Город Прошу у судьбы одного – нашей встречи

Прошу у судьбы одного – нашей встречи

В апреле на сайте 72.ru открывается еще один проект, посвященный 70-летию Великой Победы – «Любовь и война». В течение месяца мы будем публиковать отрывки из писем, которые с любовью и нежностью писали фронтовики своим самым близким людям – женам, девушкам, подругам.

Чем дальше от современности события прошлых лет, тем более формализованными становятся воспоминания о них. Есть в этом определенная закономерность жизни – чувства, эмоции в памяти постепенно стираются, оставляя в сухом остатке цифры и факты. 70 лет прошло с того момента, когда радостные залпы салюта оповестили о великом событии – Дне Победы, четвертое поколение уже с тех пор оставляет в истории свои зарубки. Немудрено, что многое забывается, и вот знатоки событий тех лет спорят о тактических приемах войны, моральном выборе и обоснованности действий управленцев.

Однако как-то упускается из вида, что люди в то время не просто воевали, они еще и жили, любили, тосковали, радовались и горевали. Свидетельством тому служат короткие письма своим родным, близким, женам, подругам. И, пожалуй, именно любовь была для солдат тем сохранным амулетом, который помогал преодолеть все невзгоды и трудности войны.

Андрей Проскуряков

Никто не ожидал, что война станет такой долгой, изнуряющей, невыносимо тяжелой. Несколько лет украла она из жизни людей, навсегда оставив горький след. Именно об этом пишет своей дорогой жене гвардии подполковник, артиллерист Андрей Проскуряков. К счастью, с фронта он вернулся.

22 июня, 1944 год. Милая Ниночка! Вот исполнилось три года, как нас с тобой разлучила война. Могли ли мы с тобой тогда думать, что это затянется так долго? Как бы то ни было, но три года прошли, они за нашими плечами. Сколько они принесли нам тяжелых, нерадостных дней, сколько вырвали они у нас хороших и прекрасных дней. Помнишь, при отъезде я говорил тебе, что раньше года не вернусь? Ты тогда еще не поверила моим словам, принимая их за шутку. Но шутка оказалась горькой истиной, и гораздо более продолжительной, чем предполагал даже я...

Константин Поляков

О тоске по семье, по родным краям писали бойцы с фронта. Но нередко размышляли они, как Константин Поляков в письмах жене Кате, о том, как изменит их война, каким они будут, вернувшись домой, какой станет их жизнь. Только Константин этого не узнал – он погиб в феврале 1943 года.

23 августа, 1942 год. Добрый день, дорогая Катя! Вот уже седьмые сутки, как я продолжаю продвигаться к Москве. Остается 400 километров. Скоро узнаю, где будет мое место. Ожидаю боевой фронтовой жизни. Со мной едут земляки: тоболяк (Заев Миша), один из Ярково (Козлов) и три омича. Я очень соскучился о вас – о тебе, о ребятишках. Знаешь, сколько нужно воли, чтобы бороться с этой тоской! Верю, Катюша, что не меньше моего переживаешь и ты. Вспоминаются все тропинки, пройденные наши с тобой в жизни, много вспоминается хорошего. Будем ожидать встречи и, конечно, встретимся уже другими по характеру людьми. Я чувствую, что пропала уже моя шутливость и веселость, и это только через полгода суровой жизни, а плюсом будет фронт, это не может не оставить соответствующих следов. Будем просить у судьбы одного – нашей встречи для жизни ребят.

Николай Ежов

Но не только женам писали бойцы с фронта, но и прекрасным незнакомкам. Так, гвардии майор, политработник Николай Ежов полюбил свою будущую жену Тамару уже во время войны. Тамара Харлова в 1943 году работала инструктором в военном отделе Свердловского обкома комсомола и, среди прочих, поддерживала фронтовиков дружескими письмами. И вот ей неожиданно пришел ответ: сначала официальные строчки, но с каждым новым письмом они становились все теплее. «Не знаю почему, но хранила все его письма, с самого первого», – вспоминает сама Тамара. Встретились Николай и Тамара в мае 1945 года. И с тех пор жили в любви и согласии.

20 мая, 1943 год. Здравствуйте, Тамара! Сегодня командир части передал мне ваше письмо. Вы пишете, что читали статью о геройских подвигах бойцов и командиров нашей роты. Да, Тамара, бойцы и командиры нашей роты действительно герои Великой Отечественной войны.

27 декабря, 1943 год. Сегодня тихо. Сильный декабрьский мороз. Вчера только шел пушистый мокрый снег. И падающий снег большими хлопьями ложился на хмурые ветки зеленой ели...

… Выслать Вам фотокарточку? Тамара, с великим удовольствием, но сейчас нет. Да и очень трудно сфотографироваться – это же не в тылу.

25 марта,1944 год. Здравствуй, милая Томочка. Ночь, время уже 12 часов. Сижу со своим боевым другом за столиком. Он поет «Синий платочек». Под звуки песни пишу письмо. Но мне часто приходит мысль – мечта о нашей встрече. Вот я приехал в Свердловск, иду по широким улицам, в то место, где живешь ты. Подхожу к дому. У калитки стоит незнакомая девушка или мужчина. Спросить что-то стесняюсь. Но набираюсь смелости и спрашиваю. Здесь дом 11 или нет? А мне отвечают: кого вам нужно? И говорю твою фамилию и имя. Или я позвоню на место работы, и ты приедешь на вокзал, и встретимся там. И вот сидим у тебя, я рассказываю о событиях на фронте, а сам все свои взоры и внимание обращаю к тебе, моя дорогая...

13 октября,1944 год. Здравствуй, Томка! Как долго нет от тебя письма. Ох, как соскучился. Ну, а что мы можем сделать, чтобы укоротить время? Только одно – быстрей добить раненого зверя в его собственной берлоге.

25 марта,1945 год. Томка, здравствуй! Прекрасный, солнечный день, очень тепло. В окно виден лес, течет быстрая река, весенняя вода бежит, торопится в Балтийское море. Уже есть сухие тропинки. Скоро начнет зеленеть лес, трава, расцветут цветы. Но когда вспомнишь, что ты ведь находишься на территории врага, то пробуждается жгучая ненависть к тому, что окружает тебя. Даже земля и та какой-то противной становится. И ходишь по ней, и тебе думается, как будто ноги болят...

Письма опубликованы в книгах: «Строки, написанные войной», «Живые строки войны», «Дорогами войны 1941-1945».

Фото: Фото с сайта soldaty-pobedy.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем