Инвалиды, посещающие процедуру гемодиализа в Тюменской областной клинической больнице №1, обратились в редакцию 72.ru с серьезной проблемой. Несмотря на то что услуги социального такси предоставляются им в соответствии с постановлением правительства региона бесплатно, однако машин, утверждают они, катастрофически не хватает. Поэтому до ОКБ №1 больные люди вынуждены добираться на свои средства.
Так, 67-летний тюменец Сергей Козин рассказал, что поездка туда и обратно ему обходится примерно в 300-400 рублей, а ездить на гемодиализ необходимо три раза в неделю. «Я болею уже восемь лет, отказали обе почки вследствие 40-летней работы на газопроводах. Раньше добирался сам, но теперь на это нет сил. И хоть ехать мне совсем недалеко, преодолеть такое расстояние бывает трудно – мучает слабость и одышка». В среднем у инвалидов на дорогу туда и обратно в день уходит от 250 до 500 рублей, соответственно, в неделю сумма вырастает от 750 до 1500 рублей. «Нам приходится выбирать: либо нормально питаться и лечиться, либо ездить на гемодиализ», – иронизируют пациенты ОКБ №1.
Директор Тюменской областной общественной благотворительной организации инвалидов «Щит милосердия», руководитель Межрегиональной организации нефрологических больных «Нефро-лига» Елена Буянова, представляющая интересы тюменских инвалидов, сообщила, что в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске на сегодняшний день гемодиализ посещают около 500 человек, только в Тюмени в этой процедуре нуждаются 350-400 больных. Из них есть категория инвалидов, которые могут самостоятельно добираться в больницу и обратно домой.
Гемодиализ – процедура очищения крови с помощью аппарата «искусственная почка», необходимая прежде всего людям с хронической почечной недостаточностью. Аппарат для гемодиализа берет на себя функции неработающих почек: отфильтровывает из крови токсины, мочевину, избавляет от лишней жидкости, нормализует электролитный баланс, артериальное давление и восстанавливает кислотно-щелочное равновесие. Процедура позволяет продлить жизнь больных на 15-25 лет.
«Отмечу, что, как правило, обратно добираться ничуть не легче, чем туда, потому что процедура очень тяжелая, у кого-то повышенное давление, у кого-то чересчур низкое. Бывало и такое, что у некоторых пациентов после гемодиализа открывалось кровотечение, они приходили домой и вызывали скорую помощь, теряя много крови. У нас очень много и онкологических больных, и людей после инсульта, ведь гемодиализ включает в себя все категории инвалидов, в том числе с ограничениями слуха и зрения. У людей отказывают почки, происходит полнейший сбой в организме, возникает множество осложнений», – отмечает Елена Буянова.
Она подтверждает, что проблемы с социальным такси происходят периодически. «Бывает затишье, все хорошо, потом снова нет машин, чтобы возить людей на процедуры. Но особенно обстановка накалилась за последний месяц. Как мне сказали инвалиды, две недели их уже не возили, сейчас предложили неделю возить, неделю не возить. А вызывать такси самостоятельно – это огромные затраты. Учитывая их маленькую пенсию, плюс необходимость закупать дорогостоящие лекарства дополнительно, так как не все из них входят в государственное обеспечение. Также при гемодиализе у них происходит полная очистка организма, вычищаются не только вредные вещества, но и минералы, и витамины, поэтому таким больным нужно усиленное питание», – объясняет Елена.
И получается, говорит она, парадоксальная ситуация – необходимо принимать лекарства, соблюдать рекомендуемую восстанавливающую диету и при этом тратить больше тысячи рублей на такси. «Я звонила и разговаривала с диспетчером, мне сказали, что на данный момент несколько машин в нерабочем состоянии, сломались. Но это же не происходит сразу в один день, они же не встали в один раз. Для этого нужно было просто качественно создать работу по уходу за транспортом, чтобы не возникало проблем с его нехваткой, так как количество желающих пользоваться услугами социального такси растет. Тем более конкретно этим людям специализированный транспорт не нужен, они могут добираться на простой машине, сразу по четыре человека. Как вариант, возможно заключить договор с обычным городским такси», – считает руководитель ТООБОИ «Щит милосердия» .
В департамент социального развития Елена Буянова пока не обращалась, так как, говорит она, проблема назрела очень быстро, а писанина и решение проблемы может занять несколько месяцев. Впрочем, редакции 72.ru в департаменте ситуацию прокомментировали сразу же.
Отметим, что социальное такси функционирует в Тюменской области уже пять лет, по областному центру курсирует 11 спецмашин. Ежегодно его услугами пользуется от четырех до семи тысяч человек, среди них более тысячи - жители Тюмени. За год каждый автомобиль совершает более 18 тысяч поездок. Цель данной службы - обеспечить людям с ограниченными возможностями доступ к социально значимым учреждениям, в числе которых медицинские заведения, банки, суды, аэропрт, вокзал и так далее. Работа социального такси регулируется постановлением правительства региона №319, согласно которому право на получение услуг службы имеют инвалиды I и II группы (с поражением опорно-двигательного аппарата и нервной системы, нарушением зрения), а также дети-инвалиды (с поражением опорно-двигательного аппарата и нервной системы, нарушением зрения). Кроме того, допускается сопровождение граждан, имеющих право на получение услуг службы, в составе не более двух человек. Услуга предоставляется бесплатно.
«Эта мера социальной поддержки предоставляется только инвалидам, причем мы не отказываем даже тем людям, которые пока только оформляют этот статус. В первую очередь социальное такси предоставляется тюменцам, имеющим ограничения в передвижении. Конечно же, в их число входят инвалиды, которые посещают процедуру гемодиализа, отказов в услугах социального такси этой категории граждан не было. Более того, несмотря на то, что часы работы социального такси с 8:00 до 17:00, но специально для пациентов, посещающих гемодиализ, мы продлили работу такси до 20:00», – объяснили в департаменте социального развития Тюменской области.
Конкретно по ситуации Сергея Козина в департаменте прокомментировали, что отказали инвалиду один раз, и это было связано с тем, что заявка на машину была сделана в тот же день, когда мужчине нужно было ехать на процедуру. Тогда как в соответствии с постановлением №319 бронировать транспорт необходимо за пять дней до назначенного срока, ведь это некоммерческая служба. Диспетчеры принимают все заявки и формируют группы таким образом, чтобы транспорт не простаивал. В день заявки такси может приехать, только если есть свободная машина.
«Для тех, кому услуги социального такси необходимы, машин хватает, – добавили в департаменте соцразвития. – Бывают случаи, что просят, к примеру, довезти до дачи, тогда мы вынуждены отказывать».