В Тюмени хотят построить еще одну масштабную многоуровневую развязку. Она запланирована на Мельникайте — Дружбы и вписывается в проект магистрали непрерывного движения по Мельникайте, о которой власти давно говорят. Сейчас на сайте госзакупок идет обязательное общественное обсуждение проекта, а количество комментариев подбирается к 200. Автор паблика «Тюмень для людей», активист «Городских проектов» в Тюмени Аркадий Каюгин изучил гору официальных градостроительных документов и пришел к выводу, что строить эту развязку необязательно. Далее — от первого лица.
Уже больше недели на сайте госзакупок проходит общественное обсуждение скорректированного проекта трехуровневой транспортной развязки на пересечении улиц Мельникайте и Дружбы. Первый этап строительства обойдется бюджету в 2,7 миллиарда рублей, а общая ее стоимость — 4,7 миллиарда. На первом этапе запланирован снос двух гектаров городского леса. Деревья будут рубить в Ватутинской роще и зеленой зоне, примыкающей к лесопарку имени Гагарина. Согласно смете это 757 деревьев, в числе которых ель, пихта, береза, лиственница, ольха. На третьем этапе сносу подлежат ещё 2,5 гектара леса.
На 23 ноября на официальном сайте госзакупок оставлено более 180 комментариев, из которых положительный только один. В основном негативно воспринимаются вырубка деревьев, внешний вид трехуровневой громадины, очередное неудобство для пешеходов, а также отмечается отсутствие серьезных пробок в этом месте и без развязки. На все отзывы у департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени практически неизменный ответ, смысл которого сводится к тому, что улица Мельникайте запланирована как магистраль непрерывного движения, а развязка соответствует генеральному плану города.
Генплан — что это?
Но давайте разберемся, так ли это. Начнем с самого главного — с генерального плана. Генплан — это научно обоснованный перспективный план развития города на достаточно отдаленную перспективу. Первый постсоветский генеральный план города утвержден в 2008 году.
Согласно ему, основу проектной транспортной сети должна составить система магистралей непрерывного движения, к которым, кроме кольцевой дороги, относились бы улицы Пермякова, Товарное шоссе, 50 лет ВЛКСМ, Белинского, Таврическая и часть Ямской. А также улица Дружбы и заречная часть улицы Мельникайте.
Согласно генплану 2008 года на перекрестке улиц Мельникайте и Дружбы развязка запланирована, а вот между Дамбовской и Федюнинского развязок нет, только уже построенная с 50 лет ВЛКСМ.
77 развязок в Тюмени: генплан 2012 года
В 2012 году генеральный план Тюмени скорректировали, и количество развязок на улице Мельникайте прибавилось.
В этом генплане появились, например, развязки на перекрестках улицы Мельникайте с улицами Республики, 50 лет Октября, 30 лет Победы, а также еще несколько развязок на центральных улицах, которых не было в генплане 2008 года. Всего в рамках скорректированного проекта к 2040 году должно быть построено 77 развязок и больше двухсот подземных и надземных пешеходных переходов. Другими словами, согласно этому генплану Тюмень окончательно должна была стать городом для автомобилей.
Однако всё изменилось в 2018 году, когда был принят еще один важный документ — Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Тюмени до 2040 года. Вообще обычно такой документ принимается на основе действующего генплана, к тому же разрабатывала ПКРТИ и генплан 2012 года одна и та же структура — Омский институт территориального планирования «Град».
Но при разработке ПКРТИ выяснилось, что если Тюмень будет развиваться по генеральному плану 2012 года и при этом население будет расти нынешними темпами (1,2 миллиона к 2040 году), то город утонет в пробках. Разработчики признали, что генплан 2012 года — это «город для автомобилей». При таком количестве развязок и магистралей непрерывного движения будет расти автомобилизация, а общественный транспорт наоборот окажется невостребованным. Среднее время передвижения по городу к 2040 году может увеличиться почти на треть по сравнению с 2016 годом, несмотря на строительство развязок и магистрали непрерывного движения.
«Чтобы исключить такой негативный сценарий, была предложена новая концепция — "город, удобный для жизни"»
Смысл ее заключается в том, чтобы не пытаться расширять улицы, строить развязки и превращать улицы в магистрали непрерывного движения, а наоборот — сдерживать автомобилизацию и параллельно развивать альтернативные способы передвижения.
В ПКРТИ вместо сети дорог скоростного и непрерывного движения предлагается:
комплексное благоустройство зон массового пешеходного движения, бульваров и площадей, которые будут усиливать привлекательность пешеходного способа передвижения;
устройство новых пешеходных улиц и бульваров;
увеличение сети велодорожек до более чем 400 километров;
повышение привлекательности общественного транспорта, строительство скоростного общественного транспорта, строительство транспортно-пересадочных узлов;
организация исключительно платных парковок в центре города;
до 20% от всех легковых автомобилей должны стать такси.
Все эти решения должны привести к тому, что к 2040-му с учетом роста населения до 1,2 миллиона человек среднее время передвижения по городу увеличится всего на 40 секунд, но при этом 55% поездок будут совершаться на общественном транспорте.
Новая редакция генерального плана
И вот летом 2020 года была принята новая редакция генерального плана города.
В нем исключено строительство магистралей непрерывного движения, а число развязок сокращено почти в 4 раза, а еще нарисованы трамвай и огромная сеть велодорожек. Но, несмотря на то что улица Мельникайте на всем протяжении теперь не является магистралью непрерывного движения, развязки на ней остались. Есть вероятность, что они остались, так как на многие из них уже готова проектная документация — мол, не пропадать же добру. Но вот насколько они укладываются в новую концепцию «города, удобного для жизни», — это вопрос.
Давайте резюмируем:
улица Мельникайте на участке от улицы Федюнинского до улицы Дамбовской никогда официально, на уровне генплана, ни в 2008-м, ни в 2012-м, ни в 2020 году, не была запланирована как магистраль непрерывного движения. Когда о ней говорили как о магистрали непрерывного движения на всем протяжении, хотели выдать желаемое за действительное;
развязки в разных уровнях на перекрестках Мельникайте с улицами Республики и 50 лет Октября — вещь необязательная. Да, в генплане они есть, но, согласно градостроительным нормам, их можно оставить в виде перекрестка в одном уровне;
глобальный сдвиг в направлении «города для людей» произошел в 2018 году, когда была принята Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Тюмени до 2040 года. В качестве основного вектора развития принят вариант «город, удобный для жизни». В рамках этого подхода строительство магистралей непрерывного движения, которых в генплане 2012 года было целых 103,1 км, предлагалось заменить на велодорожки, пешеходную инфраструктуру, платные парковки в центре, скоростной общественный транспорт;
в соответствии с принятым в 2018 году вектором на «гуманизацию» транспортной инфраструктуры, в 2020 году принята новая редакция генерального плана города. В нем число разноуровневых развязок по сравнению с 2012 годом сократилось почти в 4 раза, исчезло упоминание магистральных улиц непрерывного движения. То есть улица Мельникайте, которая в генплане 2012 года считалась магистралью непрерывного движения на участке от Дамбовской до улицы Дружбы, перешла в разряд улиц регулируемого движения на всем протяжении. Вследствие этого развязка на пересечении улиц Мельникайте и Дружбы стала необязательной.
Как вы считаете, нужно ли строить новые масштабные развязки в центральной части города или стоит сделать Тюмень удобной для пешеходов и пассажиров общественного транспорта?
Превращение Мельникайте в магистраль непрерывного движения поддерживают далеко не все горожане. Сейчас идет сбор подписей против этого проекта. Ранее эту идею раскритиковал и ученый из Тюменского индустриального университета. Особенно в последние месяцы досталось новой развязке на 30 лет Победы — Мельникайте. После ее сдачи пешеходы и велосипедисты лишились плавного спуска с моста и вынуждены взбираться по лестнице.