— Мужа привезли с Украины домой в цинковом гробу. Он пробыл с нами в доме всего лишь ночь. Утром мы попрощались с ним на улице, как принято во многих деревнях. Жаркын погиб героем. Проводить пришли не только представители администрации, местного военкомата, но и его сослуживцы. Мужа хоронили по мусульманским традициям в присутствии муллы. Перед тем как завернуть человека в ковер, его моют, а затем уже закапывают в могиле. Цинковый гроб с мужем вскрывали. Последний раз я видела супруга только тут у нашего дома. На кладбище, где проходит погребение, женщинам нельзя присутствовать там, — начинает рассказ Зауреш Игасанова.
Осенью прошлого года она похоронила любимого мужа. Жаркын Игасанов добровольно подписал контракт и отправился на Украину. А спустя почти три месяца он умер. Его привезли домой, в село Казанское, что находится в четырех часах езды от Тюмени. О трагедии, которая разделила жизнь Зауреш на до и после, знают многие в селе и не только. Женщина одна воспитывает восьмерых детей. Вот ее история.
«Я думала, что он шутит»: жена — о решении мужа пойти на СВО
Зауреш не могла поверить в то, что ее муж собрался на спецоперацию. Она думала, что он шутит. Мужчина подписал контракт в Тюмени втайне от жены. В этот момент она была с детьми в больнице. Это произошло летом 2022 года. Что сподвигло Жаркына на это — она точно сказать не может. Жаркын поставил ее перед фактом, когда поехал на учения. Родные сестры мужчины узнали об этом в то же время, что и Зауреш. Женщины говорят, что брат решил пойти на спецоперацию из-за чувства патриотизма и чтобы поправить финансовое положение семьи.
— Мы когда узнали, что он на Украину ушел, был шок. Сноха позвонила и сказала об этом нам. Помню, как он мне сказал, что пошел туда сам, то есть добровольно. Никто бы его не призвал, потому что много детей. Я с ним говорила по телефону: «Может, вернешься обратно?» — просила его. А брат отвечал: «Нет, я не могу так. Кто-то бежит в Казахстан, а я так не могу. Я не хочу, чтобы если что-то случится в России, мои дети страдали!» Еще он сильно переживал за своих товарищей, которые там находились в тот момент. Говорил, что надо помогать им, быть там всем вместе и защищать интересы мирных жителей. Вы знаете, чувство долга перед страной у него было высокое. Конечно, также на его решение повлияло то, что денег в семье не хватало, — рассказывает одна из сестер Жаркына.
Жаркын погиб через три месяца после этого. По словам родных, он действительно пробыл на спецоперации август, сентябрь и почти октябрь.
— Это для нас большая потеря. Брат до отъезда на Украину просил меня позаботиться о его семье, если с ним что-то случится. Он говорил: «Поддержи их хотя бы морально». Конечно, я ему это пообещала. Но мы же не думали, что такое произойдет. Зауреш сначала никак не могла поверить в гибель мужа. Все мы до последнего надеялись на ошибку, но это оказалось правдой, — добавляет сестра погибшего.
Жена Жаркына с болью в голосе рассказывает: к ней пришли чиновники и работники военкомата. Они официально сообщили о гибели мужа в ходе спецоперации. Женщина смутно помнит свои эмоции, когда узнала о смерти Жаркына, но говорит, что испытала большой шок. Даже сейчас женщина не особо подробно рассказывает о трагедии, ей тяжело это делать.
— Они сообщили 24 октября, что он действительно погиб. Тут стало ясно, что никакой ошибки быть не может. Спустя несколько дней мужа привезли сюда, чтобы похоронить с воинскими почестями, — добавляет Зауреш.
Жаркын почти не знал своего младшего сына. Он приехал с вахты, когда тот только родился, а затем ушел на спецоперацию.
Переехали из Казахстана в Россию
Зауреш и Жаркын родом из Казахстана. Оттуда они уехали в Тюменскую область в 2011 году. Тут жили в Бердюжском районе и в Казанском. Семья с детьми снимала жилье. После рождения седьмого ребенка решили купить свое.
Потратили весь маткапитал на разваливающийся дом
— С мужем мы познакомились в Казахстане. Там заключили брак и решили переехать в Россию. Здесь начали всё с нуля. Сначала снимали жилье, сами понимаете, у нас столько детишек, что тяжело было даже и снимать. Поэтому меняли место жительства в деревнях и иногда доплачивали за аренду сверху, чтобы нас не выгоняли хозяева. В 2016 году купили дом в Грачах за материнский капитал. Отдали полмиллиона рублей за него. Муж думал, что раз дом большой, то там будет тепло, но он сильно ошибся. Дом местами был кирпичным, но прожив всего лишь одну зиму в этом доме, он стал разваливаться. Даже кладка рушилась, — вспоминает Зауреш.
Дом в Грачах оформили на мужа Зауреш. Из-за наличия этого дома многодетной семье отказывали в очереди на другое жилье.
— Зауреш Игасанова на учете нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма по категории «малоимущие» не состоит. За оказанием данной услуги в 2021-м, 2022-м и на текущую дату 2023 года не обращалась. Ранее, 4 декабря 2020 года, Игасанова обращалась с заявлением в рамках муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с составом семьи восемь человек. Семье было отказано, потому что у них зарегистрирован объект недвижимости в деревне Грачи. С учетом кадастровой стоимости этого жилого дома (718 611,10 рубля) семья Игасановой не являлась малоимущей, — пояснили в администрации.
Семья Игасановых с заявлением о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в администрацию Казанского муниципального района не обращалась (данная услуга носит заявительный характер).
Зауреш с Жаркыном пытались восстановить дом в Грачах, но у них ничего не выходило.
— На окна мы взяли рассрочку, потому что со старыми было очень холодно. Но и новые окна не помогли, всё равно везде дуло и промерзало. Сначала мы хотели восстановить дом, потому что он был непригоден для проживания. Мой муж всё время был на северах и хотел деньги заработать, чтобы улучшить это жилье. Мы брали кредиты, но всё равно нам не хватало денег. Потом мы поняли, что восстанавливать этот дом бесполезно, — добавляет Зауреш.
Жаркын работал чаще всего вахтами. При жизни он был стропальщиком, трудился в охране. После командировок в селе халтурил и таксовал. Родные мужчины говорят, что он не боялся никакой работы и хватался за возможность заработать любую копейку. Иногда мужчину кидали на деньги и оставляли без зарплаты. В такие моменты долги по кредитам у семьи увеличивались.
Взяли еще кредиты на участок и стройку
После пары попыток восстановить дом в Грачах семья решила переехать из этой деревни. Говорят, там нет кружков, а детей возят в соседнюю деревню в школу. В итоге Игасановы взяли участок в селе Казанское за 400 тысяч рублей. Там начали строить новый дом. На этом кредитная кабала не закончилась — пришлось еще влезать в долги и снова брать деньги в банке на стройматериалы.
— Три года назад мы переехали в село Казанское. Снимали два года тут жилье. Нынче мы переехали в свой построенный новый дом. В прошлом апреле я была еще беременна, ходила и строила его. Нанимала сама рабочих. Летом я всё достроила наконец. Думала, приедет муж из командировки и будем дальше жить, как-то разберемся с кредитами. Но он погиб, и я осталась одна с детьми, — говорит Зауреш.
Сейчас на счетах у семьи долг в 1 миллион 300 тысяч рублей. Женщина утверждает, что ей обещали списать кредит мужа после его гибели, но он до сих пор висит на «Госуслугах».
Развелись ради детских пособий
Последние годы Зауреш и Жаркын были в разводе, но жили вместе по мусульманским законам. Причиной расторжения брака стало то, что семье не хватало денег.
— На основании свидетельства брак между Зауреш Игасановой и Жаркыном Игасановым был расторгнут в 2016 году, — подтвердили в администрации Казанского района.
После официального развода детские пособия одобрили на детей. Женщина говорит, что этих денег хватает на нужды всех детей. Сейчас же Зауреш получает деньги и по потере кормильца.
После смерти Жаркына Зауреш пришлось еще обращаться в суд, чтобы получить выплаты на самого младшего сына. Он родился вне брака. Малышу было всего лишь два месяца, когда его отец ушел на спецоперацию.
— Брак между гражданином и гражданкой был зарегистрирован лишь по национальным обычаям, в органах ЗАГС они свои отношения не оформили. В период совместной жизни у них родились семеро детей. Последний ребенок, восьмой, родился в мае 2022 года. Отец в это время был на вахте, поэтому мать зарегистрировала его в ЗАГСе самостоятельно. Так как брак не был зарегистрирован, то отец ребенка не был указан, — сообщили в объединенной пресс-службе судебной системы Тюменской области.
Вдова через суд доказала, что восьмой ребенок от умершего мужа
По данным суда, вернувшись с вахты, мужчина уехал на спецоперацию, где трагически погиб. Суд признал его отцом ребенка. Это позволит ребенку получать пенсию по потере кормильца и другие меры господдержки.
Выплаты дали только детям погибшего
Поскольку Зауреш официально не жена погибшему Жаркыну, то и «гробовых» выплат ей не полагается. Но всем девятерым детям Жаркына (у мужчины есть еще дочка от первого брака) деньги назначили. Снять со счетов эти выплаты Зауреш не может. Они предназначены на будущее детям.
— Выплаты сделали, поделили на всех девятерых детей, сколько положено выплат. Каждому на счет, — добавляет Зауреш.
Всю свою жизнь Зауреш занимается хозяйством и воспитывает детей. Ее старшей дочери 14 лет, а самому маленькому сыну — девять месяцев. Всю мужскую работу женщина теперь делает сама. Она колет дрова, топит печь, убирает снег во дворе. Пока женщина готовит всем детям или убирается дома, ее старшие дочери следят за младшими.
Как сейчас живет семья
Многодетная мать говорит, что воспитывать целую ораву детей она уже привыкла. Муж часто ездил в командировки, и женщина оставалась одна с детьми. Но чинить что-нибудь дома без мужчины ей трудно. Поэтому многодетная мать обращается за помощью к местным чиновникам. Сейчас, например, ее беспокоит потолок в доме, с которого бежит вода, и разваливающаяся печка. У семьи вода проведена в сам дом — у них есть стиральная машина, ванная, но они мечтают о бане.
— Нам сильно не хватает бани. Вода из бойлера иногда бежит плохо. Это потому, что он работает периодически нестабильно. Да и всех детей мыть в ванной по очереди тяжело, расход воды большой и электричества. В бане было бы проще, но денег на ее строительство у нас сейчас нет, — поясняет Зауреш.
«С потолка под проводами вода бежит, а вдруг замкнет?»
Женщина сильно переживает из-за печи и того, что в их доме протекает потолок. Вода бежит под проводами из-за талого снега и дождей. Зауреш говорит, что впереди весна и в их доме будут потопы.
— Мне надо сейчас менять и крышу, и утеплять весь дом, и печку менять. У нас дома и так гарью пахнет, боюсь, вдруг угорим. Денег на ремонт нет, поэтому так и живем. Двери еще одни недавно поставила, чтобы не было дома такого запаха. С потолка под проводами вода бежит, а вдруг замкнет? Страшно так жить. Да и капает вода на нас прямо, кровати и дети вечно мокрые, — жалуется Зауреш.
Зауреш хотела бы, чтобы ей помогли и сделали косметический ремонт.
— Мне хотелось бы, чтобы мне поменяли крышу. А то скоро весна придет, вообще бежать вода будет с потолка. И с печью наконец уже бы разобрались. Но власти приезжали к нам и говорили, что тот дом, что находится в Грачах, можно восстановить и там нам жить. Зачем дом восстанавливать в маленькой деревне и переезжать нам с детьми туда? Когда у нас тут есть дом в селе, где много всего для детей. Им надо развиваться и жить в нормальных условиях, — добавляет Зауреш.
Приходится разрываться между всеми детьми
Будничный день у Зауреш начинается в полседьмого утра. Она просыпается, делает для детей завтрак и собирает их по делам. Всех развести в школу и детский сад она не может, а оставить самого маленького дома одного нельзя. Поэтому младшие дети какое-то время не ходили в детский сад, поскольку у матери не было возможности их туда отводить. Сейчас этим вопросом занимаются специалисты. Вскоре детей, уверяют в администрации, будут провожать до самого детсада.
Весь день Зауреш занимается делами по дому и готовкой. За раз многодетная мать покупает по 10–12 литров молока. Этого большой семье хватает примерно на сутки. Все уходит преимущественно на каши.
— Денег нам хватает и на питание, и на всё, ну, кроме ремонта, — объясняет Зауреш.
Глава поселка — о семье, в которой восемь детей
В администрации Казанского района рассказали о семье Игасановых.
— Со слов Зауреш Игасановой, она и ее несовершеннолетние дети с апреля 2022 года фактически проживают в жилом доме в селе Казанское. Дом состоит из двух комнат, кухни и прихожей. Водоснабжение проведено в жилое помещение, канализация имеется, смешанное отопление — печное и электрокотел. Жилой дом покрыт металлопрофилем по деревянной обрешетке, облицован металлосайдингом. При низкой температуре воздуха отапливается печкой, но основным отоплением является электрокотел, — пояснила глава Казанского района Татьяна Богданова.
Зауреш Игасанова говорит, что обращалась в администрацию за помощью во время наступивших первых холодов — 6 ноября 2022 года.
— Она обратилась с устной жалобой о выходе из строя электрокотла и с ходатайством об его ремонте. 7 ноября на безвозмездной основе провели работы по ремонту электрокотла с заменой нагревательного элемента и группы безопасности. После этого 9 января 2023 года Игасанова обратилась с ходатайством о ремонте дымохода резервной печи. Работы по замене трубы и ремонту дымохода были произведены 15 января также на безвозмездной основе с использованием материалов заявителя. В настоящее время печь не дымит, осадки в трубу не попадают, печь находится в исправном и рабочем состоянии, — убеждают в местной администрации.
Но Зауреш говорит, что печка при использовании продолжает дымиться.
— Пятеро детей, которые учатся в школе, обеспечены бесплатным питанием — завтрак, обед. Двое детей, посещающих детский сад, освобождены от платы. Детям предоставлена возможность бесплатного посещения занятий по дополнительным общеобразовательным программам, — добавила руководитель Казанского района. — В январе произведено переоборудование школьного автобуса, приобретены автомобильные кресла для перевозки двух несовершеннолетних детей Игасановой. Сопровождение детей до дошкольной образовательной организации будет осуществляться сотрудником казанской школы в присутствии старшей дочери Зауреш. У детского сада детей будет встречать воспитатель, — подытожили в администрации.
Другие истории, связанные со спецоперацией на Украине
Ветеран боевых действий из Тюмени, 42-летний Сергей, в течение трех месяцев воевал в зоне СВО. До этого, в конце 90-х, он участвовал во второй чеченской. Мужчина сравнил эти военные конфликты и пришел к выводу, что на Украине ситуация сейчас страшнее и сложнее. Несмотря на это, тюменец снова уехал на территорию проведения специальной военной операции. Говорит, пообещал вернуться своим боевым товарищам. Какова идеология тюменца и позиция к происходящему на Украине — в нашем видеоинтервью.
Также мы рассказывали о спецоперации глазами 20-летних молодых людей. Миша и Вася несколько лет занимались в центре военной подготовки «Аванпост». В 19 лет они окончили колледж и решили сразу подписать контракт. Оба сделали это втайне от родителей. В этом материале — история одной тюменской семьи, жизнь которой в один миг изменила спецоперация. Внука Раисы Алексеевны отправили на спецоперацию. Пока он был на Украине, будни женщины и ее семьи превратились в нервное и страшное ожидание новостей.
Также на нашем сайте выходил трагичный репортаж из села Первопесьяново Ишимского района. Там с разницей в несколько дней похоронили двоих молодых мужчин. Они погибли в ходе спецоперации.
Что еще мы писали про трагедии из-за спецоперации
Недавно у нас выходила публикация, как в спецоперации на Украине погиб 27-летний Валентин Кобзарь, житель большой Тюменской области. Он отбывал срок за покушение на сбыт наркотиков и вступил в ЧВК «Вагнер». Служил в звании рядового и погиб в ходе боев за Артемовск (ДНР). У него остались двое детей. После опубликованной новости с редакцией 72.RU связалась бывшая супруга Кобзаря. Она рассказала подробности его жизни. Валентина Кобзаря похоронили в Пыть-Яхе. В 2019 году его приговорили к шести годам и восьми месяцам колонии строгого режима за покушение на сбыт наркотиков.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.