Начальника службы безопасности тюменского университета обвиняют в том, что он вместе с сыном, который работал в Росимуществе, увел из федеральной собственности почти 10 гектаров земли и продал ее 50 покупателям — всего 73 участка примерно по 2 миллиона каждый.
Участников преступной группы поймали, и скоро их ждет суд. Только вот для покупателей земельных участков ситуация может плохо закончиться. Прокуратура хочет признать все сделки недействительными. Тем временем кто-то из покупателей уже начал строить дома для семьи на купленных участках. Кто-то, чтобы выкупить землю, продал квартиру и взял ипотеку. Выясняем, как это получилось и можно ли себя обезопасить от подобной сделки.
Любовь к земле
О задержании сотрудника службы безопасности Тюменского государственного университета Михаила Захарова стало известно в конце марта 2022 года. Его обвиняют в мошенничестве по предварительному сговору в особо крупном размере.
По версии следствия, он вместе с подельниками, используя служебное положение, по подложным документам «обращали федеральные земли в свою пользу и продавали земельные участки». Предварительный ущерб государству составил больше 100 миллионов рублей.
48-летний Михаил Захаров в нулевые пять лет служил в должности начальника ОВД Ярковского района. А после возглавил оперативную группу временной группировки отделов и подразделений МВД России в Чечне. За свою службу получал государственные награды. До недавнего времени работал начальником службы безопасности ТюмГУ. Именно с ним у студентов предстояли разговоры после того, как их задерживали на протестных акциях. На воспитательных беседах Захаров, по признанию студентов, «учил их любить Родину и родную землю».
Для самого Михаила Захарова любовь к земле обернулась тем, что он попал в СИЗО вместе с сыном Захаром Захаровым, который работал начальником Отдела учета и контроля управления имуществом казны МТУ Росимущества (межрегиональное территориальное управление). В СИЗО также оказались еще два человека — Александр Томилов и Денис Авдеев, но пока их роль в деле неясна. Одного участника группы, Сергея Скоробогатова, оставили под домашним арестом. Именно с его именем раскрывается суть того, как федеральная земля оказалась в частных руках.
Пчелиная ферма
В декабре 2020 года Сергей Скоробогатов создал ООО «Агрорент». Затем в мае 2021 года по результатам аукциона «Агрорент» заключил с Управлением Росимущества Тюменской области, ХМАО и ЯНАО договор аренды земельного участка в Падерина площадью 9,7 гектара. Председателем комиссии аукциона был Захар Захаров — сын Михаила Захарова.
Затем в августе 2021 года Росимущество продало этот участок «Агрорент» за 155 264 рубля. Договор купли-продажи подписал тоже Захар Захаров. Из заявления фирмы следует, что она планировала построить на участке в Падерина пчелиную ферму, так как использовать эту землю разрешено только в сельскохозяйственных целях. При этом «Агрорент» в графе «вид деятельности» указал «строительство автомобильных дорог и автомагистралей». Разведение пчел в эту сферу не входит.
На земельном участке даже появились склады для ульев, которые вскоре демонтировали. В этом, по мнению правоохранителей, усматривалось намерение собственника земли быстрее продать участки, а не заниматься пчеловодством.
В октябре 2021 года собственником большого куска земли размером с 2 гектара стал Михаил Захаров. Он приобрел его у фирмы «Агрорент» по договору купли-продажи. Стоимость покупки неизвестна. Затем участок разделили на 18 частей, изменив назначение земель — для индивидуального строительства. Затем разделены были и другие части земли. В итоге изначальный земельный участок под пчелиную ферму раздробился на 73 части для ИЖС. Их и продали людям.
— Исходя из фактических обстоятельств, договор купли-продажи земельного участка от 5 августа 2021 года заключен между Межтерриториальным управлением Росимущества и ООО «Агрорент» с существенными нарушениями закона, — заявляет областная прокуратура в исковом требовании.
Невольные жертвы преступной схемы
Земельные участки, выставленные на продажу в конце 2021 года, пользовались хорошим спросом. Каждый из них продавался в среднем по 2 миллиона рублей. По словам покупателей, риелторы различных агентств недвижимости их активно продвигали. За зиму-весну продали практически всю землю. Точное количество неизвестно. А в апреле счастливым обладателям земли начали приходить письма от прокуратуры.
Один из покупателей, многодетный отец Евгений Золотицкий, приобрел землю для того, чтобы построить дом своей мечты. Стоимость участка показалась ему очень выгодной:
— У нас в семье давно зрела мечта улучшить жилищные условия — из квартиры переехать в свой дом, чтобы у каждого ребенка было по комнате. С этой целью долго копили на земельный участок, — рассказывает он.
Затем Евгению Золотницкому в апреле написала в Viber неизвестная женщина. Она сообщила, что тоже купила земельный участок в Падерина — и ей пришло письмо от прокуратуры, в котором говорилось, что ее сделка о покупке незаконна. Тюменец проверил свою почту, и там оказалось такое же письмо от Арбитражного суда Тюменской области и региональной прокуратуры.
— С тех пор покоя не могу найти. Будет очень печально, что мечта моей семьи не сбудется никогда. Я уже детям пообещал по комнате.
Земельный участок многодетный отец покупал у Захарова. Никаких претензий у государственных органов к документам не было.
Бывший риелтор Ислам Мажидов приобрел два участка, чтобы инвестировать деньги во время неспокойной ситуации в стране. О том, что он может оказаться без купленной за 4 миллиона земли, он вообще узнал из статьи на 72.RU.
— Судебная тяжба может затянуться на годы. И закончится тем, что мы останемся без земли и без денег, которые вложили в нее.
В аналогичной ситуации оказалась семья Кривенко. Они продали свое имущество, сняли квартиру и на вырученные деньги купили земельный участок в Падерина. Зимой начали строительство. Успели даже возвести коробку первого этажа. Только на покупку земли и строительные работы семья уже потратила больше 7 миллионов рублей. После сообщения от прокуратуры люди говорят, что не видят смысла дальше вкладываться в строительство, так как в любой момент у них могут забрать землю.
— Нам пришел иск, и говорят, что «ваши сделки недействительны» и могут заставить снести всё это, так как мы не имели права всё здесь строить. Как мы не имеем права, если у меня есть документы, на основе которых начала строительство? К середине июля у нас должно было закончиться строительство дома. Плюс-минус в августе-сентябре должны были приступить к ремонту внутри дома. Мы продали свою недвижимость, сейчас снимаем квартиру. Получается, находимся на птичьих правах, нигде. Всё, что продали, всё вложили, — рассказывает Анжелика Кривенко.
Ситуация вокруг земли заставила собственников познакомиться друг с другом до того, как они стали полноправными соседями. Всего пострадавших — около 50 человек. Тюменцы добивались встречи с представителями прокуратуры, но им отказали. Сейчас они на имя прокурора Тюменской области написали коллективное письмо с просьбой принять их, чтобы им кто-то из правоохранительных органов разъяснил ситуацию, в которой они оказались.
Как избежать подобной ситуации
Президент объединения риелторов Тюменской области Светлана Бабушкина надеется, что государство после завершения судебного процесса пойдет навстречу пострадавшим тюменцам и позволит дальше владеть спорными участками. Тем не менее она отмечает, что такой ситуации можно было избежать.
— Обезопасить себя можно было, только проведя юридическую экспертизу на предмет происхождения этого земельного участка. На сегодняшний день у нас не каждая компания занимается этим. Это стоит дополнительных серьезных денег — около 40 тысяч рублей. Всё это надо было сделать, прежде чем покупать земельный участок. Риелторские агентства проводят проверки на предмет возможности совершения сделки — нет ли арестов или обременений на недвижимость, — заявляет Бабушкина.
Согласно данным Арбитражного суда Тюменской области, судебное заседание по иску прокуратуры к ООО «Агрорент» и Управлению Росимущества пройдет в конце мая. Собственники участков и покупатели выступают в качестве третьих лиц. В рядах последних есть и Михаил Захаров, но он сейчас находится в СИЗО в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве с землей.