Город Сергей Разуваев, генеральный директор группы компаний «Маркетинг-Консультант», автор книги «Маркетинг за МКАДом, или Исповедь маркетолога»: «В «Газпром» меня работать не позвали»

Сергей Разуваев, генеральный директор группы компаний «Маркетинг-Консультант», автор книги «Маркетинг за МКАДом, или Исповедь маркетолога»: «В «Газпром» меня работать не позвали»

Сергей Разуваев – тот человек, благодаря которому маркетинг в Тюмени имеет хорошо узнаваемое на российском уровне лицо, имя, даже историю. Он создал и возглавляет ведущее в Тюменской области коммуникативное агентство ГК«Маркетинг-Консультант». Обладает уникальным опытом работы с крупными холдинговыми структурами в области финансов, девелопмента, ритейла, автобизнеса, производства. Под честное слово заверяет, что никогда не делил маркетинг на столичный и региональный, однако выражение «Маркетинг за МКАДом» решил запатентовать. Тем более, что так называется еще осенний, самый важный бизнес-форум, один из трех ежегодных, которые организует и проводит ГМК. Пока он не начался, успеваем задать Сергею Разуваеву некоторые интересующие вопросы.

– В одном интервью вы признались, что умеете профессионально фасовать и заворачивать сливочное масло. Где вы научились этому?

– Правильнее будет сказать, что я умел это делать. Все дело в том, что по первому образованию я продавец первой категории и товаровед промышленной и продовольственной групп товаров. Это сегодня любой человек может стать директором магазина, а раньше, в советское время, которое я слегка застал, им мог стать только продавец первой категории. Это такая высшая категория у продавцов. Я учился в торговом училище до поступления в Тюменский государственный университет. Вуз окончил по специальности «финансы и кредит», поэтому логично, что я занимаюсь маркетингом.

– Почему же не стали банкиром и называете себя «предпринимателем поневоле»?

– В то время мне показалось, что банк – это не очень интересно, что это одни цифры. Сейчас я, конечно, изменил свое мнение, но все равно работа в банке – это не мое. Хотя, конечно, мог бы, имею соответствующее образование. Тогда мне было 24 года, я работал в достаточно крупной компании. Но на дворе был кризис неплатежей, зарплату платили редко, а я решил жениться. Необходимо было срочно решать, как содержать семью. В «Газпром» меня работать не позвали, я решил попробовать себя в предпринимательской деятельности. Поэтому стал «предпринимателем поневоле». Когда начинал, кстати, не думал, что буду заниматься бизнесом. Я видел себя в какой-нибудь крупной организации, на одной из руководящих должностей, как-то так.

– Как создавался «Маркетинг-Консультант»? Какие проекты помогали компании расти и развиваться? Какие люди, встречи, события повлияли лично на вас?

– Мне был необходим заказ. Познакомившись с Владимиром Васильевичем Завьяловым, я получил его. Как сейчас помню, мне сказали: «Надо сделать так, чтобы люди купили воду, которая бесплатно течет из крана». С учетом того, что «Кристалл» по сию пору остается лидером продаж бутилированной воды в Тюмени, с поставленной задачей мы справились неплохо. Потом было много локальных вещей. В 2005 году состоялось знакомство с Геннадием Юрьевичем Разницыным, мы разработали коммуникативную стратегию гипермаркета «Южный». После этого, как говорится, понеслась... Общение с Геннадием Юрьевичем как раз значило для меня очень много, по сути, это был переломный момент.

– Маркетинг – больше математика или творчество?

– Это математическое творчество. Маркетинг очень многогранен. Но это, прежде всего, аналитика. Потом, когда с помощью аналитики делаются определенные выводы и доходит до того, как донести до людей эти посылы из выводов, вот там начинается творчество. При этом я, в принципе, отношусь к тем людям, которые считают, что креатив должен быть стратегическим. Если верно все заложено в коммуникативной стратегии, фундамент правильный, само общение людей с брендом строится грамотно и профессионально. Если в самом начале, на стратегическом уровне, допускается ошибка, никакой креатив уже не поможет.

– Почему вы разделили маркетинг по географическому принципу? Чем отличается маркетинг столичный и региональный?

– Я не делил маркетинг на столичный и региональный. История была такая. Я предоставил в издательство текст материала книги, которую хотел назвать «Маркетинг побед». Но в «Манн, Иванов и Фербер» мне однозначно сказали, что название нужно менять, и лучше будет «Маркетинг за МКАДом». Я понял, что они правы. Так все и получилось.

– Почему решили написать книгу?

– Считаю, то, что нам удалось сделать с компанией «Партнер-Инвест» в Третьем Заречном микрорайоне, заслуживало внимания. Все те технологии, процессы, которые мы применяли, я отразил в книге. Отчасти тем самым я помогал формировать бренд нашего региона в глазах других областей, пусть даже в узком профессиональном маркетинговом сообществе. Еще помогал им использовать те фишки, которые мы применяли, чтобы они могли развивать свои проекты.

– Само выражение «Маркетинг за МКАДом» становится все более популярным. Думаете запатентовать?

– Мы не просто думаем об этом, а уже подали документы на регистрацию.

– В каких случаях не работает тактика «прорывных стратегий»?

– Понимаете, прорывная стратегия сама по себе не рождается, этому предшествует великое множество текущих, почти невидимых, маленьких дел. Ведь прорыв – это заслуга не одного-двух месяцев. Прорыв формируется долгими годами подготовительной работы. Я не верю в чудесную таблетку, с помощью которой можно решить все проблемы в маркетинге. Это слишком сложная технология.

– Как вы относитесь к семейному бизнесу? Муж и жена могут работать вместе?

– Отношусь к этому спокойно. Малый бизнес вполне может быть семейным.

– Видите смысл в том, чтобы передавать дело по наследству?

– Услуга неотделима от услугодателя. Поэтому если ты можешь услугу бизнеспроцессеировать, ее можно передать – масштабировать и транспортировать. Мне лично сделать это пока не удалось. Несмотря на то, что мы работаем уже в четырех городах, к сожалению, многие процессы завязаны только на меня. Это не очень хорошо. Хотя этих процессов сейчас стало гораздо меньше, чем даже год назад.

Я бы вообще не хотел, чтобы мой ребенок стал предпринимателем. Я хочу, чтобы он стал чиновником либо сотрудником «Газпрома», условно говоря. Рынок у нас менее конкурентен, чем за рубежом. Все-таки Россия занимает 120 место в мире по условиям формирования бизнеса. Вообще предпринимателей в России не любят, не уважают, не ценят их труд. Считают, что предприниматели – временщики и хапуги. И это при том, что есть удивительные люди, как, например, Ильтяковы.

Их компания «Велес» в Кургане занимается продажей мясных изделий на территории Уральского федерального округа и Сибири. В селе Частоозерье, где находится производство, они построили спортивный комплекс, поставили церковь, отремонтировали школы, детские сады, строят дома для своих сотрудников. Они далеко не бескорыстны, но это настоящие предприниматели, купцы, если хотите. Наши люди этого не видят, все смотрят на Березовского, олигархов, думают, что предприниматели – это те, кому надо только «урвать» и «свалить» из страны. А государство молчит о том, что предприниматели формируют бюджет, платят налоги, содержат компании, сотрудников. У меня, например, работает почти 30 человек, таким образом, моя компания содержит почти 15 семей. Эти люди не пойдут к государству просить каких-то преференций, дотаций.

В результате вопрос: почему я должен платить налоги, которые, к тому же, ежегодно повышают? Мне кажется, свою социальную функцию я уже выполнил. Но это все философия.

– Каковы ваши главные ориентиры? Мнение каких людей для вас авторитетно?

– Есть люди, к мнению которых я прислушиваюсь. Однако со временем я стал все больше и больше опираться на собственный опыт. Он является для меня ориентиром. Мне важно уважение, отношение определенных людей, но стараюсь ориентироваться на себя и слушать свой внутренний голос. Возможно, это просто с возрастом приходит.

– По какому принципу живете? Чем гордитесь в жизни?

– Горжусь своей семьей и своим сыном, а по каким принципам живу, не знаю. Просто живу и получаю от этого удовольствие. Может быть, в этом и есть главный смысл – радоваться тому, что живешь, занимаешься любимым делом, которое помогает другим людям, общаешься с семьей и друзьями. Я пока не пришел к окончательному выводу по этому вопросу.

– Какие идеи в профессии сейчас увлекают вас больше всего?

– Интернет-маркетинг. Это та тема, которую надо развивать.

– Какие из них планируете реализовать?

– Сейчас я поставил для себя задачу развиться в четырех городах, за следующий год – в двух, выстроить там все бизнес-процессы и стать мультирегиональным агентством. Я думаю, что это потребует приложения многих сил.

– Как происходит работа «Маркетинг-Консультант» в других городах?

– Сложно, тяжело, интересно.

– Какие проекты развиваете на федеральном уровне?

– У нас нет проектов на федеральном уровне, потому что это минимум города-миллионники. Пока мы до этого не доросли.

– Как бы вы продолжили фразу: «Жаль, что в Тюмени нет...»

– Чего мне не хватает в нашем городе? Да, в принципе, всего достаточно.

– А что есть только в Тюмени?

– Здесь живет моя семья, мои друзья. В Тюмени классная набережная и руководят люди, у которых есть здравый смысл. Я часто бываю в других городах и уже пришел к окончательному выводу, что менеджмент у нас превосходит в разы, на порядок точно, другие регионы.

– Вы еще не устали от своей работы? Как отдыхаете?

– Лучший отдых для меня – сон. Отдыхаю, когда общаюсь с сыном, кошу траву на даче у тещи. Я дал своей семье обещание, что два раза в год буду брать отпуск. Пока стараюсь держать. От работы не устал. Моя работа – это мои клиенты, постоянные вопросы и вызовы, отвечать на которые очень интересно.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем