Сейчас много сил и средств тюменские власти тратят на привлечение в регион туристов из других регионов России. Нам есть что показать приезжим — горячие источники, современный город, огромные просторы Сибири.
Журналист 72.RU Артур Галиев считает, что в Тюменской области, с одной стороны, стремятся к привлечению туристов, а с другой стороны, делают всё, чтобы они не ехали. В первую очередь из-за пренебрежительного отношения к собственной истории. Подробнее читайте в его колонке.
В тюменских телеграм-каналах принялись критиковать выпуск «Непутевых заметок», который посвящен Тюмени. Мол, власти потратили деньги на пиар региона, а они ушли на скучный выпуск в старой программе на «Первом канале», которую, кстати, уже показывали в феврале 2021 года, а потом практически один в один повторили в 2022 году.
Ничего против программы «Непутевые заметки» не имею и раньше смотрел с удовольствием, но я бы обратил внимание на другое — ее содержание. Именно она невольно раскрывает проблемы, с которыми сталкивается туризм в Тюмени, и то, почему усилия властей отчасти направлены впустую. Разберем по порядку.
На этих склонах рождалась Тюмень
Не спорю с тем, что Тюмень — красивый и современный город, в котором комфортно жить. Если было бы тут плохо, я бы тут не жил. Так, наверное, думают тысячи жителей города и региона. Только вот туристу порой этого мало. Московский или питерский турист сам живет в красивом и комфортном городе. Его сложно удивить великолепием Тюмени. Когда я еду в другой город, то всегда хочу проникнуться его историей, понять, что да как тут происходило.
В ролике «Непутевых заметок» упоминаются история основания города, Ермак и покорение Сибири. Приезжает турист в Тюмень и просит: «А покажите легендарную Чинги-Туру и Тюменский острог, хочу посмотреть место, откуда пошла Тюмень!» Что ему покажем? Особняки в Царевом городище?
У нас отсутствуют материальные достопримечательности в виде Чинги-Туры и Тюменского острога. Сама Чинги-Тура даже не внесена в список археологических памятников. Подробнее об этой проблеме я говорил с археологом Наталией Матвеевой. Здесь была древняя столица Сибири, но в последний раз эту местность изучали только 10 лет назад, в 2011 году, во время археологических раскопок. Тогда ученые обнаружили постройки и предметы быта живших там людей и могли бы еще найти, если бы финансировались раскопки.
Серьезный урон истории Чинги-Туры нанесло строительство стадиона «Геолог» в 1964 году. Советскому руководству не было дела до археологических изысканий в те годы, да и сейчас особо никому это не надо. Я не прошу сносить частные дома и строить там Тюменский острог, но не сделано даже малейшее упоминание, что вот в этом конкретном месте зародилась Тюмень. Это могло быть магнитом для тех, кому интересна история освоения Сибири, история татар и сибиряков. Пока у нас только один крест памяти Ермаку и его товарищам у областного военкомата. Вот это достойный ответ благодарных потомков!
Справедливости ради упомяну, что я видел здоровые подвижки в развитии места, где начиналась Тюмень. Этим летом я был на презентации проекта преобразования набережной Туры, и там специалисты из архитектурного бюро «Ист» предложили идею небольшой часовни в память взорванной большевиками в 30-е годы Благовещенской церкви. А еще создание за Троицким монастырем небольшой исторической деревни, которая бы показала, какой была Тюмень в давние времена. Интересная задумка, будет ли реализована?
Уничтожение истории при согласии «экспертов»
А пока мы видим планомерное уничтожение мест, где при желании можно было раскопать предметы быта и другие исторические ценности. И всегда прибегает тюменский чиновник с бумажкой, на которой написано, что в этом месте нет археологических ценностей. Почему? Потому что эксперты так сказали. Так эксперты разрешили стройку в логе реки Тюменки, снос бывшего уездного училища на Семакова, 10 — одного из самых старых зданий Тюмени. Историки говорят, что училище посещал писатель Петр Ершов. С одной стороны, первый заместитель председателя областной думы Андрей Артюхов везде продвигает «Конька-горбунка» Петра Ершова, а с другой стороны, у нас сносят старейшее здание, где работал этот Ершов. Ничего не смущает? В свое время разрешили снос круглой бани, но, благо, одумались под общественным давлением. В остальном случае никто не может помешать уважаемым людям заниматься строительством на потенциально туристических местах, пропитанных историей Тюмени.
Вместо этого мы построим огромный музей «Россия — моя история», на который потратили 600 миллионов, где вам на экранах и с помощью проекторов покажут текст и картинки. Это же важнее материальной культуры и истории, которыми обычно гордятся музеи других городов. Нам интереснее картинки и бутафория. Тот же Музей Ельцина в Екатеринбурге, помимо визуальных экспонатов, имеет материальные исторические предметы эпохи, о которой он рассказывает. Картинки можно посмотреть в интернете.
В могилах больше истории Тюмени
Если на археологические раскопки и строительство объектов, рассказывающих про историю города, денег у нас нет, то есть другой простой пример рассказать о Тюмени — это кладбища.
На территории города есть два кладбища, в которых истории можно найти больше, чем во всём музее «Россия — моя история». Как выглядят старейшие кладбища Тюмени? Зимой завалены снегом, а летом — пухом, который горит. Этим летом я побывал на Парфеновском кладбище. Это произошло спустя неделю после пожара из-за пуха. Тогда я видел, как горит земля вокруг старых купеческих могил.
А вы знаете, что только на Парфеновском кладбище лежит около 13 градоначальников Тюмени? Могилы стоят друг на друге, поэтому его можно назвать многослойным: на царских могилах — советские, а на советских — уже более поздние. Десятки могил купцов, их родных и близких просто закопаны в землю, и спасают их от небытия энтузиасты. Например, автор проекта «Музей тюменских историй» Оксана Усманова.
Что скрывает одна лишь деталь
Оксана Усманова показала мне могилу двух мальчиков — это дети Панфилова. Только за одной фамилией скрывается огромная история Тюмени.
Панфилов построил винокуренный завод в Тюмени, открыл школу. Его маслодельня была первая в Сибири. В жены он себе взял шотландку Энн Вардроппер, которая впоследствии стала Анной Панфиловой. Ее семья — подданные Великобритании.
Вардропперы приехали в Тюмень в конце XIX века. Отец семейства Роберт вместе с сыновьями Эдвардом и Джеймсом основал в деревне Жиряково Тюменского уезда судостроительный завод. Благодаря «иностранным инвесторам» Тюмень стала центром уральского судостроения. Семья вложила большие деньги в исследование тюменского края, организовывала экспедиции. Вкладывали средства в краеведческий музей.
Энн Вардроппер — дочь Джеймса. Она родилась в городе Домбартон в Южной Шотландии. Со своим будущим супругом Алексеем Панфиловым Энн познакомилась в Екатеринбурге. Тюменское масло, производимое Вардропперами, поставлялось в Англию, Германию и Швейцарию. Качество было такое, что Европа покупала его у нас, а не мы у нее.
Столько истории в одной могилке! А таких только на Парфеновском кладбище десятки историй, которые раскрывают Тюмень, показывают, через что она прошла и какой была. Город, напитанный судьбами купцов, революционеров, советских первооткрывателей и современных людей. Неужели всё это сводится только к тому, чтобы показать туристам аквапарк, горячие источники и знаменитую четырехуровневую набережную? Вся история Тюмени скукожилась только в это? На аквапарках туризм не построишь.
Что можно сделать с этим? Потенциал Тюмени огромен, и мы его тратим на попсу. Да, горячие источники — важная составляющая туризма, но за красивой оберткой конфеты должна скрываться не пустота, а душа тюменцев, сформированная многими поколениями ее жителей.
Для этого требуется вложение денег в исследование истории Тюмени, раскопки, изыскания, пополнение коллекций. Надо привести в порядок тюменские кладбища и придать им вид памятников. История тюменских купцов требует отдельного современного музея. Существующие в городе музейные комплексы хороши, но надо проводить планомерную работу с поддержкой власти. На одних энтузиастах и увлеченных это не вытянуть.
Вот она, память предков, которую тоже надо оберегать. Именно насыщенность Тюмени историей станет привлекать туристов, а не аквапарк, где танцевала Бузова.
Согласны с автором?