Угол улиц Осипенко и Свердлова в Тюмени всегда держало историческое здание — администрация с пожарной каланчой. Белая башня, как ее называли, некогда была самым высоким строением этого района: с нее прекрасно просматривалась территория и, если где-то возникал пожар, люди успевали заметить огонь и броситься на помощь. Сегодня, 3 августа, помощь потребовалась самой пожарной каланче — кусок горящего шифера, прилетевший с соседнего здания, чуть не уничтожил знаменитую постройку. Вспоминаем историю башни и этого района в нашем репортаже. И показываем фотографии из самого сердца пожара.
Последняя каланча Тюмени
Пожар начался в 10 часов. Первым загорелся жилой двухэтажный дом на Осипенко. На место прибыли два десятка сотрудников МЧС и скорая помощь. Помощь потребовалась трем жильцам дома, которых доставили в ОКБ № 2. По информации пресс-службы ГУ МЧС, вскоре пламя перекинулось на крышу белой каланчи.
Тюменский краевед Станислав Белов рассказывает, что каланчей в городе было много. Белая башня на Осипенко — последняя уцелевшая в областной столице.
— Тюмень была деревянным городом, она постоянно горела начиная с первых годов своего существования. Горела регулярно, и пожары были радикальными. Поскольку всё было деревянным, то выгорало целыми кварталами. В связи с этим в Тюмени с самого начала существовала пожарная часть. Первая центральная (а вместе с ней и каланча — надстроенная деревянная башенка) находилась возле музея «Городская дума». Она стояла до начала реконструкции Исторической площади, — поделился Станислав Белов.
— А каланча, которая горела на Осипенко, — это уже район Тычковки, прямо скажем, не самый благополучный. Там рядом была речная пристань и жили люди, связанные с речфлотом. Дома были достаточно простые и по большей части деревянные. Это район, до которого город дополз довольно поздно, самая окраина города, там тоже построили пожарную часть и каланчу, — рассказывает краевед.
— Надо ли ее сохранять? — задается вопросом Станислав Белов, — У нас от старой Тюмени мало что осталось, в советские годы порушили, в 90-е порушили и сейчас доламывают то немногое, что осталось. Пару лет назад уничтожили шикарное краснокирпичное здание винокуренного завода, где позднее размещался завод пластмасс. Зачем уничтожили его — непонятно, говорили, что всё пропиталось ядами. Но во всем мире индустриальная архитектура очень ценится, ее можно облагородить, можно придать очень приличный вид и превратить во что угодно. Я думаю, что каланча — не менее примечательное здание, чем наша круглая баня, о ценности которой тюменцы узнали, когда начали приезжать разные архитекторы и говорить про нее. Похоже, нам придется ждать, когда приедет какое-то светило и скажет: «Ребята, это же настоящая пожарная каланча». Да, она — типичная, это не архитектурный шедевр. Но у нас и город типичный. Обычный нормальный сибирский город.
По словам краеведа, каланчу можно было показывать детям во время изучения истории города, чтобы им было понятно, какой высоты была Тюмень.
Летом 2017 года загорелся дом купца Жернакова, стоящий по соседству с белой башней. Здание находилось на последней стадии реконструкции, но пламя уничтожило планы хозяев открыть его для тюменцев. В апреле 2019 года огонь едва не погубил мастерскую Шитовых на улице Дзержинского. Как горел исторический памятник, можете посмотреть в фоторепортаже. Тяжелое зрелище.