В начале Первой мировой войны жительница Тюмени Мария Тверитина обнаружила пропажу своего 16-летнего сына Вениамина. Позже его найдут среди арестованных по делу толстовцев, выступающих против войны. Антивоенное сообщество распространяло по городам воззвание «Опомнитесь, люди-братья!». Всех подписавшихся под ним арестовали, в том числе и Вениамина Тверитина. В будущем судьба приготовила ему серьезное испытание с его взглядами.
Юный толстовец
Вениамин Тверитин родился в Тюмени в 1898 году в семье состоятельного сургутского мещанина Дометия Тверитина. В 1906 году отец умер. Его похоронили на Текутьевском кладбище, а могила сохранилась до наших дней. Позже его супруга Мария Ивановна вышла замуж за другого человека. С отчимом у Вениамина отношения не сложились.
Вскоре Вениамин сбежал из дома, и никто из родителей не мог его разыскать. Оказалось, что юноша увлекся учением писателя Льва Толстого, которое получило название «толстовство». Сам знаменитый автор скончался в 1910 году, но его сподвижники в годы войны начали активнее всего продвигать идеи Льва Николаевича — непротивление злу, всепрощение и отказ от вражды с любыми народами.
Секретарь Толстого Валентин Булгаков в первые дни Первой мировой написал воззвание «Опомнитесь, люди-братья!». Текст призывал прекратить кровопролитие:
Текст воззвания «Опомнитесь, люди-братья!»
«Совершается страшное дело. Сотни тысяч, миллионы людей, как звери, набросились друг на друга, натравленные своими руководителями, во исполнение предписания которых они, на пространстве почти всей Европы, забыв свои подобие и образ Божий, колют, режут, стреляют, ранят и добивают своих, братьев, одаренных, как и они, способностью любви, разумом и добротой.
Весь образованный мир, в лице представителей всех умственных течений и всех политических партий, от самых правых до самых левых, до социалистов и анархистов включительно, дошел до такого невероятного ослепления, что называет эту ужасную человеческую бойню «священной», «освободительной» войной и призывает людей положить свою жизнь… за что? — за какие-то призрачные идеалы «освобождения», забывая, что истинная свобода — только свобода внутренняя и что, наконец, никто не мешал правительствам дать до войны, и без войны, угнетаемым ими народам хотя бы ту внешнюю свободу, которая теперь якобы завоевывается ценой преступного пролития моря крови.
Мечтают о разоружении, которое будто бы должна принести война. Братья, не верьте этому! Ведь разоружить народы — значит для современных правительств то же самое, что уничтожить самих себя, потому что эти правительства держатся только благодаря государственному насилию и не пользуются свободным доверием своих народов. Как же могут они отбросить свою единственную опору — солдатский штык?!
Разоружения не может быть и войны не прекратятся, пока человек внутренно не переработает себя и пока он из сердца своего не вытравит животного стремления насилием упрочивать свое внешнее положение в мире, вырывая у ближних своих их хлеб, их достояние, их труд. Наши враги — не немцы, а для немцев враги не русские и не французы. Общий враг для всех нас, к какой бы национальности мы ни принадлежали, — это зверь в нас самих».
Тюменец Тверитин подписался под воззванием и вместе с толстовцами проповедовал всеобщий протест против кровопролития. В итоге в конце сентября 1914 года Булгакова и всех антивоенных агитаторов арестовали, в том числе и самого молодого участника — Вениамина. Так его мать узнала, куда пропал сын. Молодого человека заключили в тобольскую тюрьму. Так как тюменец был несовершеннолетним, его дело выделили в отдельное производство.
Во время заключения в тюрьме Тверитин, начитавшись книг, разочаровался в толстовстве. Его увлекли идеи большевиков. Избежать наказания за антивоенную агитацию удалось благодаря мастерски симулированному сумасшествию. Остальные толстовцы получили тюремное заключение.
Революционер
После лечения в психиатрической больнице Вениамин вышел на свободу и в 1915 году поступил на учебу в Народный университет им. Шанявского. Там вступил в ряды большевиков-подпольщиков. Встретил революцию как агитатор, распространитель газеты «Социал-демократ».
Идея социалистической революции поглотила молодого тюменца. Он вместе с другими соратниками едет устанавливать большевистскую власть в Омске.
Так описывали его работу советские биографы:
— Он стал комиссаром Акмолинской области и Степного края. На новом поприще проявил себя как дельный администратор, и в очень короткое время ему удалось наладить и пустить в ход громадный запущенный административный аппарат края, взяв в ежовые рукавицы всех саботажников и привлекши туда свежие рабочие силы.
Насколько ли достоверно всё, трудно сказать, потому что в поздние годы из Тверитина делали прожженного героя-революционера, ни капли не сомневающегося в идеалах большевиков. Но действия тюменца порой расходились с линией партии. В 1918 году большевики заключают Брестский мир с Германией. Тверитин, хоть и был раньше противником войны, не принял мир и уходит на фронт воевать. Теперь он требует не мира, а войны. Так трансформировался юный революционер всего за четыре года.
Советские биографы, описывая революционные подвиги Тверитина, часто упускали происхождение — богатую семью тюменского мещанина. Герои же должны быть пролетариями! Биографы также мало внимания уделяли его гражданской супруге Евгении Мельтцер, которая родила ему ребенка. Правда, сын Юрий умер маленьким из-за болезни. Евгения Мельтцер в поздние годы написала много воспоминаний о совместной жизни с Тверитиным, стараясь передать юношеский взгляд на события, окружавшие молодую пару.
После фронта Тверитин окунулся в Гражданскую войну. Бывший толстовец подпольно боролся с белогвардейцами. Это его и погубило. 30 июля 1918 года в Екатеринбурге они его и расстреливают. Так заканчивается путь бывшего толстовца из Тюмени. Ему было всего 20 лет. Имя Тверитина до сих пор носит одна из улиц в Екатеринбурге.
Спутницу Тверитина Евгению Мельтцер дважды репрессировали. В 1936 году ее приговорили к пяти годам лишения свободы по обвинению в контрреволюционной троцкистской деятельности. В 1951 году ее снова арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. Вероятно, до конца срока она не дожила. Впрочем, такая судьба настигла многих революционеров начала ХХ века.
Читайте и другие материалы о жизни тюменцев в начале XX века. Истории готовятся при помощи проекта «Мы жили», занимающегося исследованием Текутьевского кладбища. Взгляните на жизнь тюменки Марфы Пименовой, пережившей трудные годы революции и гражданской войны. Или почитайте о семье Меркульевых, репрессированных в 1930-е.