Город Меняя лица городов спецпроект Здесь делали известное на всю страну пианино «Тюмень». История фабрики, которую возрождает молодежь

Здесь делали известное на всю страну пианино «Тюмень». История фабрики, которую возрождает молодежь

В 90-х от былого предприятия ничего не осталось. Рассказываем, что на его месте сегодня и почему оно живет

Бывали в этом здании на Молодёжной, 74, стр. 4? С дороги его не видно, поэтому далеко не каждый тюменец знает о его существовании

Торговые центры, многоэтажки, новые комплексы — многие из них стоят на месте некогда известных и огромных предприятий, которые в 90-е годы были приватизированы и обанкрочены. Большинство из них просто сносят. Однако есть и те, которые пытаются сохранить, пусть и не в формате производства. Таким местом в Тюмени стала фабрика на улице Молодёжной, в стенах которой когда-то производили пианино «Тюмень» и мебель, а сегодня это кластер с модными студиями, заведениями и своим кинотеатром. Креативная молодежь попыталась сделать это место воодушевляющим. Но не всё получилось, как рассчитывали создатели проекта.

Фабрика на краю города

В 1939 году на окраине Тюмени в районе Крестьянских мест появляется новое предприятие. Артель «20 лет Октября» производила деревянную резную мебель и вила веревки. Во время войны фабрику перепрофилировали: стране нужны были лыжи, обозы для фронта и костыли для госпиталей.

Если сравнить карты от 1941 и 1950 года, то можно заметить, как разросся район и поменялось название предприятия

В 1955 году артель переименовали в «Мебельную фабрику № 2», которая до 1961 года продолжала изготовлять деревянную мебель. Бывшие сотрудники предприятия вспоминают, что его территория была очень большой: от улицы Молодёжной до Демьяна Бедного. Там были собственная лесопилка и железнодорожная линия, по которой материалы доставлялись в цеха.

Артель — основная форма производственного объединения граждан для ведения коллективного хозяйства на базе обобществления средств производства.

Тюменское пианино для маэстро


В начале 60-х предприятие меняет направление деятельности и становится Тюменской фабрикой клавишных инструментов. Там начинают производить полированные пианино «Тюмень» и «Ноктюрн».

— Я жила с родителями в частном доме прямо на территории фабрики. Папа там проработал больше 40 лет. Сначала на конях возил брус, а заканчивал уже на тракторе. Было, кажется, четыре жилых дома для рабочих. У нас был свой клуб, там показывали кинофильмы. Когда я была маленькая, я бегала туда их смотреть за 10 копеек. На территории раньше было болото, в детстве мы плавали по нему на плотах. В него забивали сваи и в более-менее сухое время года хранили на них пиломатериал. В 80-е годы его засыпали, — рассказала редакции Наталья, бывшая работница фабрики с 40-летним стажем.

Музыкальные инструменты создавались в Тюмени 25 лет: на них обучилось целое поколение советских детей. Одним из них был и народный артист России Денис Мацуев. Впервые за пианино «Тюмень» он сел в три года и учился на нем десять лет. Известный музыкант стал лауреатом международного конкурса имени Чайковского, играя именно на тюменском инструменте.

Раньше такое пианино стоило 526 рублей 50 копеек. Средняя зарплата в то время была в районе 130 рублей

Сегодня тюменское пианино можно найти разве что в музее. Один из экспонатов сохранился у Сергея Киверина, директора одной из старейших мебельных фабрик Тюмени «Заречье». Он организовал небольшой музей истории местного мебельного производства.

— Это пианино тюменского производства принадлежало одному из первых директоров фабрики клавишных инструментов. Мне передал в музей его сын. Оно огромное и очень тяжелое, но качество великолепное. Если настроить, то можно играть и сегодня. Оно стоит у меня как напоминание о том, насколько была развита деревообработка в Тюмени, что могли создавать даже музыкальные инструменты. Были все возможности, хорошие мастера, технологии, но всё осталось в прошлом. Эта фабрика исчезла на моих глазах, как и большинство тюменских заводов: началась перестройка, и всё посыпалось, — вспоминает Сергей Киверин, владелец частного музея истории мебели.

Та самая гравировка «Тюмень»

Из триумфа в упадок

Фабрика клавишных инструментов была реорганизована в Тюменскую мебельную фабрику в 1986 году, а в 2002 году — в общество с ограниченной ответственностью. Территория производства за 82 года существования сильно уменьшилась. В СССР она включила в себя и место, где сегодня построены ресторанно-гостиничный комплекс «Урарту», часть гаражного кооператива на Демьяна Бедного, склады и хозяйственные постройки на Молодёжной. Кусочки земли потихоньку отчуждались советской властью, а в 90-е были приватизированы и распроданы разным людям.

Старые цеха сейчас арендуют другие предприятия, но более мелкие

Так, постепенно лишаясь корпусов, предприятие перестало заниматься производством. Последние крупные заказы фабрика получала от администрации города. С 2016 по 2018 год они заключили восемь госконтрактов на поставку мебели в образовательные учреждения и детские сады Тюмени.

Сегодня ООО «Тюменская мебельная фабрика» сдает в аренду несколько цехов и офисы. Ее генеральным директором с 1993 года является Ольга Текутьева. Женщина также владеет фирмой, специализирующейся на строительстве зданий и оптовой торговле строительными материалами. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2020 году ООО «Тюменская мебельная фабрика» заработала всего 241 тысячу рублей чистой прибыли.

У компании остался крохотный офис, в котором работают семь человек

Лофт-проект, вдохновленный Москвой

В 2000-е годы мебельная фабрика пыталась заниматься изготовлением мебели на заказ, но вскоре начала сдавать в аренду цеха для других предприятий. Позже бывшие производственные помещения начали сдавать под офисы. Там не было ни ремонта, ни коммуникаций. В 2013 году туда впервые заехало творческое пространство Fabric Bar, которое существует и по сей день. Это было место, куда можно было прийти пообщаться, посмотреть фильмы, послушать живую музыку.

Владельцы всё делали за свой счет

Через пару лет известный тюменский дизайнер Андрей Власов арендует весь второй этаж для реализации проекта «Фабрика». Идею подглядели в столице: на месте бывшего хрустального завода открыли креативное пространство — дизайн-завод «Флакон». Здания предприятия с помощью инвесторов привели в порядок и отдали резидентам: художникам, дизайнерам, модельерам, фотографам, мастерским и т. д. Заброшенная территория превратилась в настоящий культурный центр района. Это вдохновило и тюменских ребят, ведь в городе так много никому не нужных зданий.

Советское предприятие заиграло новыми красками: была надежда его возродить
В проект вкладывали только свои деньги: сделали ремонт, провели интернет. Фасад расписали в сотрудничестве с художниками проекта «Морфология улиц»

Одно из известнейших заведений в «Фабрике» — бар «Творчество» — открылось только в июне 2017 года. Его владелец Дмитрий Рылов вспоминает, как впервые увидел здание и территорию.

— Не было асфальта, везде была грязь и валялся строительный мусор. Я выбрал место на первом этаже, открыл тяжелую железную дверь, а там был земляной пол, отсутствовали коммуникации. Тогда я сказал: «Здесь будет бар!» — рассказывает Дмитрий.

Ремонт делали два месяца. Была задача максимально сохранить антураж старой фабрики
Ребята рассказали, что использовали строительный мусор, который валялся внутри помещения. Например, из старых труб сделали светильники

— В первый год работы мы прокладывали нашим гостям путь из деревянных поддонов, чтобы они могли дойти до бара через эту грязь. Сейчас мы построили террасу, а еще планируем барбекю-бар и качели. Вопрос немного затянулся по финансовым причинам, — добавил владелец бара.

Сегодня в самом большом здании бывшей фабрики арендуют офисы 24 организации. Среди них есть фотостудия, кофейная компания, мастерская керамики, модельное агентство, бар и несколько цехов по производству мебели.

Этот кудрявый парнишка обжаривает зеленый кофе. Компания продает кофейные зерна по всей Тюмени
А этот офис арендует фирма, которая исполняет детские мечты: изготавливает домики для кукол
А это небольшое крыло здания, где нет творческих пространств. Например, здесь занимаются ремонтом стиральных машин

Со временем всё затихло

Несмотря на то что в Москве лофт-пространства на территории бывших предприятий были реализованы вполне успешно, в Тюмени этого не повторилось. Спустя год после въезда первых арендаторов большая часть из них перестала работать. Бизнесмены уверены, что хорошее финансирование в самом начале разработки проекта помогло бы создать уникальное место. Но со временем вкладывать деньги никто не хотел.

— Искали инвесторов среди частных компаний и бизнесменов, просили о помощи администрацию города. Рассматривали варианты оплаты аренды или покупки здания. Но ничего не вышло. Инвесторам нужен полный контроль за нашим бизнесом, имуществом. Это притом, что мы заехали сюда, в цех, с голыми стенами. Мы всё делали сами, платили из своего кармана, — считает Михаил Никифоров, владелец лофт-пространства «Наше место».

Несмотря на сложности, есть компании, которые проработали здесь уже больше пяти лет

В 2017 году несколько офисов затопило дождевой водой. Ливень и порывистый ветер сорвали профнастил с крыши, и вода бежала через плиты на пололке прямо в кабинеты. Михаил вспоминает, что тогда многие хотели съехать, но остались. Руководство фабрики пошло на уступки и помогло устранить последствия. Но большая часть невзгод всё равно падает на плечи бизнесменов.

— Особенно тяжело нам сотрудничать с властями. С администрацией города невозможно взаимодействовать, если ты просто хороший деятельный человек. Нас везде встречают ограничения и условия. В Тюмени есть столько пустующих зданий, но их лучше так и оставят стоять, чем сдадут в аренду малому бизнесу. Нам очень тяжело, никакой поддержки нет. У меня мебельное производство, а я даже не могу купить фанеру, которую производят на фанерном заводе в Тюмени. Они отгружают только от одной фуры. За полгода еще и материал подорожал в три раза, — рассуждает Артём Техненко, совладелец магазина мебели Skog konstruktor.

— Мне кажется, что самое значимое отличие нашего проекта от московских в том, что мы всё делаем только на свои деньги. Их же поддерживают инвесторы, всё делают комплексно. В столице люди понимают, зачем городу общественные пространства и какое они имеют значение. В Тюмени пока, к сожалению, нет, — отметил Дмитрий Рылов.

Место интересное и колоритное

Молодые предприниматели считают, что проект «Фабрика» реализовался меньше чем на половину. А значит, есть надежда, что он будет развиваться и жить.

Что мы еще писали о бывших заводах?


В конце 2020 года в Тюмени снесли здание, которое когда-то принадлежало станкостроительному заводу. В последние годы в нем арендовали помещения предприятия малого бизнеса. Здесь появится элитный жилой комплекс «Машаров». О его истории, которая изменила жизнь города, мы писали здесь. Многоквартирные дома появятся и на месте бывшего КСК (камвольно-суконного комбината) в районе улиц Республики и Воровского. Вспомнили, каким было это предприятие, и посмотрели, что от него осталось к осени 2020 года.

Другой завод с полувековой историей выставлен на продажу за 1,8 миллиарда рублей. Участок в 23 гектара покупатели могут дробить и застраивать жилыми домами. Производство медоборудования несколько лет назад переехало в Москву.

Перемены произошли и в облике другого известного советского здания — ТЦ «Океан». Мы решили вспомнить, что особенного в этом магазине, что помнят о нем тюменцы и почему советский магазин стал причиной уничтожения чего-то более прекрасного.

Старые заводы и фабрики Тюмени: сносить или сохранять?

Сохранять вместе с производствами
Сохранять и создавать там креативные площадки
Равнодушен к старым зданиям
Сносить и строить современные здания
Сносить и разбивать на их месте парки и скверы
Напишу свое мнение в комментариях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем