В следующем году в Тюмени может появиться новый мотоциклетный клуб. В отличие от уже существующих организаций здесь планируют проводить занятия с молодыми людьми, только начинающими интересоваться байкерской культурой. Изучение правил дорожного движения, знакомство с технической частью, творческие встречи – планов довольно много. Подробно об этом и в целом об отношении к водителям категории «А» корреспонденту 72.ru рассказал президент клуба «Русские мотоциклисты» Алексей «Крест» Сазонов.
– Алексей, насколько мне известно, у вас многолетний водительский и преподавательский опыт. Действительно мотоциклистов становится больше или это ложное впечатление?
– Популярность мотоциклетного движения действительно растет. Открываются новые магазины, сервисные центры для мотоциклистов. Становится больше желающих получить права. Если в 2003 году нас насчитывалось человек 20-30 по городу, то в прошлом году только я выпустил около двухсот водителей категории «А», а я не единственный в городе инструктор.
– Культура вождения при этом тоже повышается?
– Ситуация на дороге начала исправляться после появления мотобата. Люди буквально косяками пошли в автошколы, чтобы «узакониться», получить водительское удостоверение. Я сам считал раньше, зачем мне учиться на категорию «А», если у меня уже есть «В» и «С»? Часто и сейчас задают этот вопрос. Я всегда говорю: «Да, конечно, умного учить – только портить, просто ответьте мне на три вопроса по теории. Ответите – идите». За пять лет ни один человек не ответил, хотя я редко задаю сложные вопросы – все из ПДД. Тестовая система оценки, которая сейчас применяется на экзамене в ГИБДД, она же создана для умственно отсталых. Даже не зная материала, можно попасть в правильный вариант и сдать. Я заставляю учить правила, а не решать билеты. Это самое правильное.
– Кто приходит учиться? Молодежь или люди постарше?
– Приходят разные люди: студенты, отцы, матери семейств. Есть такие, кто попался пару раз, и решил, что дешевле будет отучиться. Штраф же сейчас за езду без прав – 5000 рублей, а обучение – 15 тысяч. Три раза поймали – обучение уже оплатил. К сожалению, некоторым просто не дано водить. За пять лет шестерым я отказал в обучении, потому что у меня девиз: «Я смерть на дорогу не выпускаю». Просто устал хоронить. Если человек не способен сориентироваться даже в пределах автодрома, не способен мыслить, приходится ему отказывать.
– Насколько мне известно, вы уже несколько лет учите правилам поведения на дороге школьников.
– Да, я уже три года хожу по школам города и района. В актовых залах разговариваем про правила, про мотокультуру, про поведение на дороге. Этим надо заниматься. Потому что когда спрашиваешь, у кого есть велики, получаешь «лес рук». А спрашиваешь, попутно должны ехать велосипедисты или навстречу, и процентов 90 говорят неправильно – навстречу. Интересуешься, когда велосипедист едет по тротуару, он должен сигналить пешеходам или по-другому как-то должен поступить? На этот вопрос вообще практически никто не отвечает. А в правилах написано, что при интенсивном пешеходном движении на тротуаре мы должны спешиться и велосипед рядом вести.
– У вас довольно жесткая манера общения, как школьники это воспринимают?
– Да, я достаточно жесткий человек. Но я по себе знаю, что на мягкое обращение школьники не реагируют. Будешь спокойно разговаривать – залипнут в телефоне, начнут переговариваться и так далее. А вот выйдешь, гавкнешь, и сразу слушают. Мой первый инструктор вообще со мной не церемонился. И подзатыльники давал, и по рукам бил. Тогда я его убить готов был, сейчас готов в ноги кланяться за науку. Мы же русские люди. Русский человек, он сюсюканий не любит. Это же не институт благородных девиц. Надо на равных говорить, тогда только тебя будут воспринимать.
– Расскажите, что за проект для подрастающего поколения вы готовите на следующий год?
– У меня давно были мысли взяться за мотоциклистов. Беда в чем? Подходишь к мужикам, говоришь, давайте молодых этих байкеров приструним, чтоб они без шлемов и без фар не ездили по улице Республики на заднем колесе. А мне говорят: «Да ладно, че ты? Естественный отбор. Кто сдохнет, тот сдохнет». Но ведь они же пока живые, их спасти надо. Честно скажу, я сам был не идеален. С 12 до 19 лет я ездил на мотоцикле без прав, без фар. Потом пьяным ездил. Я не понимал тогда, за что мне отец морду бил. Сейчас понимаю.
– А что значит «взяться»?
– Молодежь всегда кого-то копирует. Поэтому ее надо привлечь к себе, заинтересовать. Чтобы заинтересовать, надо предоставить место, где они смогут кататься, собираться, общаться. Должно быть место, куда не стыдно девушку привести, показать, где он время проводит. Это должно быть престижно. Я когда спортом занимался, мы с дневниками приходили. Если у тебя двойки, на тренировку не пускали. Так же надо и здесь. Если ты заметил, что он опять на заднем колесе по улицам катался, ты ему говоришь: «Все, дорогой, неделю тебя видеть не хочу».
– Разве вы хороший пример для подражания, учитывая ваше лихое прошлое?
– Когда я говорю, что ездил пьяный и без прав, я не хочу показать, как это круто. Наоборот, я каюсь и призываю людей к обратному.
– Да, наверное, не все выживают, если ведут себя таким образом.
– Естественно. Ведь если ты употребляешь алкоголь, у тебя уменьшается скорость реакции, ты хуже реагируешь на изменение дорожной обстановки. На встречах в школах я показываю детям шлем сына своего друга. Он разбился, когда ему было всего 18 лет. И я очень много таких примеров знаю. Чтобы всех навестить на кладбище, целый день уйдет. Гибнут в основном молодые, хорошие парни. Поэтому их нужно учить, объяснять правила поведения на дороге.
– Кто, по-вашему, чаще виноват в авариях на дорогах?
– Я считаю, что причина аварий в отсутствии взаимного уважения. Половины смертей на дорогах можно было бы избежать, если бы люди осознавали, что в соседнем транспортном средстве сидит такой же человек, который торопится, у которого важные дела. Беда еще вот в чем. Не раз приходилось сталкиваться с пренебрежительным отношением к нам от инспекторов. Ученики даже слышали фразу, мол, мотоциклисты – это «второстепенная» категория. Получается, наш президент, наш губернатор, которые ездят на мотоциклах, это люди второго сорта? У них, что, кровь другого цвета? Или они ездят по другим дорогам? Плохо это, что инспектор считает себя царем вместо того, чтобы выполнять обязанности, возложенные на него государством.
– Но согласитесь, что мотоциклисты все же иногда требуют к себе особого отношения. Не так давно была дискуссия по поводу того, должны ли инспекторы преследовать водителей, если на них нет шлема. Как вы считаете, должны ли?
– Я считаю, если мы живем в правовом государстве, то мы обязаны соблюдать законы. Какая разница, в шлеме или без шлема? ПДД – это не книжка для раскрасок, это закон. Знать его должны все, и мотоциклисты, и автомобилисты, и детки в школах.
– Но изначально байкерская культура – это бунт, отрицание правил...
– Если ты такой бунтарь, то пойди и выкинь паспорт, водительское удостоверение и документы на свою фирму. А пока мы живем в государстве, мы должны соблюдать правила. Это не так сложно. Мы соблюдаем правила не потому, что так дяде с полосатой палкой захотелось, а потому что это необходимо. Вот вы не пропустили на переходе человека, а если бы это были ваша мама или ребенок? Любую ситуацию надо проецировать на себя. Только тогда у нас будет порядок.