Число аварий с автобусами в прошлом году возросло на 40%
Число аварий с автобусами в прошлом году возросло на 40%

В Тюмени усилили контроль за общественным транспортом, который в последнее время стал все чаще попадать в ДТП. По статистике, в большинстве случаев виновниками аварий становились водители автобусов. Именно из-за них в прошлом году травмы получили 135 пассажиров. Впрочем, в городе бывали случаи, когда люди даже погибали, выпав из автобуса. Для того чтобы предотвратить трагедии, сейчас автоинспекторы проверяют водителей общественного транспорта, а администрация города активно ведет работу с транспортными предприятиями.

Чем грозит ДТП для водителей, могут ли пострадавшие пассажиры автобуса рассчитывать на страховые выплаты и кто из перевозчиков самый безаварийный — выяснил корреспондент 72.ru.

Число ДТП с автобусами растет

Рейды с проверкой водителей автобуса будут продолжаться до 2 февраля
Рейды с проверкой водителей автобуса будут продолжаться до 2 февраля

По информации ГИБДД, в прошлом году в Тюменской области произошло 290 аварий с участием автобусов. В них 13 человек погибли, еще 409 получили травмы. Самым распространенным видом ДТП является падение пассажиров в автобусе. К примеру, при таких обстоятельствах в Тюмени ушиб грудной клетки получила женщина 1957 года рождения. Она травмировалась, когда автобус резко затормозил. Обстоятельства этого случая еще устанавливаются. Но по предварительным данным, водитель был вынужден нажать на тормоз, чтобы не столкнуться с другим автомобилем.

— Нарушают правила и сами водители автобусов. Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части, отсутствие путевой документации, нарушения правил перевозки пассажиров и другие сейчас под усиленным контролем нарядов ДПС, — сообщают в ведомстве. — Тюменцы, ставшие очевидцами грубого нарушения Правил дорожного движения водителем автобуса, могут рассказать о случившемся на сайте ГИБДД в разделе «Прием обращений».

Какую ответственность несут перевозчики

Фото с места ДТП, которое случилось 31 января на Алебашевской улице
Фото с места ДТП, которое случилось 31 января на Алебашевской улице

В департаменте дорожной инфраструктуры видят эту ситуацию несколько иначе. Корреспонденту 72.ru там рассказали, что бывают случаи, когда тюменцы заявляют о своем падении в автобусе с целью извлечь личную выгоду — получить страховую выплату. Таких историй хоть и немного, но они порой случаются. Кроме того, в департаменте разбирают каждую аварию и оценивают действия водителя автобуса, попавшего в аварию.

— Мы регулярно проводим совещания, куда приглашаем представителей ГИБДД, наших перевозчиков, Роспотребнадзор, и каждую ситуацию детально разбираем. Зачастую выясняется, что вины водителя нет. Раньше оценить действия водителя было очень сложно. Получается, только со слов самого водителя. Сейчас же мы ввели новое требование по оснащению всех автобусов камерами видеонаблюдения. Конечно, сделать это сразу не получится, поскольку на перевозчиков возлагаются огромные затраты. Но к середине года абсолютно весь общественный транспорт будет подключен к системе видеонаблюдения. Камеры эти устремлены на пассажирский салон, водителя и улицу. Это все и помогает установить обстоятельства случившегося: действительно ли кто-то падал из пассажиров и какая при этом была дорожная ситуация, — рассказал Евгений Ташланов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. — Все водители, прежде чем выйти на линию, проходят обязательный инструктаж. Те, кто попадал в ДТП и их вина была доказана, дополнительно сдают тест на знание Правил дорожного движения. Наш основной перевозчик ТПАТП №1, например, создал целую комиссию по выявлению таких случаев. В отношении некоторых водителей применяются дисциплинарные меры: штрафы и вплоть до увольнения. Но это касается только злостных нарушителей.

У департамента также есть свой рейтинг перевозчиков. Он составляется на основании данных дорожной полиции и «Тюменьгортранса». Но сведения эти формируются не по абсолютным показателям (не по общему количеству ДТП), поскольку у некоторых компаний может быть больше маршрутов. Поэтому показатели высчитываются по формуле: количество ДТП на общий пробег автобусов. Таким образом, самый безаварийный перевозчик — ТПАТП №1.

По новым правилам, вступившим в силу с 1 января, всех перевозчиков оценивают по критерию качества. Сюда входит много разных показателей, аварийность — в их числе. А низкий коэффициент качества, который высчитывается в течение года, — это повод расторгнуть договор.

Как быть пострадавшим пассажирам автобуса

Такие билеты с информацией о страховке получают пассажиры только двух перевозчиков
Такие билеты с информацией о страховке получают пассажиры только двух перевозчиков

На всех проездных билетах печатается информация о страховании пассажиров. Это делается для того, чтобы в случае непредвиденных ситуаций люди знали, куда обращаться. На какие выплаты и по какому поводу могут рассчитывать пассажиры автобусов — объяснили в СПАО «Ингосстрах».

— Информация о страховом договоре размещается на билетах ТПАТП №1 и ТПАТП №2, которые являются страхователями нашей компании по договорам с 2015 года. Обязанность перевозчиков страховать свою гражданскую ответственность установлена федеральным законом. Он распространяется на всех перевозчиков, кроме легкового такси. В его рамках установлен перечень страховых случаев и лимиты ответственности по ним. Так, например, по рискам гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего лимит страховой выплаты составляет 2025000 рублей; за причинение вреда здоровью потерпевшего — 2000000 рублей; за причинение вреда имуществу — 23 тысячи рублей. Размер выплаты определяется исходя из тяжести полученных повреждений, — прокомментировал Андрей Веркашанский, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Тюменской области.

Но как оказалось, далеко не все пострадавшие пассажиры пользуются этой возможностью. За три года, по данным страховой компании, был заявлен всего 21 случай, по которым «Ингосстрах» выплатил порядка 2,5 миллиона рублей. В основном это те ситуации, когда пассажиры получили ушибы, переломы, разрывы, гематомы, кровоподтёки, растяжения связок и сотрясение головного мозга.