Когда мы только запустили рубрику «Районы-кварталы», то после ДОКа, который обозревали первым, отправились гулять по Волгоградской, чтобы рассказать вам про район, расположенный за железной дорогой. Там встретили много интересных зданий и людей. Теперь настало время изучить район железнодорожного вокзала — чтобы собрать общую картину этого интересного места в Тюмени.
Район интересен не только железной дорогой, поездами, локомотивами, запахом угля, но и местными достопримечательностями, которые многие рядовые жители, кажется, уже не замечают. Здесь начинается путь тысяч и тысяч людей. Многие окружающие нас именно с вокзала начинали свою жизнь в Тюмени, включая автора этого материала. Давайте изучим район железнодорожного вокзала.
Дорога, которой могло и не быть
История тюменской железной дороги очень обширна и интересна. О ней можно рассказывать часами, но мы попытаемся кратко. Ветку Екатеринбург — Тюмень открыли больше ста лет назад — в декабре 1885 года. До этого были приняты судьбоносные решения для города, в которых поучаствовал известный глава Тюмени Андрей Текутьев.
Был утвержден проект строительства дороги Екатеринбург — Курган — Омск. Планировалось, что она пройдет через Шадринск, что очень радовало местных купцов. Если бы так случилось, то Тюмень так бы и осталась тупиком — но помогло вмешательство Текутьева и… говорят, его денег.
Текутьеву пришлось шесть лет доказывать царю и премьер-министру Сергею Витте, что дорога должна идти через Тюмень. В итоге правителей удалось убедить. Потом пошел слух, что Текутьев, чтобы пролоббировать нужное решение, «подарил» 100 тысяч рублей чиновникам из Санкт-Петербурга. Сам знаменитый купец это отрицал.
Железнодорожный вокзал
История тюменского вокзала местами трагична. Наверняка вы бывали в других городах, где одной из достопримечательностей является старый железнодорожный вокзал. Рядом чаще всего стоит новый, так как старый уже не может выполнять свою роль полноценно. Так вот, в Тюмени такого нет.
Первый вокзал Тюмени построен из красного кирпича и частично облицован гранитом. В 1917 году именно сюда прибыл отрекшийся от престола Николай II. Это был не единственный знаменитый гость, побывавший в нем. На перроне перед тем, как отправиться покорять Петербург, стоял Григорий Распутин — сердце императорской семьи и страница истории России. На вокзале останавливались Лев Троцкий, Феликс Дзержинский, а затем Леонид Брежнев и Михаил Калинин. Свой путь в Петербург здесь начинал и Дмитрий Менделеев.
В советские годы фасад вокзала сделали белым, но от этого он не утратил свою красоту. В 60-е годы здание перестало справляться с растущим потоком пассажиров. Власти отмечали, что матерям с детьми приходится ждать поезда на улице, потому что внутри нет места. Решили строить новое здание, а старое — почему-то снести.
Старое здание велели снести за ночь, но оно оказалось очень крепким, не поддавалось бульдозерам. Историки рассказывают, что секрет прочности вокзала таился в яичном желтке, который добавляли в раствор при строительстве. Его же использовали при возведении круглой бани на Республики. Окончательно разрушить здание помогли танки. Правда, фотографий военной техники у руин вокзала пока никто не видел.
В итоге снос занял около месяца. Новый вокзал возвели прямо перед старым в 1974 году. Он мог принимать одновременно до полутора тысяч человек. В здании работала гостиница и большие залы ожиданий.
Город лишился красивого здания, которое бы сейчас точно считалось памятником архитектуры, но в советское время до таких глупостей не было дела. Если всё-таки хочется побывать в том самом вокзале, можно съездить в город Камышлов, где стоит его брат-близнец. Власти города решили не заниматься варварством и сохранили здание до наших дней.
Жизнь железнодорожная
Железная дорога — это же не только вокзал, но и вся инфраструктура, которая обеспечивает ее работу. Это депо, мастерские, гостиницы и административные здания. Изучать их мы начинаем с Привокзальной улицы, которая тянется на запад от площади у вокзала. Трудно не обратить внимание на трехэтажное административное строение на Привокзальной, 12 — тюменский филиал Свердловской железной дороги. Весь секрет в каменном фасаде, который не встретишь в других районах города.
Рядом с ним возвышается пристанционная водонапорная башня, построенная аж в 1885 году — год рождения тюменской железной дороги. Она старше более известной башни на Орджоникидзе. В районе, где стоит последняя, мы побывали в прошлом выпуске рубрики.
Строили раньше хорошо. За столетнюю историю здание не покрошилось, не рассыпалось и даже не треснуло. Каменщики былых времен строили на совесть.
Минуя пропускной пункт, мы окажемся на территории локомотивного депо. Первым делом стоит посетить столовую железнодорожников, в которой вы окунетесь в советскую атмосферу по полной. Заходим внутрь, поднимаемся на второй этаж — и вас встречает большой зал в старом интерьере. Здесь обедают локомотивные бригады и работники депо. Мы решили тоже поесть, пока есть возможность. Да и согреться — на улице же холодно.
Новые веяния эпохи смогли проникнуть в старую столовую. На каждом столе установлена перегородка, чтобы защитить обедаюших от заражения коронавирусом. Общаться за едой приходится теперь только через прозрачную перегородку. Плотно пообедав, мы отправляемся дальше изучать тюменскую железную дорогу. Депо таит много интересных мест, на которые стоит взглянуть.
Депо
Тюменцы, не связанные с железной дорогой, редко бывают в районе депо, поэтому не видят красоту, которая скрывается здесь. Сооружения здесь — тоже ровесники тюменской железной дороги — 1885 года, а в воздухе витает типичный для этого места запах, который трудно перепутать.
В 2000-е года эти здания были в крайне удручающем состоянии, но в наше время их подлатали, и теперь они выглядят куда солиднее. Что было раньше, мы можем сравнить лишь по фотографиям. Мастерские называют вечными. Так как почти 135 лет здесь ремонтируют локомотивы.
Рядом с депо над административным зданием возвышается башня. Она тоже появилась в тот же год, что и железная дорога Тюмени. Ее лучше видно с другой стороны путей. Мы прошлым летом сделали несколько фотографий этого места. Думаю, пора напомнить.
На территории депо всё крутится вокруг поездов. Рабочие приводят в порядок локомотивы и вагоны. Наверное, каждый из нас в детстве строил игрушечную дорогу, по которой ездил паровозик на батарейках. Для многих из нас на это тяга к поездам закончилась, но когда оказываешься в этом месте, сразу хочется снова отправиться в дорогу.
Завод пластмасс
Выше говорили про старый вокзал, но рядом с ним есть еще один «призрак», о котором мы будем вспоминать в прошедшем времени. Недалеко от сквера Семёна Пацко стоит огромный забор. Многие жители Тюмени помнят, что раньше было за ним — завод пластмасс, снесенный в 2014 году.
Свою историю огромное кирпичное здание начало в 1902 году в виде казенных винных складов. До 1917 года здание функционировало ещё как первый в Тюмени водочный завод. В годы Великой Отечественной войны предприятие переводится на помощь фронту и начинает производить продукцию для фронта. Ему даже дали ужасно длинное название — Тюменский завод пластмасс Главного управления промышленности пластических масс Наркомата химической промышленности СССР. После войны название сократили до «Тюменский завод пластмасс» и перешли на гражданское производство.
В современной России зданию дали статус исторического памятника, но работу в нем прекратили в 2006 году. В 2014 году здание лишили этого статуса и решили снести. Интернет взбунтовался. Краеведы выступали за сохранение памятника. В ответ власти заявили, что пытались очистить его от неприятного запаха, но не получилось. С этим были не согласны даже бывшие работники предприятия.
— На заводе существовал замкнутый цикл производства, и работа была отлажена. Сбоев в работе у нас никогда не было, проверяющие при всех директорах, которые руководили заводом, ходили каждый день. А санэпидстанция трижды в неделю брала пробы из выходного колодца, который соединен с центральным городским колодцем, — рассказывал один из сотрудников в период рассуждений о сносе.
Краеведы выступали за возвращение зданию статуса памятника, как однажды было сделано с Круглой баней. Кстати, в те годы ее тоже хотели снести, но возмущение жителей и голый протест помогли спасти здание. Теперь из бани делают планетарий. Активные тюменцы требовали у прокуратуры разобраться со сносом здания, но это не помогло. Завод пластмасс снесли.
Соседи бывшего завода
Но не всё удалось потерять! Тюменцы переживали и за судьбу стоящего рядом с заводом здания по адресу Первомайская, 52. Это двухэтажный кирпичный дом, построенный в начале века. В описании дома говорится, что он является важным элементом комплекса бывших городских винных складов. Раньше в нем жили рабочие завода, а сейчас работает театр моды «Либерти» и фотостудия.
По соседству стоит не менее примечательное круглое здание, в котором работает салон, продающий финские краски. В советское время здесь продавали цветы. Торговый павильон возвели в середине 20 века. Магазинчик стал свидетелем, как изменилась рядом дорожная карта Тюмени — построили развязку на Запольной.
Улица Запольная сильно изменилась за прошедшие пять лет. Пробитие дороги до Чернышевского и строительство развязки сильно упростили жизнь тюменцам. Теперь, чтобы попасть на Дом Обороны, не надо ехать через центр. Наверное, это одно из самых выгодных для автомобилистов да и жителей Тюмени открытий города.
Именно за порядок на развязке отвечает дворник Сергей. Мужчину мы встретили, когда он остановился на велосипеде недалеко от путепровода. Сергей рассказал, что родился на ДОКе и всю жизнь там живет. Судьба у тюменца крайне интересная, жаль, что с ним удалось поговорить недолго.
Родители Сергея познакомились, отбывая наказание в колонии № 1 на Ялуторовской улице, что недалеко от ЦУМа. В 1967 году родился он сам. Мужчина видел, как менялась Тюмень, как сносили завод пластмасс и строили развязку на Запольной. Сергей на работу ездит на велосипеде. Даже зимой. До ДОКа доезжает за 40 минут.
Рассказывая про вокзал, нельзя не упомянуть про ДК «Железнодорожник». Многие видели рядом с ним памятник локомотиву. Было время, когда он ездил и на нем работали тюменцы. Об одном из машинистов мы рассказывали в прошлом материале.
Это Михаил Ковязин — отец известного тюменского тренера по лыжным гонкам Валерия Ковязина. Паровоз стал лучшим в СССР в 1945 году. А Михаил Ковязин — последним машинистом паровоза в Тюмени. В 60-е на смену им пришли тепловозы.
Если хотите почитать другие материалы рубрики «Районы-кварталы», воспользуйтесь картой, на которой удобно найти интересующую статью.