RU72
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Тюмени
Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

4 м/c,

ю-з.

757мм 100%
Подробнее
2 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
Город проблема Коротко и не по делу: кто каждый день вам звонит и сразу сбрасывает

Коротко и не по делу: кто каждый день вам звонит и сразу сбрасывает

Мы узнали, кому и зачем нужны такие вызовы, а также выяснили, можно ли избавиться от спама

Пользователей всё чаще донимают короткими звонками с неизвестных номеров
Источник:

На пользователей мобильной сети обрушился шквал коротких звонков с неизвестных номеров. Взять трубку никто не успевает — вызов сразу же сбрасывают. Спустя время такой же дозвон идет уже с других телефонов. Наши коллеги из 74.RU поговорили с экспертами о том, кому и зачем это нужно и как оградить себя от раздражающего спама.

Кто и зачем звонит?


На вопрос о том, кому и зачем нужны короткие звонки, специалисты дают разные ответы. Так, директор департамента аудита защищенности компании Digital Security Глеб Чербов считает, что так могут проверять, рабочий ли номер.

— Природа поступления подобных звонков может иметь несколько вариантов, — говорит эксперт. — Например, автоматизированными средствами осуществляется «прозвон» всех возможных номеров телефонов в диапазонах сотовых операторов для составления списков существующих и доступных для звонка номеров для последующего использования уже в рекламных кампаниях или иных целях.

Заведующий кафедрой компьютерной безопасности и прикладной алгебры матфака ЧелГУ Алексей Ручай приводит еще одну версию: с помощью дозвонов о себе могут напоминать коллекторы — чтобы должники не расслаблялись.

Получается, если нет долгов, подобных звонков не должно быть? Не совсем так. Вот что рассказывает руководитель информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

— Речь идет о рекламе, где компании, оказывающие услуги, стараются сэкономить свои финансовые средства. Звонки совершаются на короткий период, что абонент не успевает их снять и перезванивает.

Источник:

Ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов отмечает, что тактику «позвонить и сбросить» сомнительные люди и организации стали активно использовать в конце прошлого года. По его мнению, это делается, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков.

— Раньше системы анализировали только входящие звонки, а исходящие — нет, никто не думал, что люди будут пытаться сами связаться со злоумышленниками, — объясняет Сергей Голованов.

Член Адвокатской палаты Челябинской области Наталья Басок обращает внимание, что с помощью дозвонов рекламщики не только обманывают системы фильтрации, но и обходят закон.

— Важный момент в данной ситуации — отсутствие у рекламных представителей права на продвижение товара посредством прямых телефонных звонков, — подчеркивает юрист. — Согласно статье 15 федерального закона «О персональных данных» и статье 18 федерального закона «О рекламе», продвижение товара посредством прямых телефонных звонков законно только в случае, если абонент соглашается на их получение. Вынуждая же абонента перезванивать, агенты рекламы обходят таким образом закон.

Жаловаться на рекламщиков в антимонопольную службу при этом бесполезно — в детализации вызовов будет зафиксировано, что звонили именно вы.

Так перезванивать-то надо?


Перезванивать на незнакомые номера специалисты не советуют. Скорее всего, ничего полезного вам там не скажут.

— В большинстве случаев сброшенный через 2–3 секунды вызова звонок поступает от мошенников или рекламных агентов, — говорит Наталья Басок. — Чаще всего цель таких вызовов — вынудить абонента выполнить обратный звонок. Делать это крайне не рекомендуется, поскольку на той стороне трубки может оказаться кто угодно: от телефонных мошенников до представителей различных организаций, предлагающих вам товар.

По словам ведущего эксперта «Лаборатории Касперского» Сергея Голованова, если человек перезванивает, злоумышленники прибегают к «традиционным методам социальной инженерии». Они представляются сотрудниками службы безопасности банка, пытаются выведать личные данные пользователя, убедить перевести деньги якобы на безопасный счет или настойчиво рекомендуют под видом помощи установить программу для удаленного управления устройством.

А вдруг я не перезвоню и пропущу что-то важное? Эксперты уверяют — если речь идет о серьезном деле, вам обязательно позвонят еще раз.

— Как правило, важные звонки исходят из адресной книги, поэтому я не советую перезванивать на подобные номера, вносить их в черный список, чтобы не было дальнейших звонков, — добавляет Денис Кусков.

Но если вам все-таки неспокойно — вбейте в поисковик номер, с которого вам звонили, и проверьте, что пишут о нем другие абоненты. В Сети много сайтов, где пользователи делятся информацией о сомнительных телефонах.

Источник:

Откуда у них мой номер?


Завкафедрой компьютерной безопасности и прикладной алгебры матфака ЧелГУ Алексей Ручай говорит, что данные попадают в базы для обзвона двумя основными путями: либо компании (чаще всего это банки) сами передают информацию о клиентах, либо мошенники воруют их с плохо защищенных сайтов.

— Вы, например, регистрируетесь в какой-то аптеке, оставляете свои контакты, — говорит он. — Они, возможно, сами-то ничего не передают, а их взламывают, и происходит утечка информации.

Впрочем, некоторые эксперты уверены, что никаких специальных баз нет. Номера, по их мнению, набираются в случайном порядке.

— Данный метод используется для определения «живых» номеров, так что звонки осуществляются перебором всех возможных номеров, для чего не требуется дополнительных данных из каких-либо утечек, — комментирует Глеб Чербов из Digital Security.

И что с этим делать?


Как считает Денис Кусков, полностью избавиться от коротких звонков невозможно, но частично решить проблему помогает установка программ, блокирующих нежелательные вызовы.

— Наиболее доступным способом оградить себя от нежелательных вызовов является использование антиспам-решения, — советует Глеб Чербов. — Например, стандартное приложение для звонков от Google на Android имеет подобную встроенную функциональность. Существуют также сторонние решения в магазинах приложений как для Android, так и для iOS.

Источник:

Наталья Басок отмечает, что также можно заблокировать вообще все звонки с незнакомых номеров, но подойдет такой вариант не каждому.

— Многие используют телефон в коммерческих целях (для получения заказов и связи с потенциальными клиентами), соответственно, любой пропущенный звонок может стать причиной потери средств, — рассуждает адвокат.

В целом же, чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты советуют «включать голову» и скептически относиться к тому, что говорят по телефону.

— Если звонят якобы из банка, нужно сразу положить трубку и перезвонить по номеру телефона, указанному на обратной стороне банковской карты, — напоминает Сергей Голованов. — На неизвестные номера лучше не перезванивать, но бывают ситуации, когда люди ждут, например, курьера. В этом случае важно повесить трубку, как только вы услышите, что это не тот, кого вы ожидали услышать.

А что будет, если все-таки перезвонить? Эксперимент 74.RU


Мы перезвонили по нескольким номерам, с которых нам звонили и сбрасывали. Большая часть телефонов оказались нерабочими. Трубку взяли только один раз, и это был робот. Голос на том конце трубки обрадовал: «Вам подарок — карта рассрочки!» Всё, конечно же, абсолютно бесплатно. Чтобы «уточнить место получения карты», нас уже переключили на девушку-оператора. Она представилась сотрудницей «Центра финансовых услуг» из города Кирова. Дальше диалог развивался так.

Источник:

— Скажите, пожалуйста, в каком городе вам удобно будет получить карту «Халва» от «Совкомбанка»? — поинтересовалась дама.

— А подскажите, откуда мои контакты в вашей базе данных?

— Ваш контакт взят из открытого доступа — возможно, из соцсетей, возможно, у магазинов-партнеров вы что-то заказывали.

— Кто является вашими магазинами-партнерами?

— «М.Видео», «Эльдорадо», «Пятерочка», «Леруа Мерлен», «Озон», «Спортмастер» — более двухсот тысяч магазинов-партнеров, я даже их все подсказать-то не смогу.

В пресс-службе «Леруа Мерлен» заверили, что не имеют к этому звонку никакого отношения и никогда не передают данные своих покупателей третьим лицам. В Ozon сообщили, что «бережно относятся к персональным данным клиентов и требуют такого же подхода от партнеров и поставщиков», но при этом оговорились:

— Согласно политике конфиденциальности Ozon, партнеры компании могут использовать личную информацию клиентов только для предоставления совместных услуг (например, если речь идет о рассрочке при покупке товаров Ozon или о доставке) и только при наличии согласия самих клиентов. В иных случаях использовать личную информацию клиентов Ozon строго запрещено.

Мы направили запросы во все остальные компании, упомянутые девушкой-оператором, но на момент публикации материала ответов не поступило.

Немного статистики


По данным Kaspersky Who Calls*, почти две трети (63%) всех входящих вызовов с неизвестных номеров у российских пользователей в 2020 году оказались спамом. Вот что говорит об этом сотрудник «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов:

— Зимой, до введения ограничительных мер из-за распространения коронавируса, среди таких звонков фиксировалось больше предложений с займами, а с июля, после того как были сняты наиболее строгие ограничения в рамках борьбы с пандемией, их доля уменьшилась, уступив место звонкам от коллекторов.

Руководитель Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что уровень спама за последний год вырос примерно на 10–12%.

А как часто вам звонят спамеры?

Вообще не звонят
Несколько раз в месяц
Как минимум раз в неделю
Каждый день
По нескольку раз в день

Остались вопросы к операторам?


Остается не совсем понятным, почему сотовые компании не блокируют спам-звонки. Как объясняют в самих компаниях, оператор обязан пропускать все вызовы, адресованные его абоненту, — это требование закона «О связи». Но клиент может защититься от нежелательных звонков, подключив дополнительные услуги (как правило, они платные).

— В сети «МегаФона» доступна услуга «Знаю, кто звонит», которая во время незнакомого входящего вызова сверяет номер звонящего со своей базой данных и отображает на экране название компании или предупреждение, что звонок может быть нежелательным, — рассказывают в пресс-службе оператора. — Также абоненты могут воспользоваться услугой «Черный список». Внесенные в него номера больше не смогут дозвониться до абонента. Для наших клиентов дополнительно действует удобная USSD-команда *629#. С ее помощью можно ввести любой мобильный номер и узнать, какому региону и мобильному оператору он принадлежит. На основе этой информации абонент может принять решение: перезванивать по номеру или нет.

Tele2 тоже предлагает своим абонентам сервисы, которые позволяют отфильтровать спам.

— В рамках услуги «Черный список» клиент может самостоятельно заблокировать номер, с которого приходят сообщения или нежелательные звонки, — говорят в пресс-службе Tele2 макрорегиона «Урал». — Если необходимо заблокировать только SMS-рассылки, абонент может воспользоваться услугой «Антиспам». Также клиентам доступен сервис «SMS-фильтр», который осуществляет автоматическую фильтрацию входящих SMS и скрывает нежелательные рекламные сообщения. При этом абонент может самостоятельно настраивать систему фильтрации входящих SMS и просматривать заблокированные сообщения.

Аналогичная услуга — «Блокировка спам-звонков» — есть в МТС.

— При входящем вызове номера автоматически проверяются по спам-базе, которая обновляется в онлайн-режиме с помощью технологий Big Data МТС, — объясняют в пресс-службе оператора. — Если номер спамера или мошенника находится в этой базе, он не сможет дозвониться до абонента, информация о количестве заблокированных вызовов придет в SMS.

Абоненты «Билайна» тоже могут поставить защиту от раздражающих звонков и SMS.

— Мы запустили интеллектуальную платформу «Антиспам защита», эффективно осуществляющую мониторинг сети «Билайн» и позволяющую существенно снизить количество получаемого спама, — говорится на сайте оператора. — Данная защита предоставляется клиентам бесплатно. Мы контролируем своих партнеров, имеющих техническую возможность делать SMS-рассылки через платформу «Билайн», и учитываем каждую жалобу на спам и нежелательные SMS-рассылки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
65
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Мне есть с чем сравнивать»: пенсионерка переехала в Тюмень с Севера и влюбилась в город — почему
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления