Стендап-комик Полина Космонавт Курбатова поднимает в Тюмени женский стендап. За плечами у нее выступления в Москве, участие в кастингах «Comedy Баттла» и фестивале «Открытый микрофон». Полина шутит про свой внешний вид, про отношения с отцом и девушек. Она хочет, чтобы в Тюмени женщины тоже рвались на сцену со своим стендапом.
Поговорили с Полиной и выяснили, зачем Тюмени юмор и как не бояться шутить на запретные темы в стране в такое непростое время.
— Откуда прозвище Космонавт? Собираешься в космос?
— У меня кумир — хип-хоп артист L'One. У него было много мотивационных треков с отсылкой к «Космической одиссее». Из-за него ко мне пришла любовь к космосу. Я часто говорю, что мыслю как космонавт. Я считаю, что у меня очень хорошая связь с космосом. Сложно объяснить.
— Что натолкнуло тебя стать комиком?
— В свое время поехала в Москву на вахту, чтобы заработать на видеокамеру и заниматься видеографией. Был 2020 год, карантин. Я купила билеты, но мне отменили вахту. Подумала, а что мне мешает просто так поехать в Москву? Съездила пару раз, посмотрела, как снимают «Однажды в России», «Импровизацию», «Прожарку». Мне нравилось видеть, как люди на сцене себя уверенно чувствуют, я тоже хотела быть такой. Мне сказали, что в сентябре будет кастинг на «Comedy Баттл», а друзья мне всегда говорили, что я хорошо шучу, у меня классное чувство юмора. Я решила попробовать. Никогда не думала над тем, что хочу быть стендап-комиком. Я решила, о чем мне шутить? Потом пришла к мысли, что разве мало того, что меня с мальчиком путают и у меня забавный отец? С этими шутками я и пришла.
— И как успехи?
— Я пошутила. Они смеялись. Это меня капец как замотивировало. Меня спросили: «Сколько ты занимаешься?» Я ответила: «Сутки!» Мне посоветовали походить по барам, повыступать еще, набраться опыта. Советовали не бросать.
— Тогда зачем ты вернулась из Москвы в Тюмень?
— Есть ряд причин. Одна из них — хочется чего-то глобального добиться дома. Я получила хороший опыт во многих вещах в сфере юмора, и пока что хочется развиваться дома. Мне легче находиться в Тюмени, тут круче, а в Москву я бы ездила исключительно по работе. Тут комфортней, и пока что в Москве нечего делать, тем более в такие времена. То, что мне сейчас нужно, есть дома. И будет круто, если смогу повлиять на развитие юмора в Тюмени.
— Что ты увидела в Тюмени после Москвы? Что происходит с тюменским стендапом сейчас? В каком он состоянии?
— Основной костяк — это 10 комиков, которые выступают в Тюмени регулярно. Примерно столько же — это те, кто давно уже не выступал. Мы еще не на уровне Москвы, потому что у нас не хватает дисциплины в материале. Нам еще стоит расти и больше отдаваться делу. Хороший пример — это Ростов.
Шутки про себя
— Полина, ты часто шутишь про то, как люди воспринимают твой внешний вид. Как так случилось?
— Пока я не открою рот и не начну говорить, люди меня воспринимают как мальчика. Мне говорят: «Ты что, девочка?» Это всегда так нелепо выглядит. Я еще работаю в ночном клубе. И как-то гость из Крыма меня постоянно просил: «Братан, поставь что-нибудь наше!» В конце смены я ему говорю, что меня Полина зовут. Вот он приедет в Крым и скажет: «Я был в Тюмени. Там источники есть, мост Влюбленных есть и мальчик по имени Полина». Самое забавное, что дети всегда различают, кто перед ними — девочка или мальчик. А если нет, то корректно спрашивают сначала: «Как вас зовут?»
Шутки на сложные темы
— Ты много шутишь про однополые отношения. Как реагирует зал?
— По-разному. В основном смеются. Я готовлю людей к таким шуткам. Не погружаю их в глубину отношений. Рассказываю о забавных моментах, говорю о нетолерантности людей. Делаю всё супераккуратно, что даже нетолерантный человек задумывается о чем-то и не реагирует негативно. Никогда не было момента, чтобы человек как-то злобно среагировал или что-то выкрикнул во время концерта. Людей удивляет больше то, что я — Полина.
—Ты много шутишь про отца. Как он отреагировал, когда узнал про стендап?
— Он сказал: «Там бесплатно наливают? Я приду».
— Сейчас довольно несмешное время. Особенно если касаться темы политики. Как сейчас шутить?
— У нас комики не шутят на тему политики, потому что на эту тему не получится шутить жестко. У нас понимают шутки уровня КВН — добрые, аккуратные, похвальные.
— Я видел «Прожарку» Трампа. Нормально же у них с этим?
— Ну это Америка? И это Трамп. Он и в фильме «Один дома» снимался. Я не знаю, где у нас Путин снимался. У них шутки доступнее — людям не приходится вдумываться, чтобы понимать смысл.
«Прожарка» — вид юмористического шоу, где комики жестко шутят над приглашенным гостем.
— Есть смысл шутить в наши дни?
— Надо шутить! Потому что это хоть как-то абстрагирует от ситуации в стране. Если сейчас переместиться на полигон, где мобилизованные. Они понимают, что могут не вернуться, но, поверь мне, там веселее, чем здесь. Мужчины не будут же сидеть грузиться. Столько парней пишут в беседах о том, как они живут, сами смеются над собой. Один парень снял видео, как он зашел в алкогольный магазин и рассуждает: «Куда мы сегодня поедем? В Италию? Во Францию?» Потом поворачивает камеру на себя в форме: «На Украину поедем». Люди пытаются выжить за счет юмора. Не зря говорят, что юмор продлевает жизнь. Мы смотрим старые советские фильмы про войну, там всегда кто-то играл на баяне, развлекались, смеялись, хихикали. Не видела ни один советский фильм про войну, где люди всегда ходят с серьезными лицами. Всегда находится минута, чтобы пошутить. Я на тему мобилизации тоже шутку придумала про то, как путают меня с парнем, везут в военкомат, а там уже на осмотре говорят: «Хорошо ты подготовился!»
— Тебя не раздражает, что приходится думать, можно ли над чем-то шутить или нельзя?
— Я больше ориентируюсь на то, как это воспримет народ. В большинстве случаев — хорошо. Больше боюсь, что ко мне после выступления подойдут и начнут: «Ты не шути про это». Со знакомыми в Москве такое происходило. У нас народ тяжелый. Могут и диджею нос разбить за то, что не поставил нужную песню.
Женский стендап
— Как ты отвечаешь людям, когда спрашивают, чем ты занимаешься?
— Говорю: я стендап-комик. Если взрослый человек спрашивает, кто я, отвечаю: «Это как Задорнов, Петросян». Они сразу понимают. Молодым достаточно сказать, что стендап-комик. Самое забавное, что продолжение этого диалога идет двумя путями. Молодые говорят: «О! Пошути что-нибудь», а старые: «У меня был случай…» Они считают, что мне надо рассказать что-то из своей жизни. Когда садишься, например, в плацкарт, понимаешь, что будет очень много материала.
— Ты стараешься привлечь как можно больше девушек в стендап. Зачем он нужен?
— Мужиков вообще много в стендапе, а девочек — не очень. Часто люди смеются не потому, что у мужчин материал хороший, а потому, что он персонаж смешной. Но образ быстро заканчивается. У женщин такого нет. Мало кто смеется над их образами. Смеются над их шутками. Сейчас уже уходит мнение, что девушки не умеют шутить. А у девчонок много тем, которые могут быть интересны и парням. Например, тема отношений. Да и она разделяется: отношения со старшими мужчинами, с молодыми пацанами. Девчонок мало в стендапе, но хочется больше, потому что это интереснее, в том числе и для мужчин. Для них же это лайфхаки в отношениях с девушками!
— Почему девушки не идут в юмор?
— Мало кто в себя верит. Кто-то зависит от мнения общества, а кто-то говорит, что это не мое. Это же от природы всё. Девчонка, когда перед зеркалом стоит, — блин, у меня тут косяк, тут косяк. Парень встанет у зеркала в семейниках — я хорош! У них самомнение всегда выше. Когда по Республики идешь, мимо едут машины с парнями, басы орут. Почему так? Потому что они уверенно себя чувствуют, думают, что крутые. Если какая-то девчонка посмотрит на них и покрутит пальцем у виска, они: «Эх, запала!» Хотя это не так!
Девочки больше боятся выходить на сцену, так как думают, что их шутки не будут смешными. Парни всегда думают, что их шутки смешные. Сейчас в Тюмени выступает пять девочек. Есть девчонки, которые только начали пробовать выходить на сцену. Они приходят к нам выступать в наш клуб «Юха» на юмористические вечера.
— Твое стремление продвигать женский стендап не связано с тем, что ты таким способом хочешь бороться с дискриминацией женщин? Например, с мнением, что девушки не могут смешно шутить?
— Ни в коем случае! Просто девочки менее уверены в себе. Я хочу им помочь. Я мечтаю, чтобы люди ничего не боялись, чтобы были проще и добрее.
— А есть еще какая-то мечта?
— Самая главная мечта — построить на заработанные любимым делом деньги дом у моря маме.
Тюменские комики стендапа нередко мелькают на телевидении. Год назад мы рассказывали, как комик с ДЦП выступал на «Открытом микрофоне», а незадолго до этого он выходил на сцену вместе со своей супругой. В 2019 году мы рассказывали про двух девушек, которые тоже занимаются стендапом.
Вы любите стендап?