Начинаем рабочую неделю с рубрикой «Я здесь живу». В ней мы рассказываем вам о разных районах города и о том, как там живут люди. Сегодня мы посмотрим крошечный, но впечатляющий — около аэропорта Рощино. Здесь всего четыре многоэтажки, которые находятся в запущенном состоянии. Сырость, ржавчина, исписанные стены и мусор — суровая реальность жителей улиц Олега Антонова. Гуляем по дворам, бывшими когда-то домом для пилотов, стюардесс и других сотрудников аэропорта. Всё изменилось.
Микрорайон развернулся вокруг аэропорта Рощино. Жилые многоэтажки строили для сотрудников в период с 1976 по 1987 год. Возраст домов еще даже не подошел к 50 годам, но их состояние ужасает. Общежития на улице Олега Антонова не раз попадали в поле зрения СМИ из-за запущенности инженерных сетей, коммунальных аварий и жалоб жильцов. Собственники квартир здесь делят общие душевые и туалеты — некоторых это не устраивало, и они пробили свои сети водоснабжения и отведения. Но это стало причиной затоплений других помещений. В ноябре 2020 года городская комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС установила в границах дома № 6/2 зону вероятной ЧС. Теперь его ждет капремонт крыши, фасада, сетей водоотведения и электроснабжения. Планируется и косметический ремонт мест общего пользования. Владельцы общежитий же до последнего надеялись, что их расселят.
Квартиры за копейки
Это самый дешевый район из всех, в которых мы побывали. Сегодня в продаже висит всего семь квартир площадью от 14 до 36 квадратных метров. Стоимость четырех из них не превышает даже миллиона рублей. Общежития и пансионаты продаются за 500 и 700 тысяч рублей с ремонтом.
Не прекрасное далёко
Микрорайон аэропорта Рощино (или поселок Новорощино) находится в 15 километрах от центра города. Автобусные остановки — в двух минутах ходьбы от многоэтажек. Здесь останавливаются городские автобусы № 1Д, 10 (Аэроэкспресс) и 54Д. Без пересадок можно доехать до Лесобазы, Мыса, ж/д вокзала и автовокзала. До центра ехать 30–40 минут. Автобусы ходят с интервалом минимум полчаса, поэтому нужно следить за расписанием.
— С автобусами раньше намного хуже было. Помню в 90-е годы очереди на вход в утренний автобус: водители выталкивали детей на мороз, чтобы двери закрылись. В те времена никто не жаловался. Сейчас аэроэкспресс очень выручает жителей, ходит каждые полчаса, — поделилась местная жительница.
Автомобилисты могут добраться до центра за 25 минут. Ехать придется через кольцо Рощино: там можно попасть на Ямскую или быстро выехать из города по Ирбитскому тракту.
За продуктами — в город
В самих дворах есть только три маленьких продуктовых магазина без возможности самообслуживания. Местные жители их не жалуют, цены там высокие. Но за хлебом и молоком все же ходят — ближайшие супермаркеты в паре километров (Луговое, Дом обороны). Три километра отсюда до ЖК «Зеленые аллеи» — о нем мы подробно рассказывали в одном из прошлых выпусков рубрики.
— Многое стараемся покупать в городе на рынке: во дворе ассортимент никакой. Много просрочки попадается, — рассказывает Ирина.
Школ, детских садов, больниц или хотя бы фельдшерского пункта в микрорайоне нет. За медицинской помощью местные жители ездят на Дом обороны. Сложнее ситуация для семей с детьми.
— Часть жильцов возит детей в школу в Луговое. А в садики уже кто куда: Учхоз, Дом обороны, Луговое, центр. Проблема в том, что в поселках детсады работают только до 16–17 часов. А как быть людям, которые трудятся до 18? — недовольна Евгения.
Пустые дворы
Район совсем маленький, его колорит сложно забыть. Пока мы гуляли по местным дворам, мы встретили очень мало людей. По непонятной причине это были только бабушки и пьяные мужчины. Детские площадки пустуют, мамочки с колясками не гуляют. Хотя семьи здесь тоже живут, но вряд ли район можно назвать семейным. Чувствуется запущенность и безысходность.
— Я много лет работала в аэропорте: и в службе перевозок, и в грузовой, и диктором. В 92-м году нам дали квартиру в пансионате на Андрея Туполева, до этого жили в общежитии на Олега Антонова. Я привыкла здесь жить, мне нравится. Но соседи всякие есть: пьют, скандалят, разводят тараканов. Многие из тех, с кем мы заселялись, приватизировали квартиры и продали, — рассказала нам Вера Никитична, пенсионерка.
— Всё в плачевном состоянии. Я жила здесь много лет, сейчас осталась мама жить. Многие собственники сдают свои общежития. В основном работникам аэропорта или тем, кто на учебу приезжает туда, — рассказала Евгения.
Общежития, о которых вспоминаешь по запаху
Чтобы понять степень запущенности этого места, нужно зайти в сами дома. Сделать это легко: домофонов либо нет, либо они не работают. Попасть внутрь может абсолютно любой человек: на нас никто даже не обратил внимания. Жильцы бегут через коридоры сломя головы, как будто не хотят видеть подъезд. Это отношение «Не вижу — значит нет» чувствуется здесь во всем. Одна управляющая компания не в силах остановить это безумие — нужна сознательность людей.
Другие фоторепортажи о старых районах Тюмени
Мы рассказываем о жилых кварталах города в рубрике «Я здесь живу»: скорее смотрите наши лучшие репортажи. Мы побывали в поселке Антипино, где снесли старые бараки и построили панельные многоэтажки с пестрым фасадом. Здесь много хулиганов и детей, бегущих в переполненную школу.
Еще мы показывали вам микрорайон Мелиораторов, который появился на болоте. Местные пенсионеры поделились воспоминаниями о том, как приехали в чистое поле, чтобы осушать болота, строить дома и растить детей. У них даже была специальная обувь только для ММС!
Интересно почитать и о микрорайоне Тараскуль, который раскинулся вокруг одноименного санатория. Когда-то перспективное место для рабочих и их семей превратилось в забытое временем. Здесь остались только старики, дачи и магазины из 90-х.