О советском времени многие россияне сейчас вспоминают с теплотой. Кажется, что тогда люди были защищены: безопасные улицы, никаких катастроф, эпидемий, неусыпный контроль силовых структур. Конечно, всегда хочется вспоминать только хорошее, но, кроме особенностей человеческой памяти, есть и вполне рациональное объяснение таким представлениям. Советские власти хорошо владели искусством пиара. Цензура и пропаганда рисовали советское благополучие не только для внешней аудитории, но и внутри страны.
О трагедиях, серьезных авариях и даже бунтах, если они случались, советские граждане не знали. Информация о них стала появляться лишь после крушения СССР. В том числе и в Тюменской области, жители которой спустя десятилетия узнали о жуткой железнодорожной катастрофе, произошедшей на станции Ламенская. В 1972 году там столкнулись два поезда. Точные данные о погибших и пострадавших до сих пор не обнародованы.
Крушение в ночь с 25 на 26 июля 1972 года
Станция Ламенская расположена в Голышмановском районе Тюменской области. Она стоит на знаменитом Транссибе между Тюменью и Омском. Когда-то это была оживленная станция, здесь даже построили здание вокзала, но сейчас оно пустует — в зале ожидания до сих пор стоят раритетные кресла, а на стене — маленькая табличка в память о катастрофе.
В Ламенке о трагедии знают практически все, но свидетелей произошедшего осталось совсем немного. В их числе — близкие железнодорожного мастера Николая Завьялова, семья которого жила прямо около станции.
В те годы на железной дороге еще работали стрелочники, и в Ламенке они тоже отвечали за перевод стрелок. Нина Завьялова — жена мастера — рассказывает, что дежурной по станции в ночь катастрофы была молодая девушка, которой только недавно разрешили самостоятельно выходить на смены. Она спросила у стрелочников, свободен ли путь, и, услышав утвердительный ответ, дала зеленый сигнал подъезжавшему пассажирскому поезду. Но путь в тот момент был занят грузовым составом, который только тронулся и набирал скорость. В результате тепловоз пассажирского поезда буквально налетел на последние вагоны грузового. После удара произошло возгорание.
— Мы спали, ночь была, слышим — страшный удар. Форточка сама открылась. Я подскочила, не знаю, что такое. Соседка подбежала и закричала в окошко: «Николай Петрович, спасайся, баки будут гореть!» Мы ничего не поняли, выглянули — там зарево, вой, крик, шум. Муж сказал: «Забирай ребятишек и убегайте отсюда». Мы ушли за деревню и ждали взрыва. Но ничего не было. Вернулись домой. Я на ограду глянула и присела. Рельсы вывернутые, паровоз. Столько народу! Сразу поняла, что это крушение. Ну всё, говорю, дети, папу нашего забрали в тюрьму, раз он мастер, а на его участке произошло крушение. Но оказалось, что виноваты движенцы (стрелочники и дежурная по станции. — Прим. ред.), — вспоминает Нина Завьялова.
Первые вагоны пассажирского поезда № 145 «Новокузнецк — Москва» пострадали особенно сильно, в огне погибли практически все пассажиры.
— Люди горели. Грудного ребенка выбросили из окна вагона, родители погибли. Муж рассказывал, что на его глазах пассажир смог выбраться, а жена застряла, он ее тащил в окно за руки и не мог вытащить. Она сгорела, успела крикнуть только: «Будьте вы все прокляты!» Прокляла нашу Ламенку, — продолжает Нина Завьялова.
«Мужчина спасся, выскочил в окно, пытался вытащить жену за руки из горящего поезда. Она сгорела, успела крикнуть только: "Будьте вы все прокляты!"»
На станцию тут же стянули милицию, из Ишима и Тюмени приехали пожарные поезда, и даже прилетел вертолет. Место ЧП оцепили, пассажиры дальних вагонов, которые не горели, а просто сошли с рельсов, выбирались и шли в ближайшие к станции дома, в том числе в дом железнодорожного мастера. Мертвых, или точнее то, что от них осталось, сложили на поляне, а потом вывезли на специальных машинах. Об этом рассказывает Юрий Завьялов, сын Николая и Нины. В 1972 году ему было 10 лет, вместе со старшим братом он наблюдал, как разбирали завалы и вытаскивали погибших.
— Вытаскивают головешки и в простыню, а простыня сразу засаливается. Получается, это бывший человек. Я лично сам насчитал 116 погибших. Мы с Витей (старший брат. — Прим. ред.) сидели и смотрели на всё это. Потом сложили на поляне и ждали машины, в них прямо простыни (с останками. — Прим. ред.) складывали и увозили. У нас был бригадир Сергей Александрович, он фронтовик; матерился, говорил, что на фронте такого не видал. У меня до сих пор в памяти стоит: вагон на земле, а из-под него — женская рука, — вспоминает Юрий Завьялов.
Путь был разрушен, но движение железнодорожники довольно быстро восстановили, первое время поезда шли по боковому пути. Проезжавшие пассажиры могли видеть в окно страшные последствия катастрофы.
— Знакомый милиционер уже годы спустя рассказывал мне, что, когда поезда ходили по объездному пути, кто-то снимал на фотоаппарат из окна. Это увидели сотрудники милиции, которые стояли в оцеплении на месте крушения. Так вот, этого человека в Голышманово сняли с поезда. Забрали пленку, наверное, не знаю, что с ним там делали, — добавляет Завьялов.
Отец Юрия Завьялова рассказывал близким, что в газете прочитал заметку о произошедшем, там коротко написали, что в Ламенке случилось крушение поезда, погибли два человека.
По словам Завьяловых, трех виновников крушения осудили: дежурную по станции и стрелочников. Им дали по 10 лет. Двое осужденных (дежурная и один из стрелочников) позже покончили с собой. Условные сроки дали руководству станции. Ветераны-железнодорожники рассказывают, что в Ламенке после катастрофы внедрили автоматизированную систему перевода стрелок.
Что сейчас рассказывают официальные лица о катастрофе
В 2020 году получить официальную информацию об этом крушении всё так же непросто. Представители СвЖД предложили обращаться в правоохранительные органы. Мы обратились в несколько ведомств (МВД, МВД на транспорте, ФСБ, областной суд), но получили ответ, что никаких документов в их архивах нет. Неофициально представители силовых структур отмечают, что вряд ли доступ к этому делу сейчас можно получить.
Известно, что на месте ЧП работали сотрудники КГБ. Причиной катастрофы признали человеческий фактор (Юрий Завьялов считает, что стрелочник из-за грозы поленился выйти и проверить путь), трагедию много обсуждали на заседаниях обкома КПСС. На ковер вызывали начальника тюменского отделения Свердловской железной дороги Николая Глотова, пережившего из-за этого два инфаркта подряд.
Полные данные о жертвах страшного ЧП до сих пор не обнародованы, из уст в уста передают, что погибло много детей, которые ехали на летний отдых. В администрации Ламенки нам сообщили официальные общепринятые данные.
— Погибших было 58 человек, раненых — 16. Но свидетели говорят, что, возможно, больше 200 человек пострадали. Мы сейчас готовим к установке мемориальную доску в память о трагическом событии, она появится на здании станции с внешней стороны, — рассказала глава Ламенской сельской администрации Галина Черноусова.
Инициаторы увековечивания памяти погибших не знали, какое число указывать на мемориальной доске. Об этом говорит депутат Тюменской областной думы от Ишимского избирательного округа Виктор Рейн, который принимал участие в подготовке памятного знака. В итоге, по его словам, было решено вообще никаких данных о погибших не указывать.
— Барельефная памятная доска, скорее всего, будет установлена уже в ноябре. Указывать число погибших не стали. У нас в истории много белых пятен, да и года хитрые были, поэтому я не рискну говорить, достоверные это данные (58 погибших. — Прим. ред.) или нет. Главное — увековечить память всех погибших, — добавил Рейн.
Есть объективные и субъективные причины, почему мы до сих пор не знаем всех подробностей произошедшего в Ламенке. Прошло много времени, и нет очевидной причины копаться в архивах, документы, скорее всего, не оцифрованы. Это готовы делать историки и журналисты, но не до всех дел их допускают. К сожалению, огромное количество документов ушедшей эпохи остается засекреченным.
О каких малоизвестных трагедиях советских времен мы еще писали
После взрыва селитры в Бейруте летом этого года читатели 72.RU рассказали нам о таком же происшествии в Тюменской области. В 70-х годах в Юрминке взлетел на воздух склад с удобрениями, погибли 34 человека. Об этой трагедии тоже мало кто знает.
В конце 50-х годов в соседней Челябинской области произошла крупная радиационная авария на комбинате «Маяк». Опасное облако ушло на северо-восток, образовав Восточно-Уральский радиационный след (ВУРС). Тюменскую область тоже задело. Роспотребнадзор в нашем регионе до сих пор мониторит реки на предмет возможного радиационного загрязнения.
В 1979 году в Тюмени произошло большое наводнение, старшее поколение тюменцев об этом хорошо помнит, а вот про массовое отравление спиртом в 60-х годах на Лесобазе мало кто знает, эту историю тоже засекретили.