Обмеление Туры продолжается: только за один месяц она потеряла 127 сантиметров. Что происходит с рекой? Придет ли вода в 2025 году? И может ли город как-нибудь помочь Туре?
Мы обратились в Росводресурсы, поговорили с учеными-гидрологами и написали в связанные с проблемой ведомства, чтобы ответить на все вопросы о судьбе главной реки Тюмени.
Тура мелеет уже четыре года
В первый раз об обмелении Туры мы писали летом 2021 года — тогда река поставила рекорд по потере водности с 2016 года. История повторилась в 2022-м, а в 2023-м уже привела к серьезным последствиям: губернатор области Александр Моор ввел режим повышенной готовности, а «Обьиртышводпуть» запретил движение судов по реке на лето.
После половодья весной этого года к тюменцам вернулась надежда, что восполнится и Тура, однако летом река продолжила мелеть, и к октябрю 2024-го уровень воды составил -45 сантиметров.
В Обь-Иртышском УГМС, которое по поручению губернатора постоянно наблюдает за Турой, считают, что во всех водоемах Тюменской области сейчас наблюдается «водность рек ниже нормы».
— Для рек Тюменской области характерна: в 2019–2020 году — высокая водность, в 2021 году — средняя водность, в 2022–2023 году — водность рек ниже нормы. Снижение водности обусловлено природным фактором — метеорологическими и климатическими условиями, — сообщили 72.RU в управлении.
Почему река пересыхает?
Водность Туры зависит от нескольких факторов, рассказали 72.RU в Росводресурсах:
количество осадков;
влагообеспеченность и теплообеспеченность;
климатические особенности.
То, что происходит с Турой, называют маловодьем. В агентстве пишут, что в целом это обычное явление: реки живут циклами по 7-11 лет, засухи сменяются полноводными периодами, и наоборот. Однако ситуация с нашим водоемом всё же серьезнее, чем в обычный засушливый период.
— В Тюмени в течение последних лет наблюдаются низкие уровни воды в Туре, фиксируются самые низшие уровни за весь период наблюдений, — пишут в агентстве.
В последние годы климатические изменения стали влиять на все водоемы региона, и лучше всего это видно по главной городской реке. Жаркое лето, мало дождей, относительно теплые зимы — всё это делает ее мельче.
— Если в бассейн реки не выпадает осадков или их выпадает очень мало, то и питания грунтовых вод нет тоже, — рассказал корреспонденту 72.RU заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод института водных проблем РАН Михаил Болгов. — Со временем влага истощается, сток реки становится маленьким, возможно, до полного пересыхания.
Но виновата, конечно, не только природа. Директор Института наук о Земле Тюменского госуниверситета Виталий Хорошавин отмечает: влияние человека на Туру очень велико.
— Сток Туры зарегулирован в верховьях водохранилищами и прудами в городах Среднего Урала, поэтому степень влияния антропогенного фактора довольно высока, — отметил в разговоре с 72.RU ученый.
Тюмень всё еще зависит от Туры?
— Водоснабжение Тюмени осуществляется от двух независимых водозаборов: поверхностного Метелевского, забирающего воду из Туры, и подземного Велижанского. Производительности водозаборов достаточно для обеспечения потребности всех граждан и промышленных предприятий в полном объеме, — сообщали 72.RU в правительстве в 2023-м.
С этой позицией готов поспорить Виталий Хорошавин. Он считает, что город всё еще сильно зависит от реки. И дело тут даже не в воде из-под крана.
— Около 30-50% воды, поступающей в системы водоснабжения города, забираются в реке. Из Туры идет снабжение свежей водой тюменских ТЭЦ, поэтому обеспечение теплом тоже завязано на реке. Если питьевое обеспечение имеет резервы в виде подземных вод Велижанского водозабора и подготавливаемых к разработке месторождений подземной воды в Нижнетавдинском районе, то для ТЭЦ замены источника свежей воды нет, либо он чрезвычайно дорог, — рассказал ученый.
Он уверен, что из-за обмеления реки качество воды может ухудшиться, а это, в свою очередь, приведет к удорожанию водоподготовки.
Как всё исправить?
После введения режима повышенной готовности в 2023 году власти составили план помощи реке, состоящий из десяти пунктов.
Согласно документу, областные службы и ведомства должны были организовать мониторинг Туры, провести инженерные исследования и выдать разрешение на «проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов».
Отвечали за это департаменты ЖКХ и недропользования области, главное управление строительства и другие организации. Новых постановлений после документа 2023 года не публиковалось. Редакция 72.RU отправила в эти ведомства официальный запрос о результатах работы.
Ученый Виталий Хорошавин уверен, что тюменским властям нужно договариваться о совместном потреблении с городами и предприятиями Свердловской области, которые как раз сильно влияют на Туру из-за водохранилищ и прудов. Проще говоря, областям-соседям нужно делиться водой.
— В других городах и странах есть масса примеров обмеления рек, это довольно острая проблема во всём мире, особенно в Европе. Проблему решали созданием межгосударственных и межрегиональных бассейновых программ по реабилитации рек, регулированию стока, совместного водопользования на принципах взаимоуважения. Очень хороший пример можно привести по реке Рейн и ее притокам, — считает ученый.
Другим важным аспектом Хорошавин назвал необходимость контролировать потребление подземных вод первого водоносного горизонта, который связан с речными и болотными водами в бассейне Туры.
Ученый отметил, что помочь реке могли бы дноуглубительные работы и расчистка русла. Мероприятие, по его словам, довольно дорогое: работы стоят десятки и даже сотни миллионов рублей, но необходимы для восстановления.
Однако эту идею не поддерживает гидролог, начальник информационно-аналитического центра Регистра и кадастра Московской сельхозакадемии Сергей Беднарук.
— Эта расчистка русла, она вообще повышает пропускную способность, это в маловодных условиях ведет к дальнейшему снижению [уровня воды]. На мой взгляд, этот курс на расчистку — это освоение средств без результата, — делится мнением гидролог.
Однако он, как и тюменский ученый, считает, что помочь Туре может регулирование стока и создание запасов воды в период многоводья.
Эффективнее всего, уверен Беднарук, было бы создать водохранилище, однако такая постройка обойдется области в миллионы, если не миллиарды рублей. С тем, что это может решить проблему, согласен и гидролог Михаил Болгов.
— Похожая ситуация сложилась в Омске, где сейчас строится гидроузел, так называемый низконапорный, чтобы поднять уровень воды. Если воды совсем мало, строят питьевые водохранилища. В Москве, например, их восемь, они и образуют систему водоснабжения столицы, — говорит ученый.
Однако мешать любым действиям по спасению реки может федеральное законодательство.
— В соответствии с Водным Кодексом РФ река Тура является федеральной собственностью. В связи с этим реализация любых мероприятий, направленных на оздоровление водного объекта, зависит от наличия средств в федеральном бюджете, — писал департамент недропользования региона летом 2023 года.
Поэтому тюменские депутаты обратились к премьеру РФ Михаилу Мишустину с просьбой внести Туру в федеральный проект «Воды России» нацпроекта «Экологическое благополучие». Так они пытаются выбить финансирование из федерального бюджета.
Что будет с рекой в следующем году?
Директор Института наук о Земле ТюмГУ Виталий Хорошавин смотрит на ситуацию с рекой оптимистично.
— Прогноз, считаю, неплохой. Последние пару лет климатические условия складываются таким образом, что происходит компенсация дефицита водных ресурсов в бассейне Туры. Водохранилища и пруды в городах Свердловской области уже наполнены, и в случае снежной зимы и дружного снеготаяния весной 2025-го вполне вероятно высокое половодье и восстановление водного ресурса Туры к 2025–2026 году, — обнадежил ученый.
Однако его коллеги Михаил Болгов и Сергей Беднарук относятся к прогнозам более настороженно и предлагают готовиться к вероятным проблемам заранее. В первую очередь, просчитать возможность постройки в области водохранилища.
А пока город готовится справляться с низким уровнем воды в реке самостоятельно, пишет мэрия. На Метелевском водозаборе ставят специальные насосы для воды, которые «обеспечат забор воды из реки» в случае обмеления Туры до критически низкой отметки. Решение о работах выдал департамент недропользования области, сообщили 72.RU в ведомстве.