В результате проекта разделения оптового и розничного бизнеса в мае 2013 года был создан Уральский филиал «Газпромнефть-Региональные продажи». О задачах нового предприятия «Газпром нефти», организованного для мелкооптовой реализации нефтепродуктов на Урале и в Западной Сибири, 72.ru рассказал директор филиала Анатолий Пушмин.
– Анатолий Владимирович, каковы функции нового предприятия?
– Наш филиал занимается только мелкооптовой реализацией нефтепродуктов и осуществляет поставки топлива крупным потребителям Урала и Западной Сибири, в том числе сети АЗС «Газпромнефть», топливно-энергетическим и агропромышленным предприятиям, транспортным компаниям, органам региональной и муниципальной власти. Уральский филиал включает в себя три отделения: в Тюмени, Екатеринбурге и Челябинске.
Таким образом, наш филиал занимается лишь одним направлением бизнеса – мелкооптовыми продажами, но количество регионов увеличилось по сравнению с тем, как были организованы продажи ранее. Если раньше мы работали в Тюменской и Курганской областях, в ХМАО и ЯНАО, то теперь также охватываем Челябинскую и Свердловскую области, Пермский край и Татарстан.
– А почему в принципе возникла необходимость подобного разделения?
– С одной стороны, о необходимости разделения давно говорили в антимонопольном ведомстве. С другой стороны, такой шаг диктовала действительность и лучшая мировая практика. Однако инициатива о разделении бизнеса принадлежала именно «Газпром нефти». Компания опередила законодательные веяния, подписав в феврале этого года с Федеральной антимонопольной службой «Правила торговой практики ОАО «Газпром нефть» в отношении реализации бензина и дизельного топлива в Российской Федерации». В документе определены основные принципы оптовой реализации нефтепродуктов, в том числе приоритетность поставок на внутренний рынок и единый порядок ценообразования.
– То есть теперь разные направления бизнеса осуществляются самостоятельными предприятиями?
– Да. При этом по сути сам процесс обеспечения нефтепродуктами не изменился, но принципиально поменялось управление этим процессом. Раньше сбытовые предприятия занимались сразу несколькими видами бизнеса: оптовыми и розничными продажами, транспортировкой, хранением нефтепродуктов. К примеру, «Газпромнефть-Тюмень» работала с оптовыми, корпоративными, розничными клиентами. Теперь же на корпоративном уровне четко разделена ответственность за каждое направление. Все это в конечном счете должно сделать бизнес более понятным как для самой компании с точки зрения менеджмента и финансов, так и более прозрачным для клиентов и контролирующих организаций.
– Как разделение сказалось на кадрах?
– Произошла ротация, так сказать, освежили кровь: кто-то стал работать в Омске, кто-то в корпоративном центре в Санкт-Петербурге, кто-то, напротив, приехал к нам в Тюмень. И подобные изменения произошли не потому, что нам вдруг надоели прежние сотрудники, такой опыт необходим как для эффективной работы новой структуры, так и для роста профессионализма самих работников. Могу с уверенностью сказать, что сейчас у нас стабильный коллектив, заинтересованный в обучении, развитии и карьерном росте.
– Каковы объемы продаж вашего предприятия?
– Уральский филиал реализует в месяц более 280 тысяч тонн нефтепродуктов. Среднемесячный объем реализации (за период с июля по август 2013 года) в адрес сети АЗС «Газпромнефть» составил 172,3 тысячи тонн, в адрес других контрагентов – 110 тысяч тонн. Таким образом, сеть АЗС «Газпромнефть» теперь такой же клиент, как и остальные, и со всеми мы работаем на рыночных условиях.
– Какую продукцию вы реализуете?
– Светлые нефтепродукты: бензин «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98», дизельное топливо – летнее, зимнее, арктическое; СУГ (сжиженный углеводородный газ); темные нефтепродукты: мазут ТКМ-16, М-100, дорожный и строительный битумы; масла моторные, индустриальные, гидравлические, трансмиссионные наливные и фасованные. Доставка нефтепродуктов в регионы осуществляется железнодорожным транспортом с нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти» – Омского НПЗ. Он занимает лидирующие позиции среди российских заводов по глубине переработки нефти и выходу светлых нефтепродуктов, по набору технологических процессов, выпуску бензина и дизельного топлива, объему производства ароматических углеводородов.
– В вашем ведении теперь несколько региональных рынков – столкнулись ли вы с их спецификой?
– Действительно, у каждого рынка свои особенности, так что работать нам интересно. Если в Тюменской области, в ХМАО и ЯНАО акцент в основном на дизтопливе, которое мы большими объемами поставляем предприятиям ТЭК, то оптовые клиенты в Челябинске и Екатеринбурге чаще приобретают бензин. Кстати, Челябинск у нас считается самым сложным городом, так как он рядом с Башкирией, с которой непросто конкурировать. Да, рынки, объемы продаж, клиенты – все разное, однако наш ответственный подход к работе с партнерами не изменится, их потребности как были, так и будут приоритетом в нашей работе.
– Как формируются цены на вашу продукцию?
– Цена реализации определяется просто: учитывается стоимость приобретенных нефтепродуктов на НПЗ, затраты на хранение и транспортировку, а также необходимость получения экономически обоснованной прибыли. Поскольку хранением и транспортировкой в результате реорганизации занимаются две отдельные компании, соответственно, стоимость их услуг будет видна в цепочке формирования наших цен. Таким образом, достигается одна из целей разделения бизнеса – становится прозрачной система ценообразования.
– Мы знаем, что большое количество предприятий заправляют транспорт на АЗС «Газпромнефть». Как теперь построена работа с корпоративными клиентами?
– Корпоративные продажи до конца года остаются в том же статусе, что и сейчас – в нашем случае в «Газпромнефть-Тюмени». Дело в том, что в данном направлении бизнеса велика доля продаж в рамках Федерального закона №94 – о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. Такие контракты предусматривают обязательства на год, поэтому мы не можем изменить ни условия поставки, ни даже одну запятую. То есть до конца года это направление будет работать в прежнем режиме. Потом будет организовано новое юридическое лицо – «Газпромнефть-Корпоративные продажи».