
После окончания тюменского вуза, где Иван Плотников изучал тонкости ландшафтной архитектуры, молодой человек переехал в Новокузнецк. В мастерской отливал сувениры из серебра и бронзы, а в 2015 году решил сменить один город на другой.
Теперь он уже два года живёт в Новосибирске, где создал студию скульптуры и бутафории FreeArt. Монстры, над созданием которых здесь трудится целая команда мастеров, умеют открывать рот, «дышать» и стоят сотни тысяч рублей.
О процессе создания леденящих кровь фигур, материалах, которые используются в работе, самых необычных заказах и источниках вдохновения Иван Плотников рассказал 72.ru.
Бутафория. Начало
Увлечение скульптурой и бутафорией – родом из детства. Помню, приходил из школы и мастерил из подручных материалов подвижные клешни: очень хотелось сделать робота, но не очень получалось.

После университета с 2014 года работал скульптором в новокузнецекой фирме «Гран-При»: отливал сувенирные фигурки из бронзы и серебра.

Там сделал фигурку робота из металла, сбылась давняя мечта.
Творить можно где угодно, но хотелось большего развития и просто сменить место жительства. Поэтому и решили с женой перебраться в Новосибирск, где я год проработал у известного гримёра-бутафора Дениса Потеряева.

Полезными стали и обучающие видео на YouTube. Например, уроки американского скульптора Стенли Уинстона, который делал реквизит для «Хищника», «Терминатора» и других фантастических блокбастеров.

Первым крупным заказом стала диорама в музее мировой погребальной культуры, посвящённая 70-летию со Дня победы в Великой Отечественной войне. Это была масштабная работа размером 15 квадратных метров. На создание ушёл примерно месяц, а потом ещё год проработал в этом музее.
О команде и моменте, когда стало страшно
Сейчас в мастерской на постоянной основе трудится шесть человек: это скульпторы, формовщики, мастер по дереву и металлу, электронщик. Когда не справляемся с большим потоком заказов, зовём фрилансеров. В последнее время потребность в дополнительной рабочей силе бывает довольно часто.
Создание фигур начинается с чертежей и эскизов, после чего приступаем к лепке фигуры и изготовлению механических составляющих – системы для дыхания, моргания век, движения конечностей.

Когда мастер-модель из пластилина готова, снимаем форму и уже в неё заливаем силикон. Параллельно производится установка каркаса и элекронных компонентов будущего монстра. Когда всё протестировали и убедились, что все работает, раскрашиваем изделие и работаем с деталями.


Что касается материалов, которые используем в работе, – это стеклопластик, силикон, металл. На создание фигуры в человеческий рост уходит от трёх недель до двух месяцев. Срок изготовления зависит от множества аспектов. Например, если это фигура для квеста, и она так или иначе будет часто взаимодействовать с людьми, то нужно сделать её более износостойкой.


Вдохновляют меня зарубежные мастера, которые работают над созданием голливудских фильмов. Скульпторы, которые делают копии актёров для музея мадам Тюссо, а также многие российские бутафоры.

Пугают ли меня изделия, которые создаю? Признаюсь, был один такой случай. Как-то работал в мастерской пару ночей подряд: делал силиконовую фигуру повешенного человека. Под утро ушёл домой немного поспать. Вернулся спросонья, захожу, включаю свет, а там кто-то висит под потолком. Испугаться успел прежде, чем до сознания дошло: я же сам эту фигуру туда и подвесил.
58 кактусов, силиконовые попы и Франкенштейн, который дышит
Среди наших заказчиков – музеи, киностудии, квесты, рекламные компании, магазины, бары, театры и множество организаций, которым необходим какой-либо реквизит.
Одним из самых масштабных заказов были 58 манекенов в виде кактусов – для оформления витрин сети магазинов мужской одежды. В их изготовлении участвовало 14 мастеров. А самым забавным заказом были силиконовые задницы, которые мы делали для рекламной компании в Москве. Продвигали они средство от геморроя.


Впрочем, делали мы и менее устрашающие объекты. Например, двухметровую туфельку для магазина женской обуви, английскую телефонную будку для квеста, полутораметровый календарь Майя в частную коллекцию, велосипедиста в стиле стим-панк для бара.



Удовольствие это не из дешёвых. Неподвижная фигура человека из силикона стоит от 150 000 рублей, подвижная (которая умеет моргать, дышать, двигать конечностями) – от 200 000 и больше, в зависимости от сложности заказа.
Родные и близкие моё нестандартное увлечение одобряют, но просят не забывать и про добрые вещи. Есть много вариантов, помимо инопланетян и прочих чудовищ. В планах – и дальше создавать максимально реалистичные фигуры. А ещё попробовать себя в изготовлении современных протезов, которые будут долговечны и максимально удобны в использовании.
У вас тоже есть необычное увлечение, о котором хочется рассказать? Пишите нам в Viber, WhatsApp или Telegram на номер +7-922-398-82-72 , и, возможно, именно вы станете героем публикации на нашем сайте!
Фото: Иван Плотников