Продолжаем рассказывать о Тюмени и ее интересных местах в рубрике «Районы-кварталы». В прошлый раз мы изучали район железнодорожного вокзала, а теперь решили пойти дальше — отправились на Войновку, где находится крупнейшая сортировочная станция Свердловской железной дороги.
Войновка начинала свой путь как небольшая деревня недалеко от Тюмени, а сейчас это густонаселенный район на краю города. Всё изменилось за одно поколение тюменцев, и многие из них помнят эти перемены, которые отразились не только на карте города, но и на стиле жизни.
Деревня Войновка — станция Войновка
Район Войновки не всегда считался частью Тюмени. Сначала это была деревня, появилась она в XVII веке на берегу речки Войновки на пересечении Сибирского тракта (Ялуторовский). Бурное строительство жилых домов в Тюмени во второй половине XX века привело к тому, что деревня исчезла, а на ее месте появился большой спальный район города. Его официально присоединили к городу в 1963 году. Последние деревянные избушки на Войновке снесли в 80-е годы.
Екатерина Петрова прожила на Войновке первые 17 лет своей жизни. По ее словам, добраться до самой Тюмени тогда было не так просто.
«Войновка в 80-е годы была богом забытым уголком, там было несколько пятиэтажек, люди жили автономно, с городом связи были весьма затруднены. Ходил 25-й автобус, в который набивались как сельди в бочки, еще были маршрутки, они стоили дороже, и нужно было занимать очередь. Железнодорожники еще ездили на электричке в Тюмень», — рассказывает Екатерина Петрова.
Ленивые вареники
Железная дорога для Войновки всегда имела огромное значение. Поэтому здесь и жили в основном железнодорожники. Остальные работали в школах и детских садах. Тем не менее всё крутилось вокруг железной дороги. Например, магазин «Гудок», чье название намекает.
«Садик у нас назывался "Детский сад № 43", детей это всегда расстраивало, потому что другие садики назывались "Белочки", "Ласточки" и тому подобное. Но! В войновском садике было фирменное блюдо — ленивые вареники, которые повара делали просто офигительно, когда в меню были ленивые вареники — дети бесновались от восторга», — вспоминает Петрова.
Сортировка
Северный край района упирается в железную дорогу. Здесь есть сортировочная станция Войновка — одна из крупнейших на Свердловской железной дороге. Чтобы это понять, достаточно подняться на переход через пути. Отсюда открывается вид на сотни вагонов, ожидающих своего отправления в разные уголки страны. Википедия пишет, что ежедневно с нее отправляется 10 тысяч вагонов. Честно, не считали.
Жить рядом с сортировочной станцией — такое себе удовольствие. Постоянный скрежет вагонов, шум. Не всем такая железнодорожная романтика была по душе.
Ближайшая к железной дороге улица — Станционная. Она тянется два километра и упирается в ТКАД. В 70-е годы на Войновке появились болгарские пансионаты. Для местной детворы важным было другое — наличие первых лифтов, на которых можно было кататься целыми днями. Где еще такие найдешь в округе?
Болгарскими пансионаты называют из-за того, что их возвели рабочие из Болгарии, которые тысячами приехали в Тюмень на стройку. Подробнее мы о них писали в отдельном материале.
Спокойный район
В центре Войновки раскинулся бульвар имени Анатолия Косухина — первого ректора и основателя Тюменского индустриального института. Имя бульвару дали в 2006 году после торжественного открытия. До этого вместо него стояли старые гаражи и худые деревья. Теперь это популярное место отдыха и прогулки у войноковцев. Заканчивается бульвар сквером «Серебряные Ключи», который открыли в 2017 году.
Именно с бульвара открывается вид на один из главнейших объектов Тюмени — ТЭЦ-2. Электростанцию ввели в эксплуатацию в 1986 году, когда стало ясно, что мощностей ТЭЦ-1 мало для быстро растущего города. Первую теплоэлектростанцию построили в 1960 году, мы даже общались с ее первыми работниками, живущими на улице Одесской.
Сейчас ТЭЦ-2 поставляет 40% тепловой энергии, необходимой городу. Кроме того, градирни теплоцентрали выступают отличным фоном для урбанистических фотографий. Главное, подобрать ракурс.
В 90-е годы Войновка совсем не была такой спокойной, как сейчас. После развала СССР в район начали стягиваться беженцы из бывших республик, особенно среднеазиатских. В 90-е начался наркотический бум, который поразил и Войновку. Также росла преступность, включая малолетнюю.
«В 90-х появилась наркота, и много парней скололось и умерло. Если не кололись, то ходили стенка на стенку с парнями с Восточного микрорайона. Тогда между ними был пустырь. Там и бились», — рассказывает Екатерина Петрова.
Зажатый район
Из-за того что на севере района пролегает железная дорога, а на юге возвышается ТЭЦ-2, Войновка получается зажатой между двумя стратегическими объектами. Чтобы перебраться на автомобиле на улицу Республики, придется ехать либо до Окружной дороги, либо на Широтную — чтобы с нее перескочить на улицу Монтажников, а с нее — на Республики. В восточной части района сплошной лес и Войновский пруд, а чуть ниже — пруд Лесной, на который каждый год тысячи тюменцев едут купаться. Особенно в жаркие дни.
Когда построили ТЭЦ-2, местные жители мрачно шутили, что теперь их шансы на выживание уменьшились. Если что-то произойдет на ТЭЦ, то им остается только бежать в сторону сортировочной станции, которая в давние времена тоже славилась различными ЧП.
Шедевров архитектуры здесь не найти. На Войновке старые «панельки» стоят в окружении новых многоэтажек, построенных в 2000-е. Инфраструктура района развита — два детских сада, две школы, городская поликлиника и множество продуктовых магазинов. Правда, больших торговых центров нет, если не считать бывший рынок «Новый Восточный», который сейчас больше похож на торговый дом. По этой причине всем любителям погулять по ТРЦ следует ехать на Пермякова.
Выбор жилья в Войновке огромен. Есть пансионаты, хрущевки, брежневки, «ленпроект». Сейчас в районе продается более сотни квартир. Например, двухкомнатная площадью 43 квадратных метра здесь стоит 2,5 миллиона рублей. Один квадратный метр в старых домах стоит 57 тысяч рублей. В новых домах ценник на жилье выше — «двушка» обойдется в 5,8 миллиона рублей. На улице Вербовой один квадратный метр стоит 78 тысяч рублей.
На той же Станционной трехкомнатную квартиру можно приобрести за 3 миллиона рублей. Этот вариант идеален для любителей звуков поездов и вокзальных мегафонов. В болгарском пансионате на этой же улице 15-квадратную комнату продают за 700 тысяч рублей. Цена практически идентична другим районам Тюмени.
Если хотите почитать другие материалы рубрики «Районы-кварталы», воспользуйтесь картой, на которой удобно найти интересующую статью.