Город мнение Что не так с общественным транспортом в Тюмени и как это изменить — колонка урбаниста

Что не так с общественным транспортом в Тюмени и как это изменить — колонка урбаниста

Тюменец считает, что его идея поможет сделать поездки на автобусе удобнее

Аркадий Каюгин предложил свое видение системы общественного транспорта в Тюмени | Источник: Аркадий Каюгин, Ирина ШароваАркадий Каюгин предложил свое видение системы общественного транспорта в Тюмени | Источник: Аркадий Каюгин, Ирина Шарова
Аркадий Каюгин предложил свое видение системы общественного транспорта в Тюмени
Источник:

Тема общественного транспорта волнует тюменцев. Одни жалуются, что в их районе недостаточно автобусов, а другие недовольны тем, что у них убрали привычный им маршрут. Активист «Городских проектов» Аркадий Каюгин проанализировал тюменскую транспортную сеть и предложил свой взгляд на то, как ее улучшить, чтобы она была удобна всем.

Урбанист Аркадий Каюгин считает, что после снятия ограничений из-за коронавируса город может столкнуться с перегрузкой общественного транспорта, поэтому предлагает изменить существующую систему движения автобусов. Как это будет работать — подробнее читайте в колонке.

Что не так с автобусами в Тюмени

Мы уже писали про то, что не так с тюменским общественным транспортом по мнению экспертов. Если кратко: в Тюмени очень запутанные и непрямолинейные маршруты и достаточно высокое среднее время ожидания. И это всё при достаточно высоком комфорте самих автобусов и минимальном среднем возрасте подвижного состава среди всех городов России. Среди минусов тюменского общественного транспорта «отсутствие прямых и быстрых маршрутов» отметили около 50% опрошенных. Почему же так получается? Это легко объяснить. За последние полтора десятка лет город вырос значительно. Маршрутная сеть тоже выросла, но в основном за счет удлинения маршрутов и появления на них причудливых петель. Вы только посмотрите, какие вензеля выписывает на карте маршрут № 45.

Маршрут № 45 | Источник: 2gis.ruМаршрут № 45 | Источник: 2gis.ru
Маршрут № 45
Источник:

На этом маршруте работает 30 маршруток (официально — автобусы малой вместимости). Длина маршрута — 55 километров. Можно напрямую доехать от улицы Созидателей в Тюменской слободе до «СитиМолла» и ЖК «Звёздный городок». При этом от улицы Республики до «Звёздного городка» маршрут № 45 полностью повторяет маршрут автобуса № 54. Очевидно, что 45-й пользуются в основном жители Тюменской слободы и района Комарово, для того чтобы добраться до одной из центральных улиц и дальше поехать с пересадкой. В общем, это пример того, как прокладывать маршруты точно не надо.

А как надо? Нужна двухуровневая система общественного транспорта с быстрыми и частыми магистральными (или «каркасными») маршрутами, по которым ходит в идеале трамвай, троллейбус, ну, или хотя бы автобусы большого и очень большого класса по выделенным полосам. Районные или подвозящие маршруты работают внутри районов и подвозят пассажиров к крупным пересадочным пунктам. На них могут работать автобусы малого, среднего или большого класса — в зависимости от пассажиропотока.

Вот как, например, выглядит схема общественного транспорта Братиславы (в агломерации живет 700 тысяч человек, чуть меньше Тюмени).

Схема общественного транспорта БратиславыСхема общественного транспорта Братиславы
Схема общественного транспорта Братиславы

Здесь цветом показаны магистральные маршруты, а серым — вспомогательные районные маршруты.

Конечно, без пересадок в такой схеме не обойтись, но когда речь идет о сокращении времени в пути, пассажиры готовы на пересадки, особенно если они будут бесплатны.

Результаты социологического опроса (данные «Городских проектов в Тюмени») | Источник: Аркадий КаюгинРезультаты социологического опроса (данные «Городских проектов в Тюмени») | Источник: Аркадий Каюгин
Результаты социологического опроса (данные «Городских проектов в Тюмени»)
Источник:

До недавнего времени в Тюмени был пример почти идеального подвозящего маршрута — № 12.

Маршрут № 12 | Источник: 2gis.ruМаршрут № 12 | Источник: 2gis.ru
Маршрут № 12
Источник:

Этот маршрут связывал Заречные микрорайоны с центром. Протяженность маршрута — 8,6 километра, на нем работало 4 автобуса малого класса. Вполне неплохо для подвозящего маршрута. Но с первого января 2021 года этот маршрут закрыли.

А вот 45-й маршрут, конечно, надо делить. Как минимум на два маршрута меньшей протяженности. При этом можно будет сократить и время ожидания, и общее время в пути до пересадки.

Вот, например, как мог бы выглядеть кратчайший маршрут «ул. Созидателей — Газпром» в прямом направлении (показан красной линией). Длина маршрута — 8,2 километра, прямолинейность — 1,0 (максимально возможная).

Предлагаемый маршрут «ул. Созидателей — Газпром» | Источник: transmetrika.comПредлагаемый маршрут «ул. Созидателей — Газпром» | Источник: transmetrika.com
Предлагаемый маршрут «ул. Созидателей — Газпром»
Источник:

А вот обратный маршрут немного длиннее — 13,3 километра. Его прямолинейность 0,86.

Предлагаемый маршрут «Газпром — ул. Созидателей» | Источник: transmetrika.comПредлагаемый маршрут «Газпром — ул. Созидателей» | Источник: transmetrika.com
Предлагаемый маршрут «Газпром — ул. Созидателей»
Источник:

Такие схемы можно нарисовать в специальном конструкторе маршрутов transmetrika.com. Сервис разработан московским урбанистом, специалистом по городскому и транспортному планированию Алексеем Радченко.

Итого общая длина маршрута получилась 21,5 километра.

Второй предлагаемый маршрут — «ул. Бованенко — Газпром», он не такой прямолинейный, но проходит по оставшимся остановкам 45-го маршрута. Длина маршрута 12 километров, прямолинейность — 0,58.

Маршрут «ул. Бованенко — Газпром» | Источник: transmetrika.comМаршрут «ул. Бованенко — Газпром» | Источник: transmetrika.com
Маршрут «ул. Бованенко — Газпром»
Источник:

Маршрут в обратном направлении «Газпром — ул. Бованенко». Длина маршрута — 18,35 километра, прямолинейность 0,52. Фактически конечной и начальной точкой маршрута может быть остановка «ОБИЛ (центр нейрохирургии)», где есть инфраструктура для водителей и кондукторов.

Маршрут «Газпром — ул. Бованенко» | Источник: transmetrika.comМаршрут «Газпром — ул. Бованенко» | Источник: transmetrika.com
Маршрут «Газпром — ул. Бованенко»
Источник:

Итого общая протяженность двух маршрутов — 51,85 километра. То есть короче, чем исходный 45-й маршрут.

Маршруты можно было бы еще сократить, если бы в южной части города были крупные пересадочные узлы — например, на перекрестке Широтная — Мельникайте. Остановка «ул. Депутатская» в настоящее время существенно уступает тому же «Газпрому» по количеству направлений, по которым можно с нее уехать.

Вот так мы на примере разделения одного маршрута показали, как можно сделать систему общественного транспорта чуть-чуть лучше. На самом деле реформирования требует вся маршрутная сеть. В будущем каркас транспортной системы должен (согласно действующему генеральному плану) составлять трамвай, а автобусы должны будут выполнять в основном подвозящую функцию.

Предполагаемая схема трамвая в Тюмени | Источник: 2gis.ruПредполагаемая схема трамвая в Тюмени | Источник: 2gis.ru
Предполагаемая схема трамвая в Тюмени
Источник:

Однако уже сейчас можно разрабатывать иерархическую маршрутную схему, где магистральную функцию могут выполнять автобусы большого и очень большого класса, двигающиеся по выделенным полосам. И это делать нужно как можно скорее. В прошлом году из-за ограничительных мер произошло падение пассажиропотока на треть к 2019 году. При этом в нашем социологическом опросе, проведенном в сентябре 2020 года, более 50% опрошенных отметили переполненность автобусов в час пик. После полного снятия ограничительных мер по коронавирусу и резкого восстановительного роста пассажиропотока может оказаться, что транспортная система вообще не справляется с нагрузкой.

Конечно, разработка новой маршрутной сети — дело весьма затратное. На сайте госзакупок стоимость подобных лотов достигает 36 миллионов рублей (Ярославско-Рыбинская агломерация с населением около миллиона человек) или 10 миллионов рублей (город Орёл, 300 тысяч жителей). Очевидно, подобные затраты должны быть включены в проект бюджета Тюмени на очередной год. Но эти затраты окупятся сторицей, если будет построена действительно эффективная система общественного транспорта.

Аркадий Каюгин не в первый раз выступает с идеями того, как улучшить Тюмень. В ноябре он поделился мнением о том, что в городе не нужно строить развязки, если правильно проложить дорожную систему.

Будет ли эффективна система, предложенная Каюгиным?

Да
Нет
Свое мнение в комментариях
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
168
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления