Нарушение сна — одна из побочек ковида. А лунатизм — признак того, что надо срочно идти к врачу, ведь это один из симптомов появления опухоли в голове. О чем еще может рассказать ваш сон — читайте в интервью с тюменским сомнологом.
Антон Ильин изучает болезни сна уже около девяти лет. За это время он успел увидеть немало пациентов с патологиями. Был даже случай, когда человек ночью буквально превращался в машину по самоуничтожению (во сне у него начинались сильнейшие судороги и останавливалось дыхание). Гораздо чаще к медику приходили женщины и приносили ему аудиозаписи с храпом любимых мужей в надежде вернуть спокойный сон в доме. В беседе с медиком мы узнали, почему высыпаться так важно для человека, во сколько нужно ложиться и нормально ли фантазировать перед сном.
— Расскажите, что такое сон с медицинской точки зрения
— Это физиологическое состояние, которое позволяет переключиться организму на режим отдыха, в том числе головному мозгу, сердечно-сосудистой системе, органам гуморальной регуляции, то есть гормонального фона. Для того, чтобы перезагрузиться и начать следующий день с новыми силами. Также во сне меняется немножечко сама по себе работа организма. В частности, начинают выделяться совсем другие гормоны и ферменты. Всё это нацелено на то, чтобы организм смог нормально подготовиться к каждому следующему дню.
— Какое значение имеет качество сна в нашей жизни?
— Основополагающее. Если человек не будет спать, он умрет.
— А как вы объясните то, что некоторые люди перед сном фантазируют. Знаю человека, который прежде чем уснуть, представляет, что садится в машину и едет. Причем он выстраивает настоящий маршрут в знакомом городе, а только потом засыпает. Что это за особенность такая?
— Это достаточно действенный способ для того, чтобы максимально быстро погрузиться в сон. Так как часто мы не можем заснуть из-за собственных навязчивых или тревожных мыслей, которые за день накопились, а к вечеру мы пытаемся их переварить и иногда не можем из-за этого заснуть. Так вот отвлекающим маневром в этом случае для мозга может стать какая-то абсолютно отстраненная фантазия. Например, кто-то считает овец. Мы в этом время не задумываемся о своих проблемах, начинаем абсолютно четко концентрировать свое внимание на совсем других вещах. В этот момент мозг немножечко расслабляется и ограничивает себя от информации, которая его беспокоила ранее. У всех свои правила. В этом никакого отклонения нет, это просто особенность нервной системы.
— Среди женщин бытует мнение, что если ложиться спать в разное время, то это скажется на фигуре. Это как-то связано с суточными биоритмами. Расскажите, это правда? Неужели можно растолстеть, просто ложась спать в разное время.
— Ну, это очень отдаленно научно, тем не менее объяснение этому мнению можно найти. Прежде всего, ложиться и вставать в одно и то же время — однозначно полезно. Во-первых, потому что в организме вырабатывается определенный автоматизм. Во-вторых, обмен веществ привыкает к тому, в какое время вы ложитесь спать и когда просыпаетесь, и также оттачивает все свои механизмы. А для метаболизма это очень важно. То есть не нарушать свой обмен веществ — залог того, что вы будете держаться в одном и том же весе. Опосредовано, да, действительно, если ложиться и вставать в одно и то же время, то можно уберечь себя от лишних килограммов.
— Раз уж мы заговорили о разных мыслях, которые продвигаются в женских журналах, развейте еще миф. Поза для сна может о чем-то рассказать про человека, например, о проблемах со здоровьем? Имеет вообще значение, в каком положении спать?
— Рассказать о человеке точно не сможет. Есть люди, которые по причине проблем со здоровьем могут спать только в ограниченном каком-то положении. Например, лежа на боку или на животе, но никак не на спине. Это как правило люди с ожирением. Они начинают задыхаться во время сна на спине. Им в таком положении тяжело заснуть, либо если заснут, будут просыпаться каждый час в поту и с чувством страха смерти. Такие люди это понимают, поэтому сами приходят к тому, что засыпают в удобном для себя положении. Что касается условно здорового человека, то для него положение для сна особой роли не играет.
— Еще немного про здоровый сон, а во сколько всё-таки нужно ложиться спать и что делать людям с «плавающим графиком» работы?
— Желательно, конечно, всегда ложиться и вставать в одно и то же время. Причем неважно какое это время. Совы ложатся попозже, а жаворонки пораньше... Это всё является физиологическими процессами, это не патология. Это зависит от темперамента, метаболизма и обмена веществ человека. Да, существует джетлаг синдром — это когда у людей, чья работа связана с постоянными разъездами и сменой часовых поясов, сбивается режим. Сложно им что-то посоветовать. На этот счет у всех индивидуальные рекомендации. Кому-то даже приходится прибегать к приему мелатонина — гормон, который выделяется у человека во время сна. Он помогает улучшить восстановление сна. Но опять же без назначения врача его лучше не принимать, есть у него ряд не очень хороших эффектов.
— И всё-таки сколько должен длиться сон здорового человека?
— У всех по-разному, но не менее пяти и не более восьми-десяти часов.
— А как узнать, какая у каждого норма?
— Не париться на этот счет. Тут настолько всё индивидуально. Раньше в медицине было принято говорить, что восемь часов все должны спать, и всё. Но нельзя так говорить про всех! Людей миллиарды, все спят по-разному. Кто-то себя чувствует прекрасно, когда спит пять часов. Кто-то десять. Сон — не болячка, а физиологический процесс. И если нет каких-то патологий, лезть туда лишний раз не нужно. То есть есть проблема — надо решать, нет проблем — спи спокойно.
— А у детей как?
— У детей всё немного иначе. Есть свои особенности. У детей не сформирована психоэмоциональная составляющая до определенного возраста, нервная система не совершенна. Есть определенная градация сна с грудного и до школьного возраста, ее нужно придерживаться. Но после семи лет дети уже превращаются во взрослого человека и могут иметь свои особенности. Хотя режимность для них тоже полезна.
— А засыпать с наушниками и музыкой в ушах или под любимое шоу — не вредно?
— Скажем так, не противопоказано. Люди же, как правило, спят под спокойную музыку, мелодию и не под фильмы ужасов. Но если телевизор в принципе смотреть меньше, то будет всё классно.
— Как относитесь к маскам на глаза? Они правда как-то помогают заснуть?
— Тут работает правило, которое гласит — засыпать желательно в особом помещении (тихом, темном и хорошо вентилированном). И когда мы не можем позволить себе темное помещение, то пользуемся разными уловками. Я после дежурства иногда сплю днем. Поэтому полностью задвигаю жалюзи, чтобы был максимально физиологический сон, потому что при свете дня мелатонин не будет вырабатываться так, как должен. Для организма важно сделать симулятор темного времени суток. А как сделать — завесив окна или надев маску на лицо — не имеет значения. Я лично с маской спать не могу, мне мешает. Но тут важно соблюсти и остальные условия спокойного сна, например, тишину. Если будет шум, то он станет отвлекающим маневром для центральной нервной системы.
— А почему тогда одни могут спать при любых обстоятельствах (хоть музыка во дворе играет, хоть соседи ремонт делают), а другие раздражаются даже при тиканьи часов или от громкого дыхания?
— Да это просто зависит от типа темперамента, степени расслабленности нервной системы. Если она напряжена, особенно перед сном, то там, конечно, даже минимальный звук может стать триггером. Человек не сможет заснуть или избавиться от навязчивых мыслей. Достаточно индивидуальный процесс.
— А что если твой триггер — храп любимого человека? Откуда он появляется и о чем может рассказать?
— Может на самом деле рассказать о многом. Храп в принципе нефизиологическое состояние организма и требует дополнительной диагностики в 100 процентах случаев. Причем хоть в детском возрасте, хоть во взрослом. В детском — особенно. Если ребенок храпит, это повод обратиться к лору вообще незамедлительно, если, не дай Бог, у него во время храпа еще слышны и остановки дыхания. Это еще хуже, это еще с большей скоростью нужно обращаться к врачу. Откуда храп? Он возникает вследствие вибрации мягких тканей гортани и глотки. У взрослых людей может быть проблема с перегородками носовыми. Это может быть синдром обструктивного апноэ (распространенная патология, связанная с резким уменьшением или полной остановкой дыхания во время ночного отдыха, — Прим. ред.) из-за ожирения и гипервентиляции. Хронический тонзиллит может начаться в детстве и перейти во взрослую жизнь.
— И как храп влияет на сон?
— Пагубно. Собственный же храп раздражает нервную систему, которая пытается во сне расслабиться. Этот звук, он намного громче для самого человека, чем даже для окружающих. То есть если окружающие думают, что человек очень громко храпит — представьте, как самому слуховому аппарату того человека, который спит. Он тоже же всё это слышит. Соответственно, его нервную систему это раскачивает и по сути происходит микропробуждение. Но самое опасное, что во время храпа также может возникать полная обструкция дыхательных путей и длительные остановки дыхания, сопровождающиеся снижением кислорода в крови. Что может привезти к хронической гипоксии, скачкам артериального давления, увеличивать риски развития инфарктов и инсультов и более серьезных проблем со здоровьем. Поэтому храп это признак того, что нужно пройти обследование у доктора. Особенно, если он делает невыносимой жизнь другому человеку. Если это просто похрапывание, то, возможно, человеку достаточно сделать небольшую операцию на носовой перегородке.
— А есть какие-то виды храпа?
— Нет. Зачем? Есть полисомнографическое исследование, которое способно, скажем так, в режиме онлайн оценивать все Функции организма во время сна, в том числе и звук храпа. Есть видеомониторинг, там видеокамера стоит и записывает всё, и датчик храпа, который фиксирует и записывает звук. Это позволяет иногда определить, насколько там выражена апноэ (остановка дыхания), даже не видя распечатки кислорода крови. Но это слишком большое дорогостоящее серьезное обследование для очень серьезных редких болезней.
— О, а пациенты с редкими болезнями у вас тоже были? Расскажите про самые необычные случаи.
— Был у меня один интересный случай, в котором я так и не смог разобраться. Например, болезнь Хорея. Это такая болезнь нервной системы. Очень редкая, может сопровождаться, скажем так, приступами минерализованных судорог во время сна. Соответственно, практически не поддается толковой диагностике. Это неврологическая болезнь. Вот был пациент с Хорей, у которого были и остановки дыхания во сне, но ему никак не признавали никакую болезнь. Я тоже никак не мог скорректировать его дыхательные нарушения. Из-за того, что во время этого приступа генерализованных судорог он весь сжимался: голова, руки. Он начинал махать руками. И мои методики, связанные с неинвазивной вентиляцией легких, просто были неэффективны, потому что он то маску собьет, то аппарат снесет. Но зато мне помогли мои коллеги-неврологи, всё-таки смогли назначить какие-то препараты. Они немножечко уменьшили симптомокомплекс у этого больного и впоследствии вылечили. Полечить его стандартными методиками, как во время апноэ-сна, было просто невозможно из-за того, что его неврологическая система просто устраивала настоящий фейерверк во время сна. То есть в течение дня он еще был более-менее неплох, но как только он засыпал, его нервная система превращалась в неуправляемую машину для самоуничтожения, то есть он мог махать руками, мог себя неадекватно вести, мог встать. Но при этом он как будто бы был во сне. Вот это суперредкое заболевание. Просто на уровне доктора Хауса.
— А как проходит лечение у сомнолога. Я так понимаю, процесс не быстрый. Пациент просто приходит спать в больницу?
— Это обычная палата. Днем пациент ведет обычный образ жизни, но ночью спит с аппаратом. Если захотел днем поспать, то тоже под аппаратом. Но основная терапия всё же ночью проходит. Если человек будет нормально физиологично спать, дышать, то и его день пройдет совсем по-другому. Он будет больше двигаться, его обмен веществ ускорится, сонливость и вялость пропадет. Есть портативные аппараты, как правило, человек лечится дома. В стационаре — только тяжелые случаи. Самая распространенная причина апноэ сна — ожирение. Поэтому пациент должен спать с аппаратом всю жизнь, пока не похудеет.
— И кто чаще страдает от храпа — мужчины или женщины?
— Мужчины. Думаю, связано с образом жизни.
— Слышала, что лунатизм на самом деле — это очень плохо. Это правда?
— Это, как правило, повод для дальнейшего обследования. У детей лунатизм встречается часто, но как правило, это связано с их несовершенством нервной и психоэмоциональной системы. У взрослых людей лунатизм — это уже более серьезное заболевание, которое требует часто коррекцию у психиатра в том числе. Это может привести, например, к шизофрении, депрессивным расстройствам или даже опухоли головного мозга. Лунатизм может быть условным физиологическим процессом.
— После ковида тоже жалуются на нарушения сна. Как это связано?
— Научная база постковидных нарушений очень маленькая. Исследования еще идут, а более-менее достоверные результаты будут известны не раньше, чем через 10 лет. Да, действительно. Сам коронавирус влияет на сон. У большинства больных возникает нарушение сна после перенесенной коронавирусной инфекции. Это продолжается где-то полгода, как правило. Это всё не изолированно возникает, возникают и другие синдромы. И всё это объединяется в так называемый термин — постковидный синдром. Вот почему так получается, пока научных обоснований немного, так же, как и немного научных обоснований, например, почему определенный штамм коронавируса приводил к потере обоняния. Коронавирусная инфекция поражает определенные структуры мозга во время заболевания. Соответственно, именно из-за этого и обоняние пропадало. Возможно, с этим связано.
— А в Тюмени стало больше пациентов с нарушением сна после пандемии?
— К сожалению, не могу ответить на этот вопрос, поскольку последние два года я буквально жил в ОКБ № 1. Меня просто попросили помочь в госпитале.
— Предлагаю на этом закончить. Спасибо большое за интересную беседу.
О каких еще тюменских врачах мы вам рассказывали
Прежде всего, еще раз покажем вам 13 портретов прекрасных женщин-врачей из Тюмени — эти храбрые красавицы стоят на страже нашего здоровья. Каждая из них так или иначе помогала пациентам с коронавирусом: в моногоспитале, стационаре или даже роддоме.
А еще предлагаем вам посмотреть наш фотопроект, в котором мы решили показать тюменских врачей немного с другой стороны. Эта история — не просто про решительность и профессионализм, но и про харизматичных и мужественных медработников.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.