Город Скандальное строительство в логу реки Тюменка интервью Какая угроза нависла над логом реки Тюменки и зачем нужна история: интервью с профессором археологии

Какая угроза нависла над логом реки Тюменки и зачем нужна история: интервью с профессором археологии

Наталья Матвеева — о состоянии науки в Тюмени и отношении власти к истории города

Профессор Наталья Матвеева более 40 лет занимается археологическими исследованиями. Она почетный работник высшего профессионального образования РФ 

Третий год в Тюмени бурлят обсуждения вокруг лога реки Тюменки и его исторического значения для города. Всё из-за решения властей построить на его месте студенческое общежитие.

Во время споров вокруг общежития часто вспоминают значение лога как места, где появилась Тюмень. Останки прошлого до сих пор находятся под ногами его жителей, но интерес к нему катастрофически мал.

То, что скрывает земля Тюмени, хорошо знает профессор кафедры археологии Тюменского государственного университета Наталья Матвеева, посвятившая десятилетия изучению истории. В интервью сайту 72.RU она рассказала, почему в Тюмени не ведутся археологические исследования, что скрывает Царево городище и чем угрожает строительство нового общежития в логе реки Тюменки.

Раскопки в Царевом городище


— Когда вы в последний раз проводили раскопки в Царевом городище?

— Это был 2011 год. Тогда земля из государственной передавалась в частную собственность. Государство от лица департамента по охране памятников оплатило раскопки, а потом продало землю бизнесмену. Сейчас на этом месте — на Энгельса, 12 — стоит красивый особняк.

— Какие результаты раскопок?

— Раскопки были очень интересные. Мы обнаружили следы караванной торговли, монеты, датируемые XIV веком.

— Вы раньше говорили, что Чимги-Тура не внесена в список археологических памятников Тюмени. А сейчас что?

— Она и сейчас не внесена. Исторический культурный слой включили в список в 1990 году. Потом снова издали документ, где Чимги-Туры нет в списке археологических памятников

«В чем причина? Хотим строить бесконтрольно и продавать землю в центре города»

Дело в том, что археологические памятники — это государственное наследие федерального значения. Если они стоят на федеральном контроле, то их просто так не продашь. Участками с культурным слоем и древностями могут владеть частные лица на условиях ограничения прав. Им при покупке участка должны прописываться обязанности за свой счёт проводить археологические раскопки.

Особняки в Царевом городище построили после того, как ученые провели там раскопки. После 2011 года никаких исследований района не проводилось

— То есть, если у меня есть участок на Царевом городище и я решил построить большой дом, нужно за свой счет провести раскопки, так как там точно есть древности? Верно?

— Раньше вся эта земля у собственников была в аренде и принадлежала государству. Археологи могли прийти и провести раскопки. Сейчас часть земли в частной собственности. На владельцев должны были налагаться обременения (на собственника налагаются обязательства по сохранению и использованию участка, представляющего историческую ценность. — Прим. ред.), но это в Тюмени не делается, что незаконно.

— Археологи должны контролировать это?

— Нет, археологи выступают только в роли специалистов. Они действия городских властей не могут контролировать.

Раскопки в Царевом городище в последний раз проводились только в начале прошлого десятилетия. После этого историческую территорию никто не изучал

— А если под моим огородом какой-то древний дом?


— Всего этого и боятся жители Царева городища. Вдруг там что-то найдут, и кто-то им помешает вырастить урожай морковки или картошки, приедут археологи и будут раскапывать.

— Они могу препятствовать археологам в этом деле?

— Конечно, могут — повесят замок на дверь и посадят собаку. Это незаконно, раз у нас все археологические находки принадлежат государству, но совладать с этим сложно. Полиции не до охраны культурных ценностей. Мы говорим с ними на разных языках. Они знают, что есть культурные ценности, есть законы, по которым уничтожать их — это уголовное преступление. Знают, но делать ничего не собираются.

Почему Тюмень не изучают


— Строительство домов в исторических местах Тюмени началось же в советское время и раньше. Почему раньше никого не интересовало, что под ногами есть история?

— Понимаете, археологов в стране — 700 человек. Это профессия, которая не чревата большими капиталами. Мы работаем на общество, и оно наш работодатель. Археологов мало, потому что это сложная профессия, связанная с физическим трудом. Мы же в земле работаем. Есть институты, где по 100–120 человек трудятся, — в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Владивостоке. Это 400 человек, а остальные 300 работают в 80 субъектах страны. Получаем по 3–4 человека на область. Я начинала работу в 1978 году. Тогда таких, как я, было 1–2 человека. Мы не могли во всех местах оказаться. Где-то распахивали курганы, а где-то на древнем поселении поставили молочно-колбасный завод или прокладывают дороги.

Изделия эпохи бронзы из памятников юга Тюменской области

— Много ли в Тюмени мест, которые нуждаются в исследовании, но их никто нормально не изучал?

— Да, парк Гагарина, например. Там были поселения и курганы. Это тоже разрушается. Там проводились только «булавочные» исследования. А в зонах новостроек, согласно закону ФЗ-73, раскопки обязаны оплачивать строители, а администрация области должна заставлять их это делать.

— На изучение древностей выделяются большие деньги?

— Денег специально на изучение археологии Тюмени не выделяется. Это средства вузов. Естественно, что работниками являются студенты или практиканты. Министерство науки и образования платит специалистам не для того, чтобы археологи что-то спасали от уничтожения, а за научные идеи изучения прошлого — чтобы на базе этих работ выходили статьи и книги. Вот я езжу на раскопки изучать гуннов и мадьяр, за это зарплату платят. Также на выделяемые деньги могу книгу опубликовать. Раньше комитет по охране памятников закладывал деньги на раскопки.

«В последний раз научные раскопки нам оплачивали в 2012 году — это были раскопки в Тобольске. Потом пришли другие руководители»

А в Кургане, кстати, ведутся работы из года в год.

— В Кургане ведутся, а у нас нет?

— Да, там три программы. Наш Вадим Шумков (врио губернатора Курганской области, бывший замгубернатора Тюменской. — Прим. ред.) оплачивает их для выявления древностей в Курганской области, создания музеев, туризма. Курганские археологи говорят, что до него денег почти не выделялось, а сейчас стало больше.

Про лог реки Тюменки


— Сейчас много говорят про лог реки Тюменки. Если во время строительства там наткнутся на древности, то что будет происходить?

— Они точно наткнутся на что-то, но сделают вид, что ничего нет. У нас и раньше всё рушили и строили дальше. Вот здание на Ленина, 2 (где находится гостиница «Спасская». — Прим. ред.) — оно построено на краю Тюменского острога совершенно без всякого археологического изучения. Когда здание начали строить, мы им писали, что надо провести раскопки, но нас проигнорировали.

«Мы писали жалобы, но раскопки всё равно не провели. Всю землю вычерпали и вывезли всё на помойку вместе с находками»

Лог реки Тюменки

— Что может уничтожить застройка общежития в логе реки Тюменки?

— Нам интересны сохранившиеся участки культурного слоя. Не нижняя часть лога, а зона подъезда с улицы Перекопской, куда собираются завозить строительные материалы. Это же культурный слой Чимги-Туры. Какая-то часть исторической застройки должна быть под автостоянкой за зданием университета на Перекопской, 15а. Также раскопки следует проводить со стороны улицы Фридриха Энгельса. Там еще в древние времена жили татары, и они оставили большой культурный слой.

— Заказчики провели экспертизу культурного слоя в зоне строительства?

— Нет, хотя по закону должны были это сделать. Это диктует не только закон об охране памятников, но и градостроительный кодекс. Они знают все законы, но уже всё спроектировано без археологии.

Остатки землянок в Царевом городище

— Какая претензия к проекту общежития?

— Этот проект сделан некачественно, он не учитывает интересов изучения исторической части города. Всякое деяние должно наносить не вред, а, наоборот, пользу. Мы бы, проведя раскопки в зоне строительных работ, сдали все найденные ценности в тюменский музей. Например, после наших раскопок в Тобольске в краеведческом музее был сделан фрагмент частокольной стены.

Так будет выглядеть новый студгородок ТюмГУ

— В комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области заявили, что нет археологической ценности у этой территории. Правдиво ли это?

— В этот проект вложили акт, данный комитетом, что на территории строительства есть только архитектурные памятники и никаких археологических. Никто работ по исследованию археологии не проводил, но при этом заявляют об отсутствии памятников — значит, лгут. Акт же кем-то подписан, каким-то архитектором, да? Он же знал, что, кроме архитектуры, есть ещё и археология, но подписал. Считаю, это фальсификация. Я же не подписываю документы по гидрологии.

— Вы пытались связаться с проектировщиками лога реки Тюменки и рассказать о том, что на территории есть археологические памятники?

— Я звонила в Тюменьгражданпроект, просила встречи, но мне секретарь сказала, что меня не примут ни в каком случае. Категорически не хотят говорить.

— Как аргументируют это?

— Говорят, что заказчик таких задач не ставил.

«Археологов даже не подпускали близко к проекту»

«История под ногами, но она не нужна»


— Зачем нужны археологические находки для Тюмени?

— У нас музей пустой, без исторической экспозиции. Ничего нет по истории города. У нас некуда прийти, негде посмотреть, где стоял наш город, какие там находки. В наших музеях ничего не выставлено! А ведь уже доказано, что Тюмень построена не на пустом месте, здесь были деревни в VI–XII веках, в XIV веке уже существовала столица Чимги-Тура. На европейских картах она обозначена. Наш известный журналист Анатолий Омельчук фильм снял по Тюменское ханство и хана Тохтамыша, посмотрите в YouTube.

Расчищенное погребение из курганного могильника Гилево-2 в Заводоуковском районе

— Что можно найти при раскопках в центре Тюмени?

— У нас под ногами, вообще-то, столица древняя. Всего два государства в Сибири существовало до прихода русских: Сибирское ханство и Киргизский каганат. Это вершина местного культурного развития. А мы не знаем о нем и знать не хотим о нашем прошлом.

«Я совершенно обоснованно говорю, что у нас политика близорукая, потому что не работать в интересах своего края — это позор»

Это и экономически невыгодно, потому что развитие археологии ведет к пропаганде достопримечательных мест, того же туризма, а туризм — это деньги. Все страны это делают. Сибирь — очень богатая земля со своими древними цивилизациями. Просто такую якобы бедную некультурную землю легче грабить. Если мы хотим, чтобы наши внуки жили здесь, то мы должны создавать богатую культурную среду.

Раскопки в Тобольске в 2012 году у кремля

— Чем грозит потеря истории Тюмени?

— Человек же не только хлебом сыт хочет быть. Ему хочется иметь какие-то другие ценности в жизни. Если нет культурной среды, театров, музеев, то незачем тут жить. Гордиться и стремиться будут все в Москву.

Конфликт из-за лога Тюменки — кратко

Конфликт из-за лога реки Тюменки начался после того, как стало известно о планах строительства на его месте общежития ТюмГУ. В конце прошлого года после общественных обсуждений отменили закупку на строительство кампуса в логу реки Тюменки. Проектную документацию отправили на доработку. Тюменцы были возмущены, что, принимая решение о строительстве кампуса в логу реки, чиновники заручились поддержкой студентов, но не учли мнение местных жителей.

Читайте также о Царевом городище, которое стоит на месте бывшей столицы татарского ханства Чимги-Туры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем