у стен поселка.

Прилет вертолета подарил всем жителям поселка надежду на спасение. Огнеборцы группами загружались и отправлялись в опасные точки для тушения

— Всё небо было черное, солнце не пробивалось через клубы дыма. Мужчины ездили в лес, потому что в это время помощи не было. Специалисты не справлялись. Когда прилетел вертолет, я увидела, что он несет с собой бадью с водой, расплакалась. Наконец-то пришло спасение, — говорит Наталья Сорокина.

Черные клубы дыма три дня подряд перекрывали солнце


11 мая в тюменском аэропорту приземлился самолет МЧС с пожарными десантниками на борту. Несколько десятков бойцов «Авиалесоохраны» из Забайкальского края пришли на подмогу. Их обязанность — бороться с огнем в самых труднодоступных и запущенных местах.

— Когда колонна техники с водой пошла и в небе мы увидели вертолет, обрадовались. Появилась надежда. А когда десантники прибыли, сердце разрывалось от счастья. Поселок у нас очень дружный, все собрались, спасибо всем, кто помогал все эти дни, — объясняет пенсионерка Вера Южакова.

«Нормальной техники нет, зарплаты у лесников — 14 тысяч»

Про нового главу Нового Тапа Дмитрия Ильева весь поселок говорит только хорошее. Все дни, когда в округе бушевал пожар, он принимал участие в тушении. И не только он. Также и другие главы сёл и района.

Дмитрий Александрович заступил на пост в сентябре 2020 года. До этого он возглавлял коммерческие предприятия в Тюмени и жил в областной столице. Но позже решил уехать в родной край, чтобы поднять поселок: он еще помнит, каким он когда-то был.

Глава поселка Новый Тап. На протяжении нескольких дней он принимал участие в мероприятиях по тушению, а еще лично приезжал к жителям, чтобы успокоить их и объяснить: повода для паники нет

— Аномально теплая весна, жара, воды очень мало, болота сухие, можно сказать, что сидели на пороховой бочке. Юргинский район с конца апреля начал потихоньку гореть в разных местах. Основной фронт пришел с Северо-Плетнево, это 30 километров отсюда. И огонь шел в основном низовой, утром и днем он даже выходил на верховые позиции. Так он подошел к нам. Наша «Авиалесоохрана» работала хорошо. Мужики трудились с 4 утра до самой ночи, а бывало, что и оставались, спали прям там. По полной программе бились с огнем, но всё равно он подкрался почти к селу, — рассказывает Дмитрий Ильев.

По словам Ильева, на нескольких фронтах около деревни гулял огонь. Поэтому власти мобилизовали население, встали по кругу на охрану леса, но никого из простых селян вглубь не пускали.

Простые мужчины держали оборону и охраняли лес несколько дней. А еще они всеми силами помогали авиапожарным и местным лесникам

— Стояли с лопатами и ведрами. У нас в деревне достаточно спецтехники у местных, у кого-то для охоты или рыбалки есть. Народ у нас тут такой, с лесом на ты. Мы быстро мобилизовались и собрали команду человек 50. Естественно, нам хорошо помог сам район, его глава, который вместе с нами участвовал в тушении, он здесь был каждый день. А из других деревень сюда тоже пригнали машины пожарные, добровольные дружины и приехали главы поселков, — добавляет глава Нового Тапа.

Дмитрий Ильев говорит, что в их деревне, как и во многих других, много старых и заброшенных домов, сухостоя. Это может усугубить ситуацию с пожарами. Недавно им предоставили трактор от Юргинского дорожного ремонтно-строительного управления, чтобы расчистить и опахать по периметру поселок.

— Планируем сделать более широкую полосу вокруг поселка, потому что деревня подзаросшая, как и вся Россия. Зачисткой нужно заниматься, поэтому областным властям нужно более тщательно укомплектовать специалистов, особенно нашу авиаохрану. Всё в допотопном состоянии. Толком техники нормальной нет, в 50-х годах всё было более мощное, а уже прошло-то 70 лет! И мы здесь практически с одними лопатами, — говорит Дмитрий Ильев. — У нас сотрудников авиаохраны на наше село вместе с начальником мало. А в нашем районе огромные территории. Хотя бы хорошая и нормальная техника у них бы была. Я даже нашему губернатору писал и просил, чтобы укомплектовали каждый район нормально. Дайте технику, дайте подвоз воды, дайте тракторы. У наших плуги отваливаются, они не могут нормально опахать поселок. В таком состоянии у нас сейчас пожарная безопасность. Да и зарплаты у лесников в районе 12–14 тысяч, это несерьезно.

В таком обильном смоге люди находятся несколько часов, чтобы контролировать ситуацию и сбивать огонь

Дмитрий Ильев планирует поднять село. Но его мечтам в этом году помешали жуткие пожары.

— Люди, которые уехали отсюда, с удовольствием бы вернулись, если бы здесь было производство. Нам не хватает этого, — подытожил Дмитрий.

«Фактически катастрофа»

61-летний Владимир Романов стоит на охране уже 38 лет. В Новом Тапе он главный лесник. Мужчина охранял местную тайгу еще в советское время в Леспромхозе, а сейчас является начальником Сосновского участкового лесничества Юргинского филиала ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны».

Порядка двух десятков лесников со всего района во главе с Владимиром Романовым отстояли поселок своими силами, не подпустив огонь к населенным пунктам

— Тушением лесных пожаров занимается специализированное отделение «Авиалесоохраны», мы тоже их отделение, только работаем в районе. Эти пожары — природные явления, это фактически катастрофа. По большей части именно природный фактор стал причиной масштабного бедствия. Нынче стоит теплая погода, а влага полностью отсутствует. Создались благоприятные условия для пожара. 20 лет назад было похожее, но мы справлялись, потому что была мощная техника, которая везде проходила, было много людей. Вот раньше числилось 76 лесников на район, а сейчас только 22. А что такое 22 человека на такой пожар, — задается вопросом Владимир Романов.

Специалист говорит, что пожары в тайге обычно возникают где-то в середине мая, но в этом году первые возгорания случились уже в конце апреля.

— С 21 числа я эти пожары тушу. Зима была малоснежная, влаги не было с осени, сухо. В этом году все болота, которые обычно стоят с водой, — пустые. Из-за теплой погоды пожар стал для нас настоящим стихийным бедствием. Масштабно всё. На подмогу прибыл пожарный десант — это специалисты, которые работают непосредственно с огнем в лесу, думаю, что они справятся. Главное — мы отстояли деревню и не дали стихии подойти к населенным пунктам, — говорит специалист.

Тайга прилегает к поселку

Владимир Романов считает, что погода усугубила распространение пожара.

— Сейчас на ситуацию можно влиять, потому что идут низовые пожары, а если начнутся верховые, то здесь и способ, и метод тушения совершенно другой, и совершенно другие силы. Одних лесников не хватит, — поясняет Владимир Романов.

Местные жители и эксперты считают, что сгоревшая тайга будет восстанавливаться после пройденного пожара долго. Как минимум на это уйдет пять лет.

Большой очаг возгорания в окрестностях поселков удалось локализовать силами лесников, десантников, добровольцев 13 мая

Что сейчас с лесом у поселка


За двое суток большой пожар уничтожил тайгу и бескрайние болота в Юргинском районе — территория примерно как половина Тюмени.


— Про информации, которую собирают и предоставляют лесники, приблизительно огнем пройдено 30 тысяч гектаров. Основная масса пришлась именно на сухие болота. Проблема горения в том, что раньше болота у нас были с водой. Напряженная ситуация была 10 мая, когда пожар настиг леса около Нового Тапа. 10 и 11 числа авиабаза начала контролируемый отжиг, создали минполосу, а также пустили встречный пал, чтобы остановить пожар. Затем к тушению подключились пожарные десантники, поэтому нет никакой опасности, удалось локализовать очаги, — разъяснил ситуацию Виктор Васильев,
глава Юргинского муниципального района.

По словам Васильева, сейчас обстановка стабильная.

— Пожар в настоящее время далеко от Нового Тапа, здесь близко уже всё контролируемо. Большая помощь к нам пришла, десантники — они профессионально занимаются тушением пожаров и хорошо нам помогли, — добавил Васильев.

Во всех лесах Тюменской области действует режим ЧС

Про пожары в Тюменской области

Губернатор Тюменской области Александр Моор 10 мая в лесах региона ввел режим ЧС. По официальным данным, в тушении пожаров задействованы 1002 человека, 228 единиц техники. Привлечены сотрудники парашютно-десантной службы ХМАО-Югры, Свердловской области, аварийно-спасательной службы ЯНАО и ФГУ «Авиалесоохрана».

Регион накрыли лесные пожары. Каждый день появляются сообщения о возгораниях в разных районах. Пламя уничтожает тысячи гектаров день за днем. Читайте репортаж о том, как тюменцы борются со стихией. Обязательно посмотрите наш репортаж из Аромашевского района, в котором ввели режим ЧС первым. Как местные жители выходили защищать деревню, что происходило в лесах поселков и что оставляет после себя огонь?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Все скупают масло и сыр»: кондитер из Тюмени — о том, что будет со стоимостью тортов
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления