Сотни имен есть у вдохновения, и имя одной из этих муз — дорога. Редко встретишь человека, не желающего открыть для себя новые горизонты. За неизведанным можно ехать за тридевять земель, а можно и в родном краю обнаружить места необычайные. Порой мне кажется, что таких у нас уже не может быть, но, к счастью, обстоятельства часто убеждают меня в обратном.
Мой товарищ Пистолеро, как мне кажется, знает почти все тюменские земли. Вот уедет он в неведомое заболотье, а затем выставит фото урочища Волчья Грива; поведает о Марьином ущелье, а потом так напишет о каком-нибудь богом забытом селе, что соберет толпу желающих отправиться туда на следующий же день.
Он пригласил меня и двух других путешественников в поездку по достопримечательностям (и я пишу это слово в его прямом значении) Велижанского тракта. Погода стояла не самая дружелюбная, но согревала мысль о грядущем приключении.
Сколько чудных названий встречавшихся по пути деревень могла бы я перечислить! Вот, например, деревня Веселая Грива. Как прочитаю позже, название местности дали братья Карп и Корней Тарасовы — приехавшие сюда из Кировской области малоземельные крестьяне. Стараясь сделать территорию пригодной для жизни, родственники работали спорно и весело. Облюбованная грива — земля — и стала их новым домом. Сегодня это обычная деревня, а неподалеку находится целебное озеро Ахманка и одноименная грязелечебница.
Чугунаево. Пистолеро говорит о каком-то ядерном взрыве, произведенном здесь в прошлом веке. Представляю Хиросиму и Нагасаки вместе взятых и недоверчиво смотрю на нашего проводника. А ведь под Тюменью в 1967 году в научно-исследовательских целях был произведен первый сибирский подземный ядерный взрыв. Мирный, разумеется. Получил название «Тавда». Говорят, до сих пор ходят слухи о повышенной радиации в этой местности.
Герасимовка. На въезде новоприбывших встречает табличка с надписью: «Welcome to Gerasimovka!» Помимо таблички, еще одна местная достопримечательность — центр реабилитации наркозависимых. Сама же деревня кажется местом мрачным и скучным.
Привет передал нам Николай Васильевич Гоголь: проезжали Большой и Малый Хутора. В одном из кафе по пути отведали заодно и украинского борща: хотя одно название, но немного согревает. Проезжали Паченку: здесь по преданию бывал и Ермак со своей дружиною. Довелось очутиться в деревне Киндер. Табличка с названием ничем не примечательна, не то что в Герасимовке. Долго гадали, откуда в этих краях столь несуразное название. Немецщина же. Но деревенька была татарская, и название у нее тоже татарское. «Конопля», если по-нашему. А ударение на последнем слоге — Кинде́р. Были и другие местности. В Тавде, например, порадовала табличка «Тюменская область — земля счастливых людей». И все это на фоне такого заката, которого ни одно сделанное мной фото не передало бы.
На обратном пути наш впередсмотрящий задает хороший вопрос о том, что больше всего запомнилось. Это помогает восстановить полную картину прошедшего дня, дополнить мнениями друг друга и каждому впечатлению оставить свое место в сердце. Мы перечисляем населенные пункты и приходим к общей мысли, что все они достойны интереса со стороны заезжих путешественников. Мне даже кажется, что здесь можно снимать хорошие фильмы о современной действительности. И не только в мрачных красках.