Мы продолжаем исследовать Тюмень в нашей рубрике «Районы-кварталы», которая выходит каждый вторник в 07:00. Прошлый раз посетили Бабарынку и рассказали о том, что происходит в пансионатах старейшего района города, а до этого заглянули в «Петровский остров» с его рвом вокруг богатых домов.
Сегодня мы расскажем о старейшем районе Матмасы, который, скорее всего, доживает свои последние годы. Причина в том, что его территорию будут застраивать многоэтажными домами. Уже определен застройщик, который должен будет снести все строения в этом уголке города и построить многоэтажки. Эта новость уже стала причиной протеста среди группы жильцов и даже судебных разбирательств. Что же происходит в Матмасах? Приглашаем вас на виртуальную прогулку.
Татарская деревня
В этом году Матмасы отпраздновали своё 184-летие. С давних времен здесь располагалось татарское поселение. Первые упоминания о нём датируются 1835 годом. Матмасы всегда жили как-то обособленно от Тюмени. Только в 1979 году район вошел в состав города.
В основном Матмасы состоят из частных домов, но есть и кирпичные многоквартирники, через которые проходит улица Пражская. Особый интерес и вызывают эти дома.
Строительство квартала началось в начале 70-х годов и закончилось спустя десятилетие. Район на первый взгляд выглядит очень скромным, но при этом аккуратным. У подъездов стоят скамейки с урнами, хорошие тротуары и практически нигде нет мусора. Такого порядка, например, нет в районе Старой Лесобазы, который тоже сейчас идёт под снос. Правда, Матмасы немного уступают по благоустройству поселку ТЭЦ на Одесской, о котором мы говорили ранее.
Не портят картину даже старые покосившиеся металлические заборчики и блеклые фасады из силикатного кирпича. Согласно данным геоинформационого портала Тюменской области, износ большинства домов на улице Пражской в среднем составляет 30%. Только у четырех двухэтажек с состоянием дела не очень — их износ около 55–60%.
Матмасы — тихий район, в котором сейчас живет много пенсионеров. Большинство из них приехали сюда в 70-е годы и поселились в двухэтажных домах в этом квартале. Кто-то — ради работы, другие — ради спокойной жизни вдали от шумного города, а кто-то — сразу по двум причинам. В этом году жители Матмас поняли, что им скоро придется покинуть свои дома.
Матмасcкий исход
В 2016 году прошел аукцион, который решил судьбу Матмас. Земельный участок от улицы Тимофея Чаркова до самой Муромской попадает под программу развития застроенной территории. Теперь застройщик «Улей Девелопмент» должен снести 40 многоквартирных и 27 частных домов и на их месте возвести кварталы высокой плотности застройки.
Вопросами расселения жильцов занимается администрация. Именно городские власти проводят оценку жилья собственников. Потом уже застройщик должен включиться в игру, выплатить компенсацию и снести район. Звучит вроде всё правильно, но не тут-то было.
Бывшая школьная учительница Альбина Мальцева говорит, что новость о том, что её дом идет под снос, встретила с ужасом. Женщина, десятилетия проработавшая в образовании, недавно даже участвовала в митинге у здания правительства области, так как несогласна с решением о сносе их любимого района.
Изначально мы хотели, чтобы Альбина Аркадьевна провела нам экскурсию по Матмасам, но все мысли тюменки были посвящены проблеме расселения.
— У нас не аварийное жилье. Почему его должны сносить? 16 сентября в управе Ленинского административного округа была назначена встреча с жителями. Это первая встреча после того, как было объявлено, что нас снесут. Они рассчитывали, что придут несколько человек, посидят в кабинете и разойдутся, но явилось много народу. Пришлось открыть актовый зал. Пришли больше трехсот человек. Люди стояли на ногах, так как мест не хватило. Чиновники в итоге ничего не решили, были растерянные. Замглавы города Владимир Третьяков нам заявил, что у них нет денег платить нам приличную компенсацию и мы должны это понимать! Я им предложила отдать нам свои коттеджи, тогда мы отнесемся к ним с понимаем, — возмущается женщина.
Пока говорили с Альбиной Аркадьевной, к нам присоединились ещё три женщины, которые тоже признались, что готовы протестовать против решения властей. Они опасаются, что их обманут и дадут мизерную компенсацию за жилье, в котором они прожили много десятилетий. Женщины говорят, что под старость лет никому не хочется заниматься квартирным вопросом, а ипотеку, чтобы купить достойное жилье, им никто не даст. Тех, кто не согласен покидать жилье, выселяют через суд.
Тюменки приводят в пример их знакомую, которую переселили из трехкомнатной квартиры, выплатив ей в качестве компенсации 1,7 миллиона рублей. В итоге женщине пришлось купить однокомнатную квартиру на Мысу и взять сверху кредит.
Сумма компенсации не устроила и молодую тюменку Анастасию Снигереву, которой город предлагал за двухкомнатную квартиру на Пражской компенсацию в 1,38 миллиона рублей. Девушка наняла независимую экспертизу и пошла в суд добиваться того, чтобы её жилье оценили достойно. Суд встал на сторону тюменки и назначил компенсацию в размере 2 миллионов рублей, но девушка уверена, что это лишь немного покроет все неудобства, связанные с переездом из их района.
— В ходе разбирательства суд назначил новую оценку в тюменской лаборатории при Минюсте, — рассказала Анастасия Снигерева. — Они оценили дороже — на полмиллиона, плюс еще расходы на переезд, услуги риелтора. Суммарно — почти два миллиона рублей. Если бы нам предложили эту сумму год назад, то мы бы согласились. Сейчас цены снова подскочили, и мы опять ничего не сможем купить за эти деньги. Поэтому уже подали апелляцию.
Аллея героев Матмас
Мы предложили женщинам, чтобы они проводили нас по району и показали интересные места. К нам присоединилась ещё одна пожилая тюменка, которую наши спутницы именовали как старшую. Новичком в нашей группе оказалась бывшая директор местной школы Валентина Педоряк. В 1977 году она приехала в Тюмень и сразу же попросила дать ей работу подальше от города — где поспокойнее. Сначала она работала учительницей, но спустя пару лет её назначили на должность директора школы.
Валентина Педоряк хорошо знает свой район. Она сразу же показала нам местный памятник героям Матмас, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Рядом со скромным монументом, на котором высечены имена, стоял свежий венок. Женщины переживают, что после строительства многоэтажек здесь от памятника не останется ни следа.
— 184 года исполнилось нашему поселку. На этом памятнике высечены имена наших матмасовских героев. Во всех домах живут их дети, внуки и правнуки. Здесь люди всё сами строили — вручную копали канавы, чтобы отвести воду от поселка в Туру. Мы вместе следим здесь за порядком, поэтому у нас всё так ухоженно и чисто. Даже деревья вокруг этой площади мы садили всей школой, — рассказывает Валентина Педоряк.
Улицы поэтов
То, что Матмасы — татарский поселок, говорят и названия его улиц. В 2014 году в микрорайоне стали менять их. Например, улица Строителей стала Пражской, поскольку в другом конце Тюмени уже есть улица Строителей. Была ещё идея назвать её в честь легендарного конструктора Михаила Калашникова, но остановились на Пражской. Хотя местные говорят, что так и не поняли, чем татарский поселок связан с Прагой.
В районе пересекаются сразу две поэтические улицы — улица Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая. Последний — известный татарский поэт родом из Казани. Его связь с Матмасами не простая. Именно казанские татары здесь селились больше сотни лет назад. С собой принесли и имя любимого стихотворца. В 2014 году к названию добавили слово «Поэта», чтобы не получилось, что в Тюмени две такие улицы. Создатель «Бессмертного полка» Геннадий Иванов предложил назвать улицу в честь тюменского милиционера Надира Сагдеева, но эту идею отклонили, так как не советовались с местными.
Улицу Мусы Джалиля тоже хотели лишить названия и заменить название на другое, так как еще одна улица Мусы Джалиля есть в микрорайоне Парфенова. Идея местным не понравилась.
— Имена улицам давали старики. Когда хотели переименовывать на сегодняшний лад, люди поднялись. В итоге оставили улицу, но теперь она стала Поэта Мусы Джалиля, — рассказывает Валентина Педоряк.
Если отправиться на север, то после двухэтажного квартала начинается частный сектор. Здесь можно встретить как старые дома, построенные около полувека назад, так и довольно новые красивые коттеджи.
Инфраструктура
На Матмасовской улице стоит мечеть Абу Бакр, названная в честь сподвижника пророка Мухаммада. На западе района есть еще и матмасовское кладбище, где захоронены преимущественно мусульмане.
Инфраструктура микрорайона Матмасы достаточно хорошо развита. На улице Пражской располагается городская поликлиника. Раньше в этом здании была школа, но после строительства нового здания её перенесли. Недалеко стоит детский сад № 149.
Есть несколько магазинов, среди которых представители известных сетей «Монетка» и «Красное и Белое». Местные приводят их наличие как преимущество района.
Дороги в Матмасах хорошие, но машин немного. Также здесь есть тротуары, которые не во всех районах города встретишь.
Сейчас на Пражской выставлены на продажу 30 квартир. Стоимость жилья практически идентична стоимости вторички в других районах Тюмени. В основном продаются двухкомнатные квартиры по цене от 2 до 2,7 миллиона рублей. Продаются и трехкомнатные площадью по 60 квадратов за 3 миллиона рублей.
В качестве аргумента покупки жилья в Матмасах называют развитую инфраструктуру: детский сад, школа в шаговой доступности, аптеки, автобусные остановки и магазины. Ещё в двух километрах от района находится база отдыха «Волна» с её горячими источниками. Спугнут ли потенциальных покупателей городские власти, это уже другой вопрос.
Планы застройщика
Право заниматься развитием Матмас получила строительная компания «Улей Девелопмент». Компания уже начала возводить три первые 19-этажные высотки на пустыре у улицы Тальниковой. Завершить их планируют к 2023 году. Новый жилой комплекс будет называться «Дебют».
Оценкой собственности занимается администрация города, а выплачивать компенсацию будет уже застройщик. Соседство со стройплощадкой этим летом уже стало поводом для претензий со стороны жителей частных домов на улице Юганской. Они считают, что 19-этажные дома заслонят им все огороды.
Не все жители Матмас протестуют против расселения и строительства многоэтажек в их районе. Находятся и те, кто соглашается с доводами и берет ту сумму, в которую оценили их жилье. Зачастую не возмущаются те, у кого жилье муниципальное.
Остальные же жители Матмас говорят, что хотят спорить с властями до конца, пока им не предложат нормальную компенсацию или не предоставят квартиры, равные по площади изымаемым. По крайней мере так резюмировали свои главные требования местные жительницы, с которыми мы общались.
Стоит ли сносить?
На самом деле после прогулки по району становится его даже жалко. Многоквартирные дома выглядят не так уж плохо. В том же районе у железнодорожного вокзала состояние домов гораздо хуже, но их землю не отдали в руки застройщика. Подобная ситуация только в Старой Зареке, но там ЖК «Вознесенский» хотят построить не на месте многоквартирников, а на территории частного сектора, который уже практически снесли.
Пожалуй, Матмасы — отличный пример, как должны выглядеть районы малоэтажной застройки: ухоженные дворы, соседи, которые знают друг друга и следят за порядком у своих домов. Сейчас малоэтажные кварталы в Тюмени строят преимущественно для состоятельных горожан, а люди победнее должны довольствоваться высотками с дворами, где стоят лабиринты из машин. В Матмасах нет пробок, нет заставленных автомобилями дворов. Если сравнивать со Старой Зарекой, то там хотят в будущем серьезно взяться за малоэтажное строительство. Видимо, предполагая, что будут жить люди с большими кошельками?
Посели в Матмасы, допустим, немцев с деньгами, они бы сделали передовой район: починили фасады зданий, спрятали бы силикатные кирпичи или покрасили их в красивые цвета, сделали бы дворы с кучей скамеек, детских площадок, мангальных и прочего интерактива для жильцов. Так они строят сейчас свое жилье в том же Берлине. В России, где, наверное, места очень мало, единственный выход — ставить многоэтажные комплексы в разных уголках города.
Самый главный вопрос к ситуации со сносом домов — почему именно Матмасы? В Тюмени огромное количество кварталов, заставленных гнилыми пансионатами и деревяшками, но почему-то карта сноса легла именно на этот отдаленный от Тюмени район.
Вероятно, к Матмасам мы вернемся в других материалах, чтобы рассказать о ходе переговоров с жителями района по поводу переселения и сноса, поэтому ждите новые публикации на сайте 72.RU и читайте новые выпуски рубрики «Районы-кварталы».
Стоит ли сносить Матмасы?