Тема общественного транспорта волнует тюменцев. Одни жалуются, что в их районе недостаточно автобусов, а другие недовольны тем, что у них убрали привычный им маршрут. Активист «Городских проектов» Аркадий Каюгин проанализировал тюменскую транспортную сеть и предложил свой взгляд на то, как ее улучшить, чтобы она была удобна всем.
Урбанист Аркадий Каюгин считает, что после снятия ограничений из-за коронавируса город может столкнуться с перегрузкой общественного транспорта, поэтому предлагает изменить существующую систему движения автобусов. Как это будет работать — подробнее читайте в колонке.
Что не так с автобусами в Тюмени
Мы уже писали про то, что не так с тюменским общественным транспортом по мнению экспертов. Если кратко: в Тюмени очень запутанные и непрямолинейные маршруты и достаточно высокое среднее время ожидания. И это всё при достаточно высоком комфорте самих автобусов и минимальном среднем возрасте подвижного состава среди всех городов России. Среди минусов тюменского общественного транспорта «отсутствие прямых и быстрых маршрутов» отметили около 50% опрошенных. Почему же так получается? Это легко объяснить. За последние полтора десятка лет город вырос значительно. Маршрутная сеть тоже выросла, но в основном за счет удлинения маршрутов и появления на них причудливых петель. Вы только посмотрите, какие вензеля выписывает на карте маршрут № 45.
На этом маршруте работает 30 маршруток (официально — автобусы малой вместимости). Длина маршрута — 55 километров. Можно напрямую доехать от улицы Созидателей в Тюменской слободе до «СитиМолла» и ЖК «Звёздный городок». При этом от улицы Республики до «Звёздного городка» маршрут № 45 полностью повторяет маршрут автобуса № 54. Очевидно, что 45-й пользуются в основном жители Тюменской слободы и района Комарово, для того чтобы добраться до одной из центральных улиц и дальше поехать с пересадкой. В общем, это пример того, как прокладывать маршруты точно не надо.
А как надо? Нужна двухуровневая система общественного транспорта с быстрыми и частыми магистральными (или «каркасными») маршрутами, по которым ходит в идеале трамвай, троллейбус, ну, или хотя бы автобусы большого и очень большого класса по выделенным полосам. Районные или подвозящие маршруты работают внутри районов и подвозят пассажиров к крупным пересадочным пунктам. На них могут работать автобусы малого, среднего или большого класса — в зависимости от пассажиропотока.
Вот как, например, выглядит схема общественного транспорта Братиславы (в агломерации живет 700 тысяч человек, чуть меньше Тюмени).
Здесь цветом показаны магистральные маршруты, а серым — вспомогательные районные маршруты.
Конечно, без пересадок в такой схеме не обойтись, но когда речь идет о сокращении времени в пути, пассажиры готовы на пересадки, особенно если они будут бесплатны.
До недавнего времени в Тюмени был пример почти идеального подвозящего маршрута — № 12.
Этот маршрут связывал Заречные микрорайоны с центром. Протяженность маршрута — 8,6 километра, на нем работало 4 автобуса малого класса. Вполне неплохо для подвозящего маршрута. Но с первого января 2021 года этот маршрут закрыли.
А вот 45-й маршрут, конечно, надо делить. Как минимум на два маршрута меньшей протяженности. При этом можно будет сократить и время ожидания, и общее время в пути до пересадки.
Вот, например, как мог бы выглядеть кратчайший маршрут «ул. Созидателей — Газпром» в прямом направлении (показан красной линией). Длина маршрута — 8,2 километра, прямолинейность — 1,0 (максимально возможная).
А вот обратный маршрут немного длиннее — 13,3 километра. Его прямолинейность 0,86.
Такие схемы можно нарисовать в специальном конструкторе маршрутов transmetrika.com. Сервис разработан московским урбанистом, специалистом по городскому и транспортному планированию Алексеем Радченко.
Итого общая длина маршрута получилась 21,5 километра.
Второй предлагаемый маршрут — «ул. Бованенко — Газпром», он не такой прямолинейный, но проходит по оставшимся остановкам 45-го маршрута. Длина маршрута 12 километров, прямолинейность — 0,58.
Маршрут в обратном направлении «Газпром — ул. Бованенко». Длина маршрута — 18,35 километра, прямолинейность 0,52. Фактически конечной и начальной точкой маршрута может быть остановка «ОБИЛ (центр нейрохирургии)», где есть инфраструктура для водителей и кондукторов.
Итого общая протяженность двух маршрутов — 51,85 километра. То есть короче, чем исходный 45-й маршрут.
Маршруты можно было бы еще сократить, если бы в южной части города были крупные пересадочные узлы — например, на перекрестке Широтная — Мельникайте. Остановка «ул. Депутатская» в настоящее время существенно уступает тому же «Газпрому» по количеству направлений, по которым можно с нее уехать.
Вот так мы на примере разделения одного маршрута показали, как можно сделать систему общественного транспорта чуть-чуть лучше. На самом деле реформирования требует вся маршрутная сеть. В будущем каркас транспортной системы должен (согласно действующему генеральному плану) составлять трамвай, а автобусы должны будут выполнять в основном подвозящую функцию.
Однако уже сейчас можно разрабатывать иерархическую маршрутную схему, где магистральную функцию могут выполнять автобусы большого и очень большого класса, двигающиеся по выделенным полосам. И это делать нужно как можно скорее. В прошлом году из-за ограничительных мер произошло падение пассажиропотока на треть к 2019 году. При этом в нашем социологическом опросе, проведенном в сентябре 2020 года, более 50% опрошенных отметили переполненность автобусов в час пик. После полного снятия ограничительных мер по коронавирусу и резкого восстановительного роста пассажиропотока может оказаться, что транспортная система вообще не справляется с нагрузкой.
Конечно, разработка новой маршрутной сети — дело весьма затратное. На сайте госзакупок стоимость подобных лотов достигает 36 миллионов рублей (Ярославско-Рыбинская агломерация с населением около миллиона человек) или 10 миллионов рублей (город Орёл, 300 тысяч жителей). Очевидно, подобные затраты должны быть включены в проект бюджета Тюмени на очередной год. Но эти затраты окупятся сторицей, если будет построена действительно эффективная система общественного транспорта.
Аркадий Каюгин не в первый раз выступает с идеями того, как улучшить Тюмень. В ноябре он поделился мнением о том, что в городе не нужно строить развязки, если правильно проложить дорожную систему.
Будет ли эффективна система, предложенная Каюгиным?