С начала спецоперации Тюмень заполонила реклама службы по контракту. Баннеры и призывы встречаются на улицах города и на всевозможных мероприятиях. Вступить в ряды военнослужащих предлагают и неофициальные организации. Тюменцы всё чаще начали встречать рекламу некоей «Группы Вагнера». За участие в боевых действиях, или как они сами их называют — «шумные концерты», людям предлагают оклад 240 тысяч рублей и социальные гарантии.
Что предлагают?
«Группу Вагнера» обычно называют частной военной компанией. Несмотря на то, что официально они не зарегистрированы, да и в принципе их деятельность незаконна, у организации есть официальные представительства в разных регионах. Ближайшие к Тюмени — в Курганской и Челябинской областях. Будущим наемникам гарантируют премии до трех окладов, оплачиваемый отпуск, компенсации при ранении — все расходы по лечению берет на себя организация, а также компенсация семье в случае гибели бойца — 5 миллионов рублей. Предусмотрена и помощь детям погибших сотрудников. Но к кандидатам есть и свои требования. О них подробно расписано в группе организации в соцсети. Официальный сайт хоть и есть, но выглядит довольно скромно. Там есть лишь контакты представителей в регионах и форма заявки.
— Вам должно быть полных 24–50 лет (исключения — это люди, отслужившие по контракту — с 23 лет, и люди, уже получившие реальный боевой опыт в СВО — с 22 лет). Также принимают старше 50 лет при условии, что кандидат является узким специалистом в востребованной для компании области и находится в хорошей физической форме. Если вам от 24 до 50 лет и вы не проходили службу, но понимаете, что эта работа для вас, то инструкторы готовы дать вам больше, чем многие постигают в армии за всю службу. Также на протяжении всей работы вас будут обучать люди с опытом, — говорится в описании требований к кандидатам.
А еще будущие наемники не должны иметь судимостей за изнасилование, экстремизм и терроризм, только тут важна приписка — «реальный, а не за неудачный репост в соцсетях». Кандидаты не должны болеть сахарным диабетом, онкологией, туберкулезом, ВИЧ, сифилисом, гепатитом В и С. Но самое приятное, что выделяет компания, — «возможность работать по всему миру».
Мы попытались связаться с представителями «Группы Вагнера» по контактам для набора сотрудников, но получить обратную связь на момент публикации не удалось.
ЧВК, которой нет
Как пояснил редакции 72.RU собственный источник из числа военных, в России много различных частных военных компаний и «Группа Вагнера» лишь одна из них. Нередко тюменцы становятся сотрудниками ЧВК и отправляются участвовать в боевых действиях на ближний и дальний рубеж.
— В России много частных военных компаний. Но, например, у «Вагнера» строгий отбор, там и подготовка сложнее. Контракт подписывают минимум на год. Желающие регистрируются у них на сайте, отправляют нужные документы. Им в ответ присылают код, говорят, где сбор и откуда отправление. Через военкомат, конечно, такие бойцы не проходят, — говорит инсайдер.
Официально ЧВК «Вагнера» не существует, наемничество законодательно запрещено в России. В 2017 году Минфин США ввел санкции против так называемой частной военной компании «Группы Вагнер» и Дмитрия Уткина, которого назвал ее руководителем. Тем самым официально подтвердил название частной военной компании, о которой в России заговорили еще за несколько лет до этого. Помимо Дмитрия Уткина — российского офицера спецназа ГРУ и подполковника запаса с позывным «Вагнер» — одним из руководителей ЧВК также называют Андрея Трошева — он бывший силовик, участник Афганской и Второй чеченской войн, а также боевых действий в Сирии.
— По ЧВК у нас законодательства пока нет. Насколько я слышал, сейчас разрабатывается закон по частным военным компаниям, но пока эти вопросы не решены. За участие в ЧВК в Уголовном кодексе по 359-й статье предусмотрена ответственность в виде лишения свободы от трех до семи лет. Если строго следовать букве закона, то все сотрудники этих компаний, что принимали участие в боевых действиях и получали за это деньги, должны быть осуждены. Но насколько я помню, у нас в стране ни разу не привлекали за участие в российских частных военных компаниях, а вот в зарубежных — было несколько дел. Если примут федеральный закон, то, по сути, ЧВК будут легализированы. Как они существуют — непонятно, раз нет никакой правовой базы, — пояснил тюменский адвокат Павел Руснаков.
В 2021 году в Тюмени похоронили 31-летнего мужчину, который мог работать на частную военную компанию в Сирии, до этого он трудился учителем ОБЖ в одной из городских школ. Никакого комментарии по поводу его гибели в Минобороны на официальный запрос редакции не предоставили.
Ранее мы рассказывали, что тюменцев зовут восстанавливать разрушенные школы и больницы в Донбассе. Зарплата — от 145 до 198 тысяч рублей. Официально военные Российской армии за месяц участия в спецоперации на Украине без учета надбавок за захват техники могут заработать около 170 тысяч рублей. Подробнее про все дополнительные выплаты — в простой таблице.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.