По жилищно-коммунальным услугам всегда возникает много вопросов. Ответы на часть из них мы получили от директора Тюменского расчетно-информационного центра Олега Туровинина. Он рассказал, почему в абонентские пункты можно не приходить, но в конце месяца там не протолкнуться, нужно ли тюменцам платить за капремонт, зачем отменили перерасчет в связи с временным непребыванием и могут ли жители дома обязать вас платить за общее видеонаблюдение.
– Управляющие компании, работающие через ТРИЦ, передают вам часть своего функционала. Расскажите, какие именно работы проводят сотрудники центра?
– Не все горожане до конца понимают, чем мы занимаемся. У нас заключены договоры с управляющими компаниями, а у них какой функционал? Они должны обеспечивать людей коммунальными услугами и собирать за это деньги. Кроме того, у них есть рудиментная функция – организация регистрационного учета граждан.
При работе с компаниями мы берем на себя функцию фронтменеджмента по общению с населением, производим начисления, формируем и печатаем квитанцию, которая потом доставляется собственнику той или иной квартиры, заключаем договоры со всеми кредитными учреждениями и платежными агентами на то, чтобы они этот платеж приняли, и, соответственно, мы этот платеж обрабатываем, перечисляем и делаем всю необходимую отчетность. И, конечно, организовываем регистрационный учет.
– И что из вышеперечисленного занимает наибольшую часть работы? Это сбор и обработка показаний счетчиков?
– В нашем функционале и правда большой блок занимает общение с людьми по поводу исходной информации для начислений. Это показания приборов учета. Только по Тюмени мы обслуживаем 270 тысяч лицевых счетов (примерно 60% от общего количества). А в одной квартире зачастую расположено пять приборов учета (четыре на воду – по два на один стояк, электросчетчик). Можно представить, какой объем информации необходимо обрабатывать. И «оприборенность» растет, в том числе и из-за того, что в правила оказания коммунальных услуг ввели повышающие коэффициенты для тех, кто не установил счетчики.
– Многие люди придерживаются стандартных сроков передачи данных приборов учета – ближе к концу месяца. Получение такого массива информации в сжатые сроки не нарушает работу?
– Показания приборов учета нужно передавать ежемесячно, это единственное требование законодательства, четких сроков нет.
Несколько лет назад правительство ненадолго вводило правило, что показания приборов учета необходимо передавать с 20 по 25 число каждого месяца. Такая норма действовала несколько месяцев, после чего была отменена, поскольку нереально собрать такой объем информации в краткие сроки. Правда, такая норма могла бы действовать при условии, что большинство домов оборудованы автоматизированными системами сбора информации, когда показания считываются автоматически.
Несмотря на то, что строгих сроков уже давно нет, в памяти людей почему-то отложились старые нормы, и они продолжают приходить передавать показания с 20 по 25 число каждого месяца, создавая очереди в абонентских пунктах. В другие дни такого сильного ажиотажа не наблюдается.
Такая же ситуация и с телефонной службой. У нас 90 линий, а в такие дни одновременно дозвониться до операторов пытаются иногда по 400 человек. В остальные дни такого наплыва нет. Мы, конечно, постоянно объясняем людям, что есть сайт, что существует мобильное приложение, работает та же телефонная служба, да и вообще показания можно передавать в любой день месяца и они будут учтены, но от таких пиковых дней избавиться не можем. В основном через абонентские пункты показания передают пенсионеры или люди, которые не имеют доступа к интернету или не умеют пользоваться дополнительными сервисами. Нам бы хотелось попросить всех, у кого есть возможность, передавать показания по телефону и через интернет, чтобы люди, которые действительно не могут это сделать, могли прийти в абонентские пункты и не стоять там в очереди.
– В какие дни лучше приходить людям, чтобы избежать очередей?
– Небольшое увеличение клиентов в абонентских пунктах отмечается еще в первые дни месяца, ориентировочно с 1 по 10 число. Это те, кто приходят уточнить: люди получили квитанции и с чем-то не согласны. Либо приходят оплачивать – ТРИЦ оплаты не принимает, но в абонентских пунктах есть представительства банков и терминалы, через которые можно провести оплату.
С 10 по 20 число в абонентских пунктах практически никого нет, поэтому, если есть необходимость, желательно приходить в эти дни. У нас даже во всех отделениях развешаны таблички, в которых указано, в какие дни к нам сложнее попасть, а в какие проще. Мы пишем, что пока нас не нужно посещать с 20 по 25 число. А нужно приходить, ну, условно говоря, 13, 14, 15 числа.
– А как ТРИЦ определяет сумму, которая положена управляющей компании за услуги?
– Существуют жилищные и коммунальные услуги. Стоимость первых определяется общим собранием собственников и подтверждается протоколом. Управляющая компания передает нам информацию, и мы, зная площади помещений, производим начисления. С коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, тепловая энергия, газоснабжение, электроэнергия) всё сложнее. Здесь начисления производятся согласно показаниям приборов учета. Мы собираем показания общедомовых счетчиков и тех, что установлены в квартирах потребителей. Стоимость единицы оказанной услуги (гигакалория, кубометр воды и прочее) определяется региональными властями (департаментом тарифной и ценовой политики. – Прим. авт.). Если собственники не приняли решение о стоимости жилищных услуг, то им производятся начисления по муниципальному тарифу.
– А наполнение квитанции ТРИЦ самостоятельно определяет? Ведь в платежке отображаются такие пункты как, например, содержание общего имущества. Многим непонятно, что входит в данную строку. Почему не указывается подробная информация?
– Структуру квитанции определяют собственники на том же собрании собствеников. Если они примут более подробную структуру платежки, например, тариф, состоящий из 100 пунктов, то значит в квитанции их столько и будет. По каждому дому такая платежка имеет свой набор услуг, но в большинстве случаев это соответствует нормам, оговоренным в муниципальном тарифе. Там есть четыре укрупненных блока, в которые включены содержание и обслуживание общего имущества, благоустройство и прочее.
– Некоторые собственники опасаются, что если расчеты будут проходить через ТРИЦ, то оплата повысится. Так ли это?
– Если управляющая компания заявляет, что у нее ряд услуг бесплатный, а мы берем за них деньги, то она все же лукавит. Например, за работу паспортиста мы берем 27 копеек с квадратного метра жилой площади. Для стандартной пятиэтажки эта услуга обойдется примерно в полторы-две тысячи рублей в месяц. И нет таких паспортисток, получающих зарплату в тысячу рублей. Такая же ситуация и с обслуживанием. Расчет начислений и формирование квитанций, обеспечение приема платежей целому дому обойдется в четыре-пять тысяч рублей. Управляющая компания может говорить, что у нее эти услуги бесплатны, но при этом у неё в штате есть кассир, бухгалтер, производится оплата банку за инкассацию и так далее. Но если компании не сократят свои расходы и при этом будут пользоваться услугами ТРИЦ, то это будет дороже. Это, конечно же, касается небольших управляющих компаний и ТСЖ, которые обслуживают один-два дома. У них бывает так, что, например, супруг возглавляет ТСЖ, супруга – бухгалтер, дочь – кассир, а бабушка – паспортистка. Таким предприятиям невыгодно переходить в ТРИЦ. Сейчас они получают четыре тысячи, но себе, хотя так им нужно будет отдать всего две, а не четыре.
– Некоторым тюменцам платежки за домофон приходят отдельно. Почему?
– Домофон отвечает всем основным критериям общедомового имущества. Но проблема в том, что у новых домов это оборудование включается в общедомовое имущество сразу, а вот старые дома сдавались без домофонов – жители устанавливали их потом по разным схемам. Они либо сами покупали двери с домофоном и переговорным устройством, либо, как говорят некоторые компании, что они сдавали жителям все это в аренду. Какое-то время домофонщики работали на старых домах через ТРИЦ и им перечислялись деньги. Но мы долго разбирались с даным вопросом, смотрели судебную практику и все-таки решили, что раз это общедомовое имущество, то деньги должна собирать УК, которая отвечает за весь комплекс услуг. Мы вышли из всех договорных отношений с компаниями, обслуживающими домофоны. Теперь ситуация следующая: где-то собственники (либо с помощью УК, либо сами) включили это в состав общедомового имущества. А где-то осталось так, что УК собирает всё, кроме домофона, деньги за который собирает сам домофонщик. Подобное кажется мне атавизмом, так быть не должно. Включить домофон в состав общего имущества жители могут самостоятельно, но если им нравится, например, обслуживание домофонной компании и их устраивает оплата по отдельной платежке, то тут проблем тоже нет.
– С видеонаблюдением аналогичная история?
– Нет. С видеонаблюдением ситуация следующая: появилось Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской федерации от 20 июня 2017 года № 11-КГ – 13, в котором говорится, что «... из содержания указанных выше правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, относится решение вопроса об определении перечня услуг и работ по управлению многоквартирным домом, целью которых является надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме – лестничных площадок, коридоров и так далее, а также соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; при этом управляющая организация обязана оказывать такие услуги и работы собственникам многоквартирного дома в счет платы за жилое помещение. Также в письме указано, что видеонаблюдение является услугой, обеспечивающей безопасность жителей дома и отвечающей современным требованиям оснащенности дома общедомовым имуществом. Наличие видеонаблюдения в доме во многих случаях помогает предотвратить преступления, а в случае их совершения – оперативно раскрыть их».
Таким образом, если собственники большинством голосов решили, что для надлежащего содержания общего имущества в доме необходимо установить систему видеонаблюдения, и установили плату за установку и содержание данной системы, то такая плата будет обязательной для всех.
– Многие задают нам вопросы о сборах на капремонт. В Тюменской области плату начинают собирать спустя полгода после введения дома в эксплуатацию, в других регионах действует другая норма – первые платежки приходят только через пять лет. Почему так получается?
– Точный срок так называемых «платежных каникул» субъекты РФ устанавливают самостоятельно, что дает объяснение тому, что в некоторых регионах дом после сдачи в эксплуатацию попадает в программу капитального ремонта спустя какое-то время ввиду принятого решения.
Государство утвердило определенный порядок. Например, мне очень не нравится останавливаться на красный свет, хочется ехать на него. Тем не менее мы определились с правилами, что на красный свет мы стоим, а на зеленый едем. Таков закон, и его нужно исполнять. Государство определило, что все собственники несут общее бремя по капремонту. Мы собираем деньги, составляем программу капитального ремонта и приводим дома в нормативное состояние. Насколько эта система справедлива? Также можно обсуждать, что мне вот не очень нравится останавливаться на красный и я больше люблю на него проезжать. Все обсуждения дальше могут сводиться только к этому. Это требование закона, которое все должны соблюдать.
– Сейчас заканчивается дачный сезон. Для многих стало удивлением, что перерасчеты о временном непроживаниим больше не делаются. С чем это связано?
– С 1 января этого года действует новая норма, по которой перерасчет на время отсутствия не делается тем, у кого не установлены в квартире приборы учета. Исключение – жильцы помещений, в которых нет технической возможности установить счетчики. Это еще одна мера по стимулированию установки приборов учета. Все граждане должны были до июля 2012 года их установить, а ответственнности за невыполнение никогда не было. Потом постепенно ввели к тарифам повышающий коэффициент и отменили такие перерасчеты по факту временного непребывания. К началу года в Тюмени было оприборено примерно 54% помещений, после введения таких мер, как повышающие коэффициенты, этот процент резко начал расти. Сейчас эта доля достигает примерно 65–70%.
– При смене управляющих компаний часто возникают спорные ситуации, когда и старая, и новая организация утверждают, что именно ей должны платить жители. Если компании обслуживаются в ТРИЦ, то как определяется, кто же все-таки управляет домом и имеет право брать деньги с жителей?
– Мы уже давно сделали правовой анализ и пришли к тому, что основание наличия в лицензии (Реестр лицензий размещается на сайте государственной жилищной инспекции Тюменской области и обновляется практически ежедневно. – Прим. авт.) того или иного дома является основополагающим. Управление жилыми домами – это лицензируемый вид деятельности, а по гражданскому кодексу сама выдача лицензии является основанием для приступления к работе. То есть компания, которая управляет или обслуживает без лицензии, фактически делает это незаконно. Поэтому мы четко прописали во всех своих договорах, что придерживаемся именно даты включения или исключения из лицензии. Мы оставляем везде за собой право выйти в одностороннем порядке из договорных отношений в случае, если дом исключени из лицензии компании. А организация без лицензии не имеет права выпускать платежку, независимо от того, обслуживается ли она в ТРИЦ или нет. Возьмем даже такой случай, если дом исключен из лицензии компании, с которой мы работаем, а у новой УК с нами нет договорных обязательств, то мы квитанцию печатать не будем.
– Как часто происходят спорные ситуации между жителями?
– Спорные вопросы будут всегда. У нас часто бывает, что десять жильцов за одну компанию, еще десять за другую, а остальным все равно. И при этом одни и те же люди могут голосовать и за тех, и за других – у нас в стране никак не ограничено количество раз голосования по данным вопросам. Например, я как собственник в течение одного дня могу проголосовать за все три управляющие компании и все три протокола голосования будут верны, если я их сам подписал. Здесь всё очень сложно.