Мобилизованные из батальона «Росомаха», сформированного в Тюмени, записали видеообращение. Мужчины заявили, что солдат из их роты отправляют в армию ДНР. Они возмущены, что мотострелковый батальон сделали танковым, — мужчинам меняют ВУС. При этом, говорят мобилизованные, никаких документов о смене статуса не дают. Военные просят властей провести проверку и оставить их роту в полном составе.
Мобилизованные рассказали редакции 72.RU, почему им важно держаться вместе, что сейчас происходит на фронте и как они справляются с трудностями.
«Мы хотим быть вместе. Тогда не так страшно»
В состав батальона «Росомаха» входят мобилизованные из Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Мужчины проходили военную подготовку на полигоне ТВВИКУ около месяца. 3 января батальон отправился в зону проведения СВО.
По словам мужчин, командиры обещали: солдаты будут охранять освобожденные территории. Спустя некоторое время, говорят военные, их отправили на поле боя.
Ф. И. О. мужчин, фото их военных билетов и обращения жен в ведомства есть в распоряжении редакции.
— Мы поселились в ДНР. Отсюда нас два взвода из четвертой роты забрали на, так скажем, учения. Якобы на один-три дня. Через сутки оказалось, что нас уже перевели на постоянку. А потом через пару дней наших ребят, 15 человек, забрали на боевой выход. Это находится за так называемой красной лентой. На расстоянии двухсот метров находились враги. Сами понимаете, безопасности в этом случае — ноль, — рассказывает мобилизованный Евгений.
О боевом выходе, рассказывает мужчина, заранее не сообщали. По его словам, для всей группы это стало неожиданностью.
— Ночью нужно смотреть, чтобы не прошла ДРГ (диверсионно-разведывательная группа. — Прим. ред.). Если будет какое-то нападение на ребят — стрелять нельзя. Там в двадцати метрах разрываются снаряды. Изначально говорилось, что мобилизованные в таких задачах не будут участвовать. Говорили, что у нас какие-то охранные объекты. А по факту — прямая боевая задача, — продолжает Евгений.
После возвращения с боевого задания начало происходить странное, говорит мобилизованный. По его словам, в их роту стали приходить неизвестные люди с тетрадными листами и забирать по несколько человек. Он запомнил, что на бумаге был список с фамилиями нужных мужчин. Всего, говорит мужчина, перевели около тридцати солдат.
— Говорили так: «Я забираю шесть человек». Сначала мы были в шоке. Не понимали, что к чему. Приехали к своему ротному — он тоже ничего не знает. Потом уже нам объяснили, что официально забирают людей. Но бумаги нам никакие никто и не показывает. Потом еще четверых забрали. В пятницу сообщили, что приостанавливается передача людей в другие батальоны армии ДНР. Мы немножко расслабились и подумали, что, возможно, наши ребята обратно приедут. Два дня назад приехал наш ротный и сказал, что снова начнут разбирать, — рассказывает Евгений.
Евгений говорит, что никто из мужчин оставлять свою роту не хочет. Для солдат важно продолжить службу сформировавшимся коллективом, где каждый хорошо друг друга знает.
— «Хорошо, что вас прислали. Теперь сможем хоть в отпуск сходить». Это звучит от людей, к которым нас отправляют, — передает мобилизованный Евгений.
«Мы готовы идти на боевые задачи, но только своим коллективом. Мы хотим быть вместе. Тогда не так страшно»
Мужчины переживают за свою подготовку. Евгений говорит, что их мотострелковый батальон стал танковым.
— В Тюмени у нас было обучение месяц. После этого нас водили на концерты, приезжали детишки. Дальше были стрельбы. На одних мы даже не стреляли, потому что приезжал губернатор и нам надо было показать, что люди есть. И после этого стрельб не было. Когда приехали на Украину, нам выдали оружие. Через два дня будет пять месяцев, как мы ушли из дома, — рассказывает Евгений.
По словам Евгения, некоторым мужчинам уже сменили специальность. При этом, говорит солдат, обучения не проводили, а документа о смене не дали.
— Ребятам, которых забирают, приписывают другие должности. Допустим, человек был снайпером, а его сделали поваром. Человек был стрелком, а его сделали водителем. А у него даже водительского удостоверения нет. При этом нас не обучают. Около шести человек оказались в подобной ситуации. Половину перевели в другое место.
Сейчас мужчины не могут точно сказать, куда их переведут дальше. Солдаты собирают вещи и ждут команды.
— Приехал представитель ЯМАЛа и сказал, что мы нытики. Говорил, что мы говорим женам, что нас отсылают на боевые задачи, хотя мы не были на передовой. Как же мы не были на передовой, если в двухстах метрах от нас были противники? Нам сказали сейчас собирать вещи, потому что вскоре нас всех заберут. В основном занимаемся этим. Также покупаем продуты, которых у нас не хватает, — рассказывает Евгений.
Другой мобилизованный из «Росомахи» говорит аналогичное. Сергей уточнил, что проблемы начались три недели назад.
— Комбат сказал, что мы прикомандировываемся к другому полку и выходим из его подчинения. Мы переехали в новые дома, которые находятся недалеко от линии соприкосновения с фронтом. Мы приготовились, сходили на боевой выход. Просто сидели в домах. Так мы просидели неделю — никаких отметок об этом не было.
Он тоже вспоминает солдат из ДНР, которые начали приезжать в часть через неделю после боевого выхода.
— Люди с ДНР и сказали: «Теперь вы к нам переходите. Ваши командиры указали, какие взводы им не нужны. Значит, теперь вы переходите в другой полк другого батальона», — говорит Сергей, мобилизованный.
Обращение женщин
Мы поговорили с Викторией Макаровой и Айгуль А. Жёны мобилизованных отправили письма президенту и в военную прокуратуру. Они просят разобраться в ситуации и остановить отправку их родных в другие части.
— Батальон отправился 3 января в зону проведения СВО. По прибытии рота батальона передана в армию ДНР. Никто не понимает, на каких основаниях это сделано. Вторая проблема — при передаче им поменяли должности. Они хотят отстаивать права Родины в своем батальоне. Они вернулись с последнего боевого задания благодаря своей сплоченности, — говорит Виктория Макарова.
Под коллективным заявлением подписались 15 родственников мобилизованных. Все они просят власти провести проверку на месте дислокации батальона. В аппарате президента приняли запрос женщин — его зарегистрировали 27 февраля.
Мы отправили официальные запросы в правительство Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, военную прокуратуру и Минобороны. Ответы с объяснением ожидаются. С редакцией связался представитель правительства ХМАО и попросил список мобилизованных и их жен, чтобы разобраться в проблеме. Ответ будет позже.
Ранее в редакцию обращалась Екатерина, жена одного из мобилизованных батальона «Кедр». Она написала от лица родных солдат, которые оказались в одной роте с ее мужем. По словам женщины, после прибытия в зону СВО военные столкнулись со сложностями: им не хватает обмундирования, оружия и хорошего командования. Властям ЯНАО о проблеме известно, и они уже отправили запрос в Минобороны.
В конце октября прошлого года в соцсетях стало распространяться видео, где мобилизованные тюменцы жалуются на быт в зоне СВО. После этого губернатор Александр Моор отправил к солдатам своих представителей. Они показали, что мужчины живут нормально: им регулярно поступает горячее питание, настрой у мужчин боевой. Также власти призвали не верить тому, что пишут в соцсетях. Тем не менее уже после проверки властей жаловаться мужчины продолжили.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.