Уват — отдаленный поселок Тюменской области. Его разделяет река, люди живут на левом и правом берегах. На одном, насколько это возможно, кипит жизнь. Второй застрял в далеком прошлом. Жители ждут, что всё изменится с появлением здесь моста. Но пока — одни разговоры об этом. Как несуществующий мост разделил жителей на два лагеря? И почему в Увате только разговоров, что о мосте? Читайте в колонке тюменского студента Михаила Кучёмко. Он впервые побывал в этом районном центре и делится своими наблюдениями. Далее — от первого лица.
25 марта в семь часов утра с фотоаппаратом в руках и сумкой на плече я запрыгнул в поезд Москва — Нижневартовск. Спустя шесть часов сонной поездки оказался на маленькой станции Юность-Комсомольская в поселке Туртас. Оттуда пересел на такси и помчал в сторону загадочного поселка Уват. Почему загадочного? А потому что деревня уже восемь лет усеяна слухами о строительстве моста. Так, в 2013 году появилась новость о том, что администрация поселка намеревается построить его за 5 миллиардов рублей. С тех пор разговоры о мосте здесь не умолкают.
По дороге таксист рассказал мне, что поселок разделен на два берега — правый и левый. Сельчане называют эти части «старый» и «новый». Администрация поселка, военкомат, отдел МВД и МЧС размещены на новоиспеченной земле.
Здесь же возводится новая школа и строятся новые микрорайоны с малоэтажной застройкой.
А вот на противоположном берегу время будто бы остановилось. В воздухе витает запах советского консерватизма. Школа, открытая еще в 70-х, изваянная белым кирпичом администрация поселка с музеем на четвертом этаже.
Уватчане могут похвастаться наличием водного транспорта. Летом и осенью жители преодолевают Иртыш при помощи паромов. Весной бороздят водные просторы на воздушной подушке.
— Он уже три года стоит! Его давно обещают, — именно такими выражениями на мой вопрос о строительстве моста ответили стоявшие на перроне автовокзала женщины.
Они встревожены скользким льдом на переправе.
— По льду я боюсь. Я в тот раз пошла, а он же потрескивает. У меня ноги аж трясутся, — сказала бабушка.
Женщина, стоявшая рядом, сразу же вспомнила, как несколько лет назад помогла упавшей сельчанке перейти переправу:
— Никто не подошел, все прошли мимо! Там льдина на льдине была. Подошла, подняла, увела на ту сторону.
«Мост нам не нужен, мы работу потеряем!»
Судоремонтник Сергей не видит выгоды в возведении путепровода:
— Да смысла, наверное, нет ради 5 тысяч человек мост строить.
Строительные достижения последних лет вспоминает с грустью:
— Крым сейчас маленько построим, там потом до нас, может, дойдет что-нибудь. Если еще земли не прихватим немножко у кого-нибудь. Тогда Чечню строили, потом Олимпиада. А мы к этому времени уже сдохнем.
— Космические корабли бороздят просторы Вселенной, а у нас нет моста. Вот в чем суть, — во вселенских масштабах оценивает проблему Дмитрий, администратор пекарни «Мамин хлеб».
— Смысл его? Какой-то стратегический объект или что? — считает машинист скорой медицинской помощи Алексей. Он не видит необходимости пересекать реку на неотложках, так как реанимобили расположены на двух берегах.
— Мне кажется, все жители Увата хотят мост, не только я, — считает местная жительница Майя. Ее не устраивает работа переправы в ночное время суток. — Ночью тяжело, один паром работает. Я осенью приехала из города, и мне пришлось 40 минут стоять просто у речки.
Позиция администрации
В 2013 году главой муниципального образования был Юрий Свяцкевич. Он отказался давать комментарий. Ситуацию прокомментировал главный редактор газеты «Уватские известия» Валентин Поспелов:
— При помощи вливаний со стороны нефтяников хотели дорогу сделать в асфальтовом исполнении, которая полностью бы проходила не только с юга на север по району, но и с востока на запад. И она должна была выйти через Нижнюю Тавду на Ханты-Мансийский округ. Просто сама идея строительства дороги с востока на запад — она была. Но в связи с тем, что нет инвесторов, нефтяники не готовы вкладывать в эти дороги. Плюс на Алымке месторождения мелкие. И, соответственно, здесь строительство посчитали нецелесообразным.
Идею строительства моста он считает утопичной:
— У нас 95 процентов населения и практически 90 процентов всей экономики находятся на правобережной части. Вот, считайте, вся промышленность здесь сосредоточена. Здесь две крупные железнодорожные станции — Демьянка и Юность-Комсомольская. Плюс находятся две компрессорные станции — Туртаская ПНГ и на Демьянке. Расположены три нефтеперекачивающие станции — Уватское, Демьянское и Мугенское. Дорожные предприятия тоже здесь, которые обслуживают всю федералку. У нас сейчас на правобережье развивается поселок новый. Есть проект. Школу будут сдавать в этом году. Ну пусть там проживает, допустим, 3 тысячи. Из 20 тысяч — 3 тысячи там. Из-за 3 тысяч стоит строить?
Валентин Тимофеевич положительно оценивает переправу:
— Первоначально были паромные сообщения платные. Сейчас паромная переправа бесплатная. Она, по-моему, входит в региональную транспортную структуру, это региональные дороги. Бесплатно машины все возят. Людям это финансово незатратно. Три парома ходит, то есть движение четко отрегулировано.
Мнения людей разнятся, как два берега. Каждый тянет свою правду. Кажется, моста не будет, пока жители не сойдутся в едином решении. В первую очередь, от уватчан зависит, на чем завтра они доберутся до работы.
Вы бывали в Увате?
Почитайте, как тюменец бросил бизнес в Тюмени ради моря — он уехал в Сочи. Какие плюсы жизни в этом городе, а какие минусы — читайте в авторской колонке. А тюменка вообще пошла на отчаянный шаг — в разгар пандемии она вместе с детьми переехала в Португалию.
У нас выходил большой репортаж про тюменское село, которое будто застряло в XIX веке — ни света, ни связи. В Кускургуле люди охотятся и собирают ягоды, как 100 лет назад, и ждут, когда к ним придет цивилизация. Читайте также репортаж из Салехарда, в котором люди до сих пор спят в бочках. Как живет бедное население города с самыми высокими зарплатами в стране? В тексте Елены Леушиной.