Город Иван Камельских, автор книги об истории тюменского водопровода: «Возможно, «Водоканал» спас Троицкий монастырь»

Иван Камельских, автор книги об истории тюменского водопровода: «Возможно, «Водоканал» спас Троицкий монастырь»

В этом году тюменскому водопроводу исполнилось 150 лет. В честь юбилейной даты «Водоканал» планирует выпустить книгу «Первые в Сибири» об истории, мифах и легендах создания системы водоснабжения в нашем крае. О чем могут поведать старые трубы, есть ли в Троицком монастыре призраки, и чем еще будет интересна книга, рассказал один из ее авторов Иван Камельских.

Иван, правда ли тюменский водопровод настолько уникален, что о нем нужно писать отдельную книгу?

– Если честно, всю актуальность этой книги я понял уже в процессе ее подготовки. Тюменцам на самом деле есть чем гордиться. Ведь наш водопровод стал первым в Сибири. Тобольск, Иркутск, Томск – все эти города начали строить свои сооружения, убедившись, что у нас они успешно используются. Работники тюменского «Водоканала» сделали немало и при постройке новых коммуникаций в 60-70-е годы. И сейчас, пока живы те люди, что строили все сооружения, которые мы будем использовать еще долгие годы, у нас есть возможность сохранить историю для будущих поколений. История эта важная, ведь без воды ни один город не может существовать.

Что можно рассказать о первых постройках? Каким был водопровод в 1864 году?

– Первый водопровод проходил в центре города, по будущей улице Водопроводной. Изначально он строился для нужд пожарных. Тюмень была деревянная, горела часто, и учитывая крутость берегов Туры, сгорала вся дотла: ведь с ведрами вниз не набегаешься. Тогда думцы стали размышлять, что же делать. И в 1862 появились первые проекты. А в 1864 году водопровод уже запустили.

Однако особых сдвигов в деле пожаротушения он не дал, поскольку город разрастался, а трубы проходили только по центральной его части. В протоколах о заседаниях думы опять значатся различные предложения: убирать листву, чистить дымоходы. В том числе была и идея устроить соревнования среди водовозов. Тот человек, который первым прибывал на пожар, получал плату за воду в двойном объеме. Однако потом и эти меры тоже были признаны неэффективными, и в 1911 году начали строить второй водовод по проекту инженера Зимина.

Чем интересен его проект?

– Этот проект тоже достаточно интересен. Например, именно тогда появилась водонапорная башня на улице Орджоникидзе. Кроме того, была разработана система, закрывающая при пожаре все придомовые ответвления, чтобы весь напор воды шел только на пожар. Каким образом это было сделано, в проекте не написано. Загадка.

Историей водоснабжения вообще никто никогда серьезно не занимался, хотя вроде бы это такая жизненно важная отрасль. И узнавая что-то об этой отрасли, мы можем узнать многое о жизни города. Например, очень долго «Водоканал» располагался на территории Троицкого монастыря. Церковь всегда на это обижалась. А если подумать, может, если бы предприятие туда не поселили, судьба у церкви непонятно как бы сложилась. Не факт, что монастырь не постигла бы такая же участь, как у Благовещенского собора. Возможно, это был продуманный ход городских властей, чтобы сохранить памятник архитектуры.

Есть еще интересные факты. Например, мало кто знает, что первую водоразборную колонку, которая пришла на смену водоразборной будке, построили немцы-переселенцы из Нижнего Поволжья. Водоразборные будки – это были такие избушки, в которых сидели бабушки и по талонам наливали воду в ведро. В 40-х годах таких будок было около 20 всего на весь город. Тогда же стали появляться колонки, которые, кстати, зимой доставляли не меньше проблем, чем сейчас.

То есть замерзали?

– Да, они замерзали всегда! И в архивах это есть. И колонки замерзали, и водопроводы. И с этим связаны забавные истории. Например, В 40-е годы стояли страшные морозы. И в архиве мы нашли записку: «Просим выделить дополнительную квоту спирта в связи с аномально холодными температурами». Это сейчас доказано, что спирт не греет, а раньше только им и спасались. Не было ведь ни спецодежды, ни техники. На балансе у «Водоканала» была только одна машина и 20 землекопов.

Оттуда и пошла легенда о том, что все водопроводчики – пьяницы?

– Вероятнее всего, да. Вообще когда читаешь такие документы, становится очень обидно за то отношение к работникам ЖКХ, что сложилось у нас в обществе. У нас же принято считать, что они все бездельники, только сидят на работе и в карты играют. А ведь слесарей-старожилов у нас нет. Они все с профзаболеваниями, проработав с ледяной водой, не доживают до глубокой старости.

Если брать ХХ век, тюменцы тоже могут найти повод для гордости «Водоканалом»?

– Тюменцы много где были первыми. Взять хотя бы 1948 год. Первая водоочистная станция, которая обеспечивала весь город водой, тоже была уникальной. Она без преувеличения гремела на весь Союз. Здесь впервые применили технологию очистки на скорых фильтрах во взвешенном осадке – уникальная технология, которая позволяла ускорить процесс очистки, не теряя качества воды. Сохранились документы, рассказывающие о том, как эту технологию обсуждали на Всесоюзном съезде. А после этого на нашу станцию протоптали тропу ученые из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Здесь было что поизучать, ведь в Туре во все годы была проблемная вода.

О «Водоканале» ходят легенды. На вашей выставке есть даже специальный блок…

– Да, и одна из самых интересных связана с Троицким монастырем. Вторая очередь головной водоочистной станции стоит прямо на месте монастырского кладбища. А в 1923 году, когда монастырь был полностью закрыт, один из охранников увидел белого монаха, и пытался стрелять по фантому. С того самого момента на первой очереди люди советской закалки, которые не верили ни в бога, ни в черта, периодически рассказывали, что видели призраков. Но надо понимать, что сама водоочистная станция – это было громадное гудящее сооружение с тусклыми лампочками и капающей водой. Соответственно, люди боялись спускаться вниз. При этом интересна логика людей того времени, сейчас ее поймет не каждый. Одна из бывших сотрудниц рассказывает: «Я была молоденькая, увидела призрака, испугалась! Но я же помнила, что задвижку надо открывать, я закрыла глаза и пошла».

Вы хотите выдвинуть кандидатуру бывшего директора «Водоканала» Владимира Бахарева на звание почетного гражданина города. Чем примечательна эта фигура?

– Владимир Александрович около 40 лет руководил тюменским водоканалом. По сути, все, что сейчас есть в сфере водоснабжения и водоотведения, строилось под его руководством.

При нем запустили Метелевскую водоочистную станцию. Того объекта, который сейчас обеспечивает две трети города питьевой водой, могло и не быть, поскольку это был один из самых крупных советских долгостроев. Начинали строить его еще в 1962 году, а запустили только в 1981. При этом качество проведенных работ было, скромно говоря, ужасным. Строил станцию спецконтингент. В советские годы многие объекты строили заключенные. Работникам водоканала потом пришлось фактически все заново перестраивать, поскольку строители оставили много «подарков». Самый простейший пример – ломик, запаянный в стену вместо трубы. Силами работников «Водоканала» станцию полностью переделали, и она стала подавать людям воду.

Благодаря Бахареву вплоть до 2007 года Велижанский водозабор работал на насосах собственного производства, не завися ни от кого. А производство это тоже наладил Владимир Александрович, съездив на один из двух заводов, что производили в Союзе насосы. Он взял с собой главного механика, они посмотрели, как это делают другие и буквально из подручных средств собрали оборудование для производства глубинных насосов. При этом их насосы ничуть не уступали тем, что производились на заводах.

Этот же человек сделал уникальное реагентное хозяйство на водозаборе. В конце 80-х, во время перестройки, возникли проблемы с поставкой реагентов. Заводы закрывались, брать химикаты было негде. А для очистки воды из Туры реагентов требовалось достаточно много. Тогда Владимир Александрович подумал немного и предложил построить свое реагентное хозяйство. Он поехал на завод, где раньше закупали реагенты, взял чертежи, перерисовал их за ночь, приехал и открыл свое производство. Тогда никто не верил, что это возможно, а он это сделал, и вопрос срыва поставок воды был снят.

А главное, его хорошо помнят в коллективе. О нем ходят легенды. Говорят, что он умел заглянуть в будущее. Например, то здание, где сейчас располагается «Водоканал». Тогда улица Николая Федорова была окраиной Тюмени, и многие смеялись, не понимали, зачем селиться именно в том месте. А Бахарев еще тогда говорил: «Подождите, пройдет время, и это будет центр города, и здесь будет самая удобная развязка».

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Опасность тюменских улиц в 3,5 раза выше»: урбанист рассказал, что следует перенять нам у Москвы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления