В начале марта жительница Тюмени Елена Силич, придя к себе домой, обнаружила, что её квартиру топит. Снег с крыши дома не был убран, поэтому вода пошла в помещения. Казалось бы, что ситуация не единственная в городе: на улице Профсоюзной у дома отвалилась часть стены. Поэтому у управляющей компании есть опыт работы с такими проблемами жильцов, но в реальности же тюменке, чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию с мертвой точки, пришлось писать жалобы губернатору и президенту.
К чему может привести равнодушие управляющей компании и как тюменка заставила коммунальщиков задвигаться, чтобы решить её проблему, читайте в её колонке от первого лица. Чужой опыт всегда может пригодиться.
Меня не было в городе два дня. Живу на пятом этаже многоэтажки на Червишевском тракте, 68а. Вернулась домой только 3 марта вечером и уже в подъезде поняла, что что-то произошло. Прямо на лестнице на меня стала капать вода. До первого этажа лужа. Когда поднялась к себе в квартиру на пятый этаж, то увидела, что меня топит. Разбухли обои, залило диван и ковер. Пришлось ставить даже кастрюли, так как у меня не было столько тазиков, чтобы ловить ими капли.
На следующий день, 4 марта, я позвонила в управляющую компанию и вызвала специалиста, чтобы составили акт. В первую очередь мне хотелось, чтобы убрали снег, так как началось потепление и он стал таять. Просила выехать срочно.
Потом, 5 марта, выехал ко мне представитель УК. Он составил акт. Я долго его просила сотовый телефон директора управляющей компании, потому что на приём было невозможно попасть. Там без конца трубку не брали или он был занят. Соседи тоже пытались позвонить, но если им посчастливилось дозвониться до управляющей компании, то они получали такой отпор, что больше общаться с ними не хотелось. Сотрудник дал мне телефон, и я договорилась с директором о личном приёме.
На следующий день в 2 часа я приехала к нему уже с готовой сметой, которую самостоятельно составила. В ней я оценила ущерб в 68 360 рублей. Включила туда замену обоев, дивана, навесных потоков, плинтусов, ковров и ремонт квартиры. Смотрела всё по рыночной стоимости. В управляющей компании директор увидел мою смету и, как ошпаренный, отбросил в сторону. Я ему говорю: «Вы чего так нервничаете? А же её сама составила! Вы можете предложить аналогичный материал, который дешевле, но такого же качества. Я пришла же договариваться, а не ругаться». Он мне вообще сказал, что ремонт крыши запланирован только в 2023 году. Починить сейчас ее они могут только за средства собственников.
Мою претензию тоже не хотели сначала регистрировать. Иду к секретарю и даю заявление для регистрации. Она молчит: ни в какую. Вызывает её директор. Потом вернулась и говорит, что я неправильно написала название компании. Оказывается, что они меняли его, хотя директор тот же остался. Исправляю. Она говорит, что не примет и бежит к директору. Тогда уже я пригрозила вызвать корреспондентов и полицию, если они не зарегистрируют моё заявление. Согласились принять.
Поняли, видимо, что меня не сдвинуть. Секретарь начала брать копию моего паспорта. Я ей указала, что не давала согласие на обработку персональных данных. Она мне говорит, что не будет тогда принимать заявление. В итоге пришлось уступить. Попросила копию акта, но она мне его не отдала, хотя были обязаны сделать это.
Бег по инстанциям
После приёма в управляющей компании у меня осталось ужасное впечатление. Я поняла, что реакции никакой не будет, и пошла писать жалобы в различные инстанции. Всю неделю носила их. Обратилась в Государственную жилищную инспекцию, приёмную президента Владимира Путина, в «Единую Россию» и даже к губернатору Тюменской области пыталась записаться на приём. Меня не записали, но приняли обращение. Сказали, что придёт ответ.
В то время, когда я разносила документы, случайно попала на приём к главе департамента ЖКХ Тюменской области Алексею Майеру. Он меня хорошо встретил, улыбался. Я достала все документы, рассказала ему историю. Он выслушал меня внимательно. Рассказал, как должны были себя вести в управляющей компании. Он спокойно мне объяснил, что нужно делать в моей ситуации, что я должна требовать. Дал много полезных советов. Единственное хорошее впечатление в этой истории. Спасибо ему, что научил меня, как действовать.
Дальше я стала бомбить звонками Госжилинспекцию. Хотела записаться на личный приём к начальнику инспекции Ларисе Боровицкой, но мне ответили, что надо ждать до апреля, так как у нее очередь. Потом нашла исполнителя, назначенного по моей жалобе. Вышла на начальника отдела его. Позвонила специалисту, который взял мою ситуацию, а он мне заявляет: «Мы вам помочь не можем. Вызывайте за свой счет экспертизу и обращайтесь в суд». Ещё он мне сказал, что ремонтом крыши должны заниматься жильцы за свой счет. Я тогда удивилась, так как все дороги ведут в ГЖИ. Зачем тогда организация существует, если все проблемы должны жильцы решать через суд? Настаивала и надоедала ему звонками. В итоге он согласился приехать ко мне 15 марта. Сказал: «Хорошо, мы вместе с вами тогда лезем на крышу!»
«Чокание»
Наступает 15 марта. В 9:15 вышла из дома и жду. Подъезжает машина, выходит из нее человек с документами. Я подхожу и спрашиваю, откуда он. Оказалось, что из управляющей компании. Попросила его представиться, а он мне ответил: «Не считаю нужным!» И начал меня отчитывать: мол, что я себе позволяю и чего добиваюсь. Предупредила его, чтобы отошел от подъезда, а то кирпичи могут на голову упасть с крыши, а он мне: «И чо? И чо дальше?» Чокал, как подросток какой-то. Отошла в сторону и стала ждать человека из ГЖИ.
Приехала другая машина, а на ней более представительный мужчина. Это был специалист ГЖИ. Я стояла в стороне и увидела, как он подходит к этому «Чокалу» (так Елена Силич называет специалиста управляющей компании, так как имя его так и не узнала. — Прим. ред.), жмет ему руку, обнимается с ним по-дружески. Тогда я присела просто! Друзья встретились! Пожалела, что не сняла на видео. Подхожу и говорю: «Вам ещё поцеловаться осталось». Они удивились: «Это вы?»
Повела их к помойке напротив подъезда, где лучше видно состояние крыши дома. Один из них давай орать: «Куда вы меня ведете?» Я пояснила, что паниковать не надо. Ранее в разговоре он мне говорил, что управляющая компания не чистит крышу, так как она сделана из какого-то специального материала. Наглядно показала, что никакого материала там нет, а простой шифер, который положили еще в прошлом веке. Там заплатка на заплатке — такой же шифер. Где у них там чудесный спецматериал? Показала им, что не только моя квартира пострадала: стена обваливается, кирпичи падают и других соседей тоже топит.
В квартиру завела их, показала, что окна у меня до сих пор текут, а вместе с водой грязь льется. Они мне: «Это у вас окна отпотели». Это пластиковые окна, какой отпотели? Потом они вдвоем полезли на крышу. Вышли из чердака и ничего толком не сказали. «Получите официальный ответ в установленный срок. Не у вас одной проблема. У меня очень много работы», — ответил человек из ГЖИ. Кстати, ответ пока не пришел.
Вертикаль власти
Я уже отчаялась. Никто не реагировал на заявку. Ежедневно вызвала специалистов, но её почему-то закрывали мастера. Внезапно 20 марта мне звонят из ГЖИ и приглашают меня на личный приём с начальником инспекции Ларисой Боровицкой. Потом уже выяснила, что распоряжение о личном приёме дал помощник заместителя губернатора Данил Винник. Видимо, приняли мою жалобу, которую я передала Александру Моору.
На встречу с Ларисой Федоровной пришел и директор управляющей компании. Я его сначала не узнала — он побрился. Видимо, готовится к чему-то. Начальник инспекции выслушала меня. Потом директор управляющей компании поведал свою точку зрения на ситуацию. Я молча слушала, но когда он заявил, что в 2018 году у нас чинили крышу, то не выдержала и сказала, что он врет. Прямо и сказала, что не буду это слушать, так как это вранье! Директор, кстати, на встрече с Боровицкой был вежлив. Эталон вежливости!
В итоге Лариса Федоровна потребовала разобраться в моей ситуации, чтобы не доводить дело до суда, а управляющую компанию предупредила, чтобы внимательнее относились к обращениям граждан. В итоге встреча закончилась тем, что 22 марта ко мне приедут инженеры, чтобы оценить объем работ в моей квартире.
Эта ситуация могла быстро разрешиться, если к моим жалобам отнеслись бы с пониманием. Во время встречи с Боровицкой оказалось, что управляющая компания должна делать текущий ремонт крыши, а не ждать 2023 года. Надеюсь, так и сделают, а то при первом дожде меня опять начнет топить. Жаль, что пришлось писать президенту и губернатору, чтобы управляющая компания как-то зашевелилась.
Пришла весна — растаяли дома
Проблема Елены Силич не уникальная для Тюмени. Этой весной из-за неубранного снега и ненадлежащего состояния крыш стало топить десяток домов в городе. На улице Профсоюзной у многоэтажки потекли потолки на верхних этажах и отвалилась часть внешней стены. Дом пришлось срочно чинить, а ситуацией заинтересовалась администрация Тюмени. В Лесном микрорайоне Тюмени вообще дело дошло до эвакуации жильцов, когда случилось обрушение кирпичной кладки стены.
Что нужно делать в случае потопа в квартире, мы поинтересовались у директора областной ассоциации управляющих компаний «Народный дом» Владимира Васильева. Он рассказал, что чаще всего в спорах жильцов и управляющих компаний суд становится на сторону простых граждан.
Елена Силич