В новый сборник советских городских легенд попала тюменская история. Фольклористы и антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк стали авторами книги «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР». Ученые исследуют городской фольклор советских времен: какие страшные истории передавались из уст в уста в годы существования Советского Союза, почему они возникали и становились популярными.
Некоторые истории, приведенные в книге, можно отнести к разновидностям пропаганды. Например, слухи о том, как иностранцы дают советским детям отравленную жвачку. В таких слухах был идеологический посыл: с иностранцами лучше не контактировать. Но были легенды, которые распространялись горизонтально, и это вызывало беспокойство властей.
В четвертой главе книги приводится рассказ 40-летнего тюменца с инициалами И. П. Он пересказывает историю о крысе в батоне.
— Мой отец рассказывал примерно в конце восьмидесятых историю про моего дядю, который однажды купил батон, намазал его маслом, отправил в рот и чуть не подавился огромным крысиным хвостом. Отмечалось, что крыса попала в батон на хлебозаводе, потому что там их множество, — сообщает И. П.
Александра Архипова и Анна Кирзюк отмечают, что слухи, городские легенды и страшные истории возникают и распространяются потому, что люди в них нуждаются. Чем больше людей живет в городах, тем более атомизировано общество, а в таком обществе много чужаков и неизвестного. Они вызывают тревогу. Городская легенда описывает угрозы, и одной из главных ее функций становится информирование и предупреждение окружающих о возможных опасностях. Легенды о крысах в хлебе могли отражать представления людей о халатности в советской пищевой промышленности.
Авторы особо отмечают, что изучали легенды и страхи, связанные с реальностью советского человека: отравленные жвачки, крысы в пище, черные «Волги», похищавшие людей, толченое стекло в конфетах. Обо всем этом в советские времена тоже любили судачить. Популярные сверхъестественные детские страшилки, типа красной руки или гроба на колесиках, в реальной жизни советских людей не фигурировали, поэтому ученые решили их в своей книге не затрагивать.
Кстати, примерно по тому же сценарию возникают и современные городские легенды, например, недавняя волна слухов о конфетах с наркотиками и снюсах в мандаринах. Если в советские времена подобные легенды распространялись поступательно из уст в уста, то сейчас с учетом социальных сетей слухи или фейковые новости распространяется мгновенной волной, вызывая сильный эмоциональный отклик. Ученые также предлагают воспринимать возникновение современных городских легенд как ответ на социальное напряжение в обществе.