— Общая команда. К бою стоя. Целимся. 15 одиночных. Ого-о-онь! — громко прокричал инструктор, и звук оглушительных автоматных очередей заполонил всё поле.
С самого утра на полигоне под Тюменью раздаются выстрелы из автоматов, гранатометов и винтовок. После 21 сентября здесь каждый день занимаются мобилизованные. Кому-то нужно всего лишь освежить в памяти свои знания, а кому-то — научиться всему с нуля.
Мы посмотрели, где и как проходит обучение тюменцев и жителей соседних регионов. А также пообщались с мобилизованными и узнали, в каких условиях они живут и какой у них настрой. Подробнее — в нашем материале.
«Мобилизованные — это не серая масса»
На входе на территорию полигона нас встречает руководитель центра допризывной подготовки «Аванпост» Николай Савченко. Правила здесь жесткие даже для своих. Все мобилизованные разбиты на группы и передвигаются исключительно вместе, поодиночке никто не ходит. Среди мобилизованных — мужчины разных возрастов. Чье-то улыбчивое лицо еще совершенно гладкое, а у кого-то уже проступила седина, появились морщины. Кто-то серьезный и хмурый, а с кого-то не сходит улыбка. Еще вчера они ходили в офис или работали на предприятии, а теперь учатся летать на дроне и стрелять из гранатомета.
Мужчины группами передвигаются с одной учебной площадки на другую. Тут с ними работают инструкторы и преподаватели ТВВИКУ. Кажется, что чем-то это действо похоже на школу, вот только всё намного серьезнее. Чтобы освежить в памяти мобилизованных былые навыки, к обучению привлекаются специалисты «Аванпоста». Среди них не только штатные преподаватели: сейчас временно ищут и других инструкторов с боевым опытом и знаниями.
— С лета занимались подготовкой добровольцев наших именных батальонов, которые ушли уже в зону специальной военной операции, — говорит руководитель центра допризывной подготовки Николай Савченко. — Сейчас разворачиваем более качественную подготовку: ищем инструкторов из числа ветеранов и недавно прошедших службу, а именно узких специалистов: гранатометчиков, пулеметчиков, минометчиков, авиационных наводчиков, зенитчиков и артиллерийских корректировщиков. У действующих педагогов есть опыт контрактной службы, участие в боевых действиях. Здесь [на полигоне ТВВИКУ] батальон находится, это порядка 500 человек. За целый день проходят на огневой подготовке около 300–400 человек.
Всего полигон разбит на несколько участков: место для огневой подготовки, где стреляют из автоматов Калашникова, место для стрельбы из гранатометов, отдельные площадки для медподготовки, осваивания дронов, тренировок пар снайперов. Есть и ознакомительные занятия на случай, если применят оружие массового поражения, осваивают мужчины и инженерную технику. По словам Савченко, среди мобилизованных стараются выявлять особые специальности, которые пригодятся на фронте. Их мужчина мог получить уже после срочной службы.
— Мобилизованные — это не серая масса. Среди них есть узкие специалисты, офицерский состав. Задача — вычленить узких специалистов. Кто-то, например, был стрелком, но прекрасно владеет беспилотником, соответственно, его переведут в другое подразделение, которое будет больше подходить его профилю и специальности, — говорит руководитель центра. — Говорят, что боятся только дураки и дети. Страх определенный есть, но его нужно переводить в боевую агрессию. Где можно побеседовать по душам, то парни помогают.
По словам преподавателей центра, мобилизованные тюменцы понимают, что их ждет «за ленточкой», и стараются не халтурить на учениях.
— Некоторые привыкли что-то по старинке делать, мы стараемся добавлять свои знания. Время на обучение нужно всем разное. Стараемся давать больше времени, с каждым индивидуально занимаемся. Помогаем как можем, чтобы люди поехали готовыми. Ребята всё понимают, что от этого зависит их жизнь. Поэтому никто не слоняется здесь без дела, все приходят и добросовестно, честно отрабатывают, — уверяет один из инструкторов центра «Аванпост».
«Своей уверенностью подбадриваем»
Некоторые мобилизованные мужчины выглядят довольно сурово, они немногословны и об атмосфере и общем настрое говорят краткими урывистыми предложениями. Высокий широкоплечий мужчина в балаклаве с совершенно неожиданным для его внешности и поведению именем Валентин, как и все здесь, — мобилизованный. Он заместитель командующего взводом и имеет боевой опыт. Его лица не видно, но по пронзительному и суровому взгляду можно предположить, что ему около 40 лет. После обучения он вместе с остальными отправится на фронт.
— Настрой боевой, личный состав своей уверенностью подбадриваем. Есть опытные, есть неопытные. Просто делаем качественно свою работу, вспоминаем навыки, чтобы применить их на рубежах. Осваиваем новое вооружение, инженерные средства, беспилотные летательные аппараты, — кратко рассказал Валентин.
«Дураков нет, слава богу»
Распорядок дня в воинской части почти как в армии. Всё строго и четко по плану: подъем, проверка личного состава, наведение порядка в казарме, завтрак, занятия, обед, личное время, вечерняя программа, ужин и отбой. По мнению Евгения, одного из мобилизованных, условия даже лучше, чем на срочной службе в его годы.
— Стреляю хорошо. В отпуск не хочу. Общение внутри коллектива прекрасное. За то недолгое время, что мы вместе, стали своего рода товарищами, братьями, друзьями, потому что все мы служим одному делу, это сплочает. Настроение хорошее в коллективе, дураков нет, слава богу. Наше подразделение проживает в «Снежинке», в санатории. Чтобы я так срочку служил, как здесь кормят. Кормят вкусно, кормят много, — поделился впечатлениями об условиях в части Евгений.
О том, что многие успели сдружиться за две недели, говорит и другой мобилизованный снайпер.
— Все дивизионы сдружились, все общаются друг с другом. Мы — одно целое. Это наш выбор, и близкие с ним смирились, — твердо уверен Андрей.
По вечерам мобилизованные могут встретиться со своими близкими. Чтобы увидеться с родственником, семьям мужчин нужно простоять в очереди минимум полчаса. Осенние вечера холодные, но это мало кого волнует. Возле пропускного пункта под Тюменью — толпа с набитыми коробками и пакетами: терпеливо ждут беременные женщины, девушки с детьми на руках и пожилые мужчины. Как родные встречаются с мобилизованными — читайте в нашем репортаже. О том, что происходит у воинской части, рассказали в этом видео. В начале этой недели у ДК «Железнодорожник» прошла отправка мобилизованных на полигон. О чем говорят военные, как они настроены и что возмущает их и родных, мы подробно рассказывали в предыдущем материале. А также сняли на видео тяжелое и очень эмоциональное прощание родных с тюменцами.