Грязь в Тюмени давно стала городской легендой. И хотя в последние 15 лет ситуация с чистотой улиц кардинально улучшилась, о полной победе над грязью говорить не приходится. Сомневающихся приглашаем в разгар оттепели погулять по дворам, например, Южного микрорайона. Главный тюменский мем — это, конечно, утонувшая в грязи лошадь. Произошло это сто с лишним лет назад в районе нынешнего Моста Влюбленных. Но и без несчастной лошади баек, связанных с грязью, в Тюмени предостаточно. Ниже предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
Царские времена
В былые времена по России путешествовали много и активно. Это были не только ссыльные и каторжане, гонимые в Сибирь пешим ходом. Вполне себе респектабельные путешественники и исследователи стремились пересечь огромную страну и увидеть своими глазами малоизученную Сибирь. Путешествовать по ней и не заехать в Тюмень было невозможно. Прекрасной архитектурой и памятниками город тогда похвастаться не мог, а вот грязь поражала воображение. Чуть ли не в каждых мемуарах и исследованиях ей посвящали несколько строк, а то и абзацев. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ Федор Корандей насобирал таких историй на целую книгу и поделился некоторыми из них.
Эпизод № 1. 1886 год.
— Так, помню, раз ехал я шагом у Маслова взвоза, тогда там инженеры что-то особенно рылись, а грязь стояла глубокая и густая, идет какая-то барышня из горничных и, проходя улицу, посматривает на грязь с видом опрятной кошки, не желающей замочить лапки, платье подобрано, на ногах высокие галоши, шагнула в грязь, другой — и стоп! Одна галоша глубоко засосалась, дернула она ногою и вдруг, потеряв равновесие, упала на четвереньки и ушла руками в грязь буквально по локти. К стыду моему сознаюсь, что рабочие, наблюдавший за ними инженер и я, грешный, не могли удержаться от смеха. Зато и девица, выбравшись на сухое без галош и в модных перчатках, тоже не удержалась и выбранилась, а крепче всех досталось инженеру за праздное скалозубство, — пишет корреспондент сибирской газеты «Восточное обозрение».
Эпизод № 2. 1890 год.
— Улицы в Тюмени после сильных дождей были совершенно непроходимы из-за луж и грязи. Однажды, когда я не мог добраться до своей гостиницы, я нанял дрожки, но посреди улицы мы застряли, лошадь провалилась по грудь, мне пришлось «сойти на землю» и самому добираться до тротуара. Пока я добрался до гостиницы, мои галоши утонули, а брюки и костюм были полностью уничтожены грязью. Я оставался дома, пока дороги не улучшились, — сообщает фарерский путешественник Сигерт Патурсон
Эпизод № 3. 1891 год.
— Недавно минуло семь утра, но улицы пусты, двери закрыты, ставни заперты. Кое-где можно увидеть беспризорную свинью, валяющуюся в луже, или худющую собаку, дрожащую на ветру, но нигде ни одного человека. Впрочем, в домике, расположенном недалеко от реки, внезапно открывается дверь, и на пороге его появляется заспанная и растрепанная, но довольно милая девушка. Она не спеша подтягивает розовый подол своих юбок до самых колен, обнажая при этом пару стройных белых ножек, готовясь окунуться в черное море грязи, отделяющее ее от поленницы или курятника, — красочно описывает тюменскую действительность английский путешественник Гарри де Уиндт.
Эпизод № 4. Ориентировочно 1894 год.
— Надев большие глубокие калоши, я вышла на улицу. Идти было нелегко: улица и тротуары представляли одну сплошную черную массу грязи. Сделав два шага, надо было осторожно осматриваться, куда ступить ногою… Я старалась попадать ногою в углубления, оставленные шагами только что прошедшего передо мною пешехода. Приходилось не только делать неимоверно большие шаги, но иногда прямо перескакивать, что со стороны смотреть, вероятно, было очень смешно. Так дошла я до конца главной улицы и собиралась идти обратно, так как на мне уже не было калош (они безвозвратно где-то увязли), — вспоминает писательница Ольга Всеволодская.
Советские времена
В советские времена город, конечно, сильно изменился. Снесли несколько церквей, настроили многоэтажных домов, поставили заводы. Но грязь никуда не делась.
Краевед Александр Петрушин рассказывает, что в конце 60-х – начале 70-х годов, после того, как в Тюменской области нашли нефть, в Тюмень зачастил тогдашний председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Конечно, его везде возили на машине, но встречи со знаменитой тюменской грязью советской вип-персоне избежать не удалось.
— Чиновники такого уровня останавливались в резиденции на Лебяжьем. Когда Косыгина везли в центр в кортеже, его машина наехала на гвоздь. И остановилась прямо в грязи! Это было в районе магазина «Пышма». Косыгин едва смог вылезти из автомобиля, осмотрел все это дело, плюнул, пересел в машину сопровождения и уехал.
Кстати, по словам Петрушина, в 70-е годы самой грязной в Тюмени считалась улица Малыгина.
Тюменская грязь, как и тюменская нефть, в те же годы поразила и иностранных специалистов. Доцент кафедры физической географии и экологии ТюмГУ Дмитрий Марьинских рассказывает следующую историю:
— Было это при великом и могучем Фармане Салманове (Салманов — геолог-первопроходец, один из первооткрывателей сибирской нефти. — Прим. ред.) в стародавние времена Большой Тюменской Нефти. Закупила тогда «Главтюменьгеология» за рубежом суперЭВМ. Настраивать и запускать этот супер-пуперкомпьютер приехали французы. И спросили: «А правда, что в Тюмени (так величали тогда всю большую область без всяких там Ямалов и Югорий) добывается мильон тонн нефти и мильярд кубов газа ежесуточно?».
На что принимающая тюменская сторона резонно ответила: «Конечно!» (и то была истинная правда).
— А какого же хрена у вас Тюмень такая грязная? Будь у нас столько нефти и газа, вся Франция утопала бы в золоте, а не в грязи, — воскликнули французы.
Что им на это ответили, история умалчивает.
В начале 2000-х годов, во время губернаторства Сергея Собянина, в Тюмени произошла настоящая коммунальная революция, можно сказать, что город подвергся масштабной генеральной уборке. Сегодня в центре Тюмени уже можно ходить в модельной обуви. Здесь прогресс налицо, но если вам надо в старые спальные районы, то все-таки лучше носить старые добрые резиновые сапоги.
Грязь может сильно раздражать, особенно на фоне многочисленных рейтингов комфортной жизни, в которых Тюмень неизменно в первых рядах. Но пока не вся Тюмень приведена в порядок, остается только шутить про нашу знаменитую тюменскую грязь, ведь она уже часть культурного кода настоящего тюменца!
А как вы считаете, сейчас Тюмень — грязный город?
Кстати, об истории Тюмени. Предлагаем почитать, почему у нашего города такое название. Городская история — это не только мемуары и толстые научные книги, это и архитектура, и кафе, и старинные кварталы. Если у вас сохранились уникальные фотографии и воспоминания о нашем городе, пишите и присылайте их нам, письмо можно отправить на редакционную почту. Помните, что тюменскую грязь исследуют уральские ученые? Совсем скоро они расскажут нам, из чего она состоит.