Дети способны легко выучить второй язык, однако довольно быстро эта способность пропадает. Такой вывод сделали американские ученые после исследования детей из семей, где говорили по-английски, по-испански или на обоих языках одновременно.
Ученые использовали шапки с электродами, чтобы измерить мозговую активность с помощью электроэнцефалограммы. В ходе эксперимента дети сначала слушали звуки фоновой речи на одном языке, а потом – изредка звуки речи на другом языке. Оказалось, дети из семей, где говорили на одном языке, в возрасте шести-девяти месяцев демонстрировали разный ответ на звуки испанской и английской речи. То есть они могли отличить язык. Однако в 10-12 месяцев они реагировали уже только на английскую речь.
А вот дети из семей, в которых говорили на обоих языках, в шесть-девять месяцев не демонстрировали разную реакцию. В 10-12 месяцев же фиксировалась разная реакция на оба языка. Значит, их мозг сохранял гибкость на более долгое время, скорее всего, из-за того, что дома дети сталкивались с разными звуками. Значит, лучший способ научить ребенка второму языку – посредством социального взаимодействия и ежедневного знакомства с языком.
«Такое отличие в развитии говорит о том, что дети-билингвы имеют другие временные рамки привязки к языку на нервном уровне. То есть их мозг сталкивается с двумя языками, – объясняет руководитель изыскания Адриан Гарсия-Сьерра из университета Вашингтонского института обучения и наук о мозге. – И наиболее адаптивная реакция – дольше оставаться открытым к восприятию, прежде чем наметится сужение восприятия, которое обычно отмечается у детей из семей, говорящих на одном языке, к концу первого года жизни».